Неизвестный сериал
Молодой Шерлок плывет к антиподам
Чтобы занять крупный пост, придется рискнуть жизнью
Телесериал: «Путешествие на край земли» (To the Ends of the Earth), Великобритания, 2005.
Авторы идеи: Тони Басгэллоп и Ли Джексон (по романам Уильяма Голдинга).
Жанр: историческая драма с элементами притчи.
Звезды: Бенедикт Камбербэтч («Доктор Стрэндж», «Игра в имитацию», сериал «Шерлок»), Джаред Харрис («Загадочная история Бенджамина Баттона», сериалы «Безумцы», «Грань»), Джейми Сивес («В сердце моря», сериалы «Игра престолов», «Государственная тайна»), Джонатан Слингер (сериалы «Парадокс», «Виртуозы», «Война Фойла», «Задиры»), Виктория Хэмилтон (сериалы «Игра», «Вызовите акушерку»), Сэм Нилл («Парк Юрского периода», «Пианино», «В пасти безумия»), Чарльз Дэнс («Последний киногерой», сериалы «Игра престолов», «Мерлин», «Конец детства»).
Продолжительность: 1 сезон.
Мой рейтинг: 8 из 10.
Начало XIX века. Эпоха наполеоновских войн. Молодой английский аристократ Эдмунд Тэлбот (Бенедикт Камбербэтч) отправляется на корабле в Австралию: по рекомендации влиятельного крестного, молодому человеку обещан пост помощника губернатора Сиднея. Путешествие на парусном судне займет несколько месяцев, и всё это время герой будет вести дневник, занося в него не только впечатления от событий, случающихся во время плавания, но и собственные мысли, суждения и оценки окружающих персонажей.
Повествование от первого лица всегда таит в себе одну опасность: мы невольно начинаем абсолютизировать авторское «я», забывая о том, что точка зрения человека (пусть даже симпатичного нам) – это лишь точка зрения, субъективное мнение, одно из многих. Вот и в этом мини-сериале (три полуторачасовых эпизода) закадровый голос главного героя будет сопровождать зрителя, и первое время мы вольно или невольно будем видеть команду корабля и пассажиров глазами этого молодого человека и оценивать людей именно так, как оценивает их Тэлбот – человек, чей жизненный опыт, в силу возраста, еще крайне мал, а морской опыт вообще равен нулю.
Лишь к концу первого эпизода реальность начнет «двоиться»: сперва мы поймем, что взгляд рассказчика – еще не истина в последней инстанции, а следом и сам главный герой начнет по-иному, менее однозначно, смотреть на жизнь. И тогда капитан Андерсон (Джаред Харрис) окажется вовсе не злобным самодуром, каким он поначалу представлялся Тэлботу, толстяк-художник мистер Брокльбэнк (Ричард Маккейб) – не слишком комическим персонажем. Придурковатый на вид священник Колли (Дэниел Эванс) превратится в фигуру трагическую, а суровая, неприветливая и недалекая мисс Грэнхем (Виктория Хэмилтон), предстанет перед нами философом и, попав в непростую ситуацию, явит чудеса самопожертвования.
«Путешествие на край земли» помогает зрителю понять, что актер по имени Бенедикт Камбербэтч, о существовании которого многие узнали только после выхода сериала «Шерлок», состоялся задолго до 2010 года. Еще в 2004 году он исполнил главную роль в байопике «Хокинг», а потом часто появлялся в сериалах ВВС, глубоко проникая в образы даже второстепенных персонажей. Тэлбот – его бенефисная роль; персонаж многогранен и по ходу развития сюжета вызовет у зрителя разнообразные чувства, от сильной неприязни до сочувствия. «Эдмунд невероятно самоуверен, достаточно заносчив, раним и всегда готов учиться, – говорил актер о своем герое. – Это в полной мере продукт своего времени. Представитель высшего общества, он обладает манерами и изяществом, присущими его социальному положению. Он полон амбиций, своенравен, всегда думает, что держит ситуацию под контролем, но раз за разом бывает сбит с толку...»
Чисто внешне история, происходящая на телеэкране, вписывается в традиционные рамки костюмной драмы на «морскую» тему: есть жестокие штормы и изматывающая качка, есть угроза неминуемой гибели, есть случаи чудесного спасения от нее; порой персонажи, которые носят военную форму, ведут себя отнюдь не героически, а люди гражданские, осознав возможность морского боя, заряжают бортовые орудия и готовы рискнуть жизнью. Быть может, тонкие специалисты по эпохе наполеоновских войн обнаружат некие мелкие несоответствия в костюмах или прическах, однако у обычного зрителя, пожалуй, нет претензий ни к костюмерам, ни к гримерам, ни к реквизиту, ни к спецэффектам: всё выглядит аутентично. Но...
Не следует забывать, что мини-сериал имеет литературную основу. Каждый из трех эпизодов соответствует одному из трех томов «Морской трилогии» («Ритуалы плавания», «Тесное соседство» и «Пожар внизу»), написанной лауреатом Нобелевской премии Уильямом Голдингом уже под конец жизни. Писатель сам прошел корабельную выучку: во время Второй мировой войны служил на флоте, а позже плавал на яхте. Так что все реалии ему знакомы. Однако перед нами – не только и не столько реалистическая «морская» проза. Подобно лучшим вещам Голдинга («Повелитель мух», «Наследники», «Шпиль»), трилогия имеет много смыслов: это еще и наполненная символами история взросления, и масштабная развернутая притча.
Отдадим должное создателям телеверсии, которые умело «считывают» потаенные авторские смыслы и материализуют их на экране. Перед нами открывается странный мир. Здесь жизнь в условиях качки похожа на нескончаемую битву человека с полтергейстом, здесь метафора «умереть от стыда» парадоксально овеществлена, а корабль, потрепанный штормами и с тлеющим пожаром в трюме, – нечто вроде «доброй старой Англии» в миниатюре. Вряд ли кто-то из зрителей усомнится в том, что финал будет более-менее благополучным для большинства героев и что корабль – несмотря на все невзгоды – в конце концов доставит пассажиров до места назначения. Но после такого испытания лишь один из персонажей объявит, что это не последнее его путешествие. Остальные пассажиры, скорее всего, уже больше никогда не поднимутся на борт корабля.