Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым
Месяц сурка
Осенью музыканты активизируются и начинают разъезжать по всей стране. Можно было сбиться со счета, рассматривая количество гастролеров в октябре. При этом месячный обзор спокойно можно было составить исключительно из звезд, уже появлявшихся в предыдущих статьях. Но это как-то неправильно. Хотя от пары уже знакомых артистов мы отказаться не смогли.
I
Что: Камилла Турман (США)
Где: Филармония
Когда: 10 октября
Забавно все-таки, как поменялось за XX век отношение к джазу: от пренебрежительного неприятия любителями классики до элитарного статуса. Притом, если верить опросам, аудитория у классической музыки и джаза сейчас почти идентичная. Признаться, что ты не любишь джаз, это не то чтобы страшно, но почти все равно что сказать: «Ну не эстет я, нет у меня тонкого вкуса». При этом надо хотя бы раз попытаться перебороть себя и расслушать того же Луи Армстронга, а то не поймут.
Я не могу сказать, что джаз не люблю, но, за исключением некоторых поджанров, относился к нему всегда достаточно спокойно. Вернее, так было до выступления Evgeny Ring Quintet, от которого, по правде говоря, я изначально ничего особенного не ждал. А зря. Может быть поэтому на концерт американской певицы и саксофонистки, известной по совместной работе с Чакой Хан и Бенни Голсоном, Мисси Эллиот и Алишей Кис, я шел с приятным предвкушением. Но завышенные ожидания – это тоже так себе вариант. Концерт получился как хороший джазовый стандарт: все хорошо, все на месте и вместе с тем достаточно предсказуемо, чтобы потом вспоминать о нем спустя годы. Камилла выходила, пела, играла, время от времени уходила, когда начинали солировать коллеги, а потом неизменно под аплодисменты возвращалась на сцену. Песни шли вперемешку – джазовые стандарты вместе с композициями ее собственного сочинения (надо заметить, весьма приятные произведения). В общем, это была хорошая предсказуемость, когда зритель (ну или, во всяком случае, ваш покорный слуга) получал ровно то, что и требовалось. Не больше, но и не меньше.
И маленький забавный момент: не только обладательница великолепного диапазона обращала на себя внимание в этот вечер. Каждому музыканту достались его условные пять минут славы в виде соло, но барабанщик Даррелл Грин – это отдельный пример талантливого человека: снять обувь и надеть ее в течение одной песни, при этом не переставая играть – это признак настоящего мастерства. Без шуток! Я уж не говорю, что как настоящий драммер он заставляет свои партии звучать, а не быть банальным ритмическим сопровождением для других инструментов. И за это, кстати, мы тоже любим джаз.
II
Что: Болот Байрышев, Тандалай Модорова, Алексей Чичаков
Где: Machine Head
Когда: 18 октября
У меня были некоторые сомнения насчет этого концерта. Дело в том, что я уже был на выступлении алтайских любителей этники Байрышеве и Чичакове и потому достаточно хорошо представлял, чего от них ждать на сцене. А вот о Тандалай (в миру Раисы) Модоровой я не знал ровным счетом ничего. Писать же спустя всего полгода о тех же артистах, наверное, как-то неправильно. Но все-таки я рискнул пойти второй раз и не прогадал.
Здесь нужно дать ремарку о повторных походах на артистов. Если первый раз впечатления всегда поверхностные – ты отмечаешь атмосферу или то, что сыграли или не сыграли твою любимую песню, то во второй раз часто начинаешь обращать внимание на структуру программы. На мартовском выступлении Байрышев с Чичаковым, как мне казалось, просто создают в хорошем смысле мистерию, в которую тонко вплетены их этнические композиции. Но во второй раз начала проясняться уже драматургия самого концерта: музыканты выходили на сцену каждый раз ненадолго – только мы успеваем привыкнуть к Байрышеву, как появляется Алексей, они недолго играют вместе, и вот уже Болот покидает сцену. А второе отделение открывает Тандалай Модорова, чье выступление можно назвать, пожалуй, одним из самых мощных, что мне доводилось видеть и слышать. Поначалу ты удивляешься, что в этой хрупкой певице заключен такой красивый чистый голос, потом – что она практикует горловое пение. А спустя какое-то время все мысли пропадают, потому что звучит «Журавлиный крик», и здесь даже в вечно гудящем зале повисает звонкая тишина – все боятся нарушить зарождающуюся прямо на глазах магию. Самый волшебный момент – это когда Тандалай начинает кричать журавлем. Становится страшно – неужели человек действительно так может? Оказывается, может.
Под конец все артисты собираются на сцене и приглашают барабанщика американо-израильской группы Sobo Blues Band Эдена Бахара (концерт SBB должен был состояться в «Machine Head» на следующий день, но был отменен). И снова мистерия – почти на пятнадцать минут.
III
Что: Вадим Степанцов и «Бурлеск оркестр»
Где: Machine Head
Когда: 22 октября
Есть люди, у которых четко выделен основной род деятельности и побочные, а есть те, про кого сразу однозначно не скажешь, кто он. Например, Джаред Лето – больше певец или актер? Или Вадим Степанцов и выступавший спустя некоторое время после него в том же месте Михаил Елизаров – больше писатель или певец? Не поймешь. Неудивительно, что и на концерте Вадима Юрьевича не раз просили из зала прочитать то или иное стихотворение, что он время от времени и делал. Как-никак, а Великий Магистр Ордена куртуазных маньеристов, куда в свое время входили Дмитрий Быков и автор многих известных поп-хитов Виктор Пеленягрэ.
Как музыканта мы Степанцова знаем по «Бахыт Компоту». «Бурлеск оркестр» же преподносит, согласно презентации самого Степанцова, «хиты «Бахыт Компота» в крымской упаковке». Поэтому опасаться, что «Пьяную, помятую пионервожатую» мы не услышим, не стоило, хотя сам певец на концерте оговаривался, что не стоит путать эти группы. Пел Степанцов и «Король Оранжевое лето» – вообще-то это песня группы «Браво», но написал ее именно он. Хитов в принципе хватало. По пути Вадим Юрьевич отвечал на вопросы. Например, что не отказался бы от Нобелевской премии, но в том же контексте, в каком получил ее Боб Дилан («Когда у меня будет денег, как грязи, чтобы не являться на премию и плевать на нее с высокой горки»).
И вроде все бодро, живо, с танцами, но все равно концерт оставил противоречивые ощущения. С одной стороны, замечательно, что Вадим Юрьевич исполнил все те хиты, которые так нравятся зрителям, а в конце вечера очень душевно спел, сидя на полу со зрителями, новую песню, и это тут же все начали снимать на смартфоны. С другой стороны, казалось, что Степанцов на концерте, говоря спортивной терминологией, отбывал номер. Минимум экспрессии, усталость, которую артист не пытался скрыть, и апогей в виде залипания в смартфоне в конце первого отделения прямо во время песни. Фанаты, понятное дело, все примут, но для нейтрального зрителя картина, мягко говоря, не очень.
IV
Что: «Аффинаж»
Где: Metro
Когда: 23 октября
И снова та же история, что и с концертом алтайских музыкантов: пойти хочется, впечатления от предыдущего выступления исключительно положительные, но удастся ли открыть для себя что-то новое? Тем более что если на первом концерте важна атмосфера, то в случае с «Аффинажем», при всей их самобытности, речь идет все-таки о более привычном формате. А еще были опасения, что повторный приезд любителей нуар-шансона всего через полгода вкупе с не самыми дешевыми билетами отрицательно скажутся на продажах. Но нет, «Metro» опять было забито битком, а до сцены было не протолкнуться (впрочем, учитывая особенности помещения, добиться такого эффекта не так уж сложно).
И все же революции для меня не случилось: в сценическом плане концерт отличался от предыдущего разве что тем, что басист Сергей Сергеич в этот раз не сидел на стуле, а вокал Эм Калинина стал еще лучше (в первую очередь это касается скрима). Зато программа поменялась кардинально: что-то, как «Май» или «Птица-счастье», ушло, а что-то, напротив, добавилось, например, истеричный «Лес». Хотя горячо любимый публикой «Герой моих детских слез», когда вместо вокалиста поет зал, все равно был исполнен. В общем, как я лишний раз убедился, коллектив очень грамотно подходит к своему творчеству и вопросу развития.
И еще пару слов о зрителях. Надо заметить, что в этот приезд публика еще более активно подпевала петербуржцам. Наверное, первый концерт в апреле произвел такое неизгладимое впечатление, что многие начали глубже интересоваться творчеством квартета. Что уж говорить, я сам был в их числе. Возможно, со временем все те же люди будут разучивать тексты другого проекта участников «Аффинажа» – группы «Мистер Быдлоцыкл». Впрочем, их приезда еще надо дождаться.
V
Что: The Morganatics
Где: Machine Head
Когда: 30 октября
Странная история приключилась с французами The Morganatics: еще в начале октября клуб делал платный вход (400 рублей), а ближе к концерту решил, что можно с посетителей деньги не брать вовсе. Хотя нельзя сказать, что после этого решения в «Machine Head» негде было яблоку упасть. Может быть, клуб решил включить этот концерт в серию бесплатных мероприятий, которые проводились на юбилей заведения (ему исполнилось 10 лет), может, дело в другом. Но, так или иначе, это очередной повод задуматься о не самой приятной для саратовских организаторов теме – что предложение в нашем городе превышает спрос. Но хоть не сделали, как в Димитровграде: там билет на французов для мужчин стоил 300 рублей, а для женщин – всего 100. И вроде на 8 марта концерт не приходился. Вот такой своеобразный сексизм. Или, если угодно, джентльменский подход со стороны наших соседей по Волге.
Перед выступлением французского квинтета на сцене отыграли свой сет земляки Feeling the Way, стремительно подбирающиеся к сумасшедшей цифре в сотню отыгранных за два года существования группы концертов. Традиционно «фили» выступили стильно-модно-молодежно, и особо добавить здесь нечего.
А вот The Morganatics, скорее, разочаровали. Во-первых, у меня были несколько завышенные ожидания от описания в ВК, где группу позиционировали как progressive/alt-rock, находя влияние Muse, Linkin Park, Porcupine Tree и даже Pink Floyd. И если какие-то общие идеи с первыми двумя группами действительно есть, то приставка «прогрессив» и влияние Pink Floyd, при всем уважении, пока выглядит авансом.
Но еще больше расстраивало другое. То ли вокалисты простыли, то ли сыграло роль то, что Саратов был в их туре последним городом, но со своими партиями они справлялись относительно успешно. А местами, прямо скажем, не очень.
И вот парадокс: Степанцов, не блистая, делает концерт на опыте, а The Morganatics, выкладываясь на полную катушку и фиксируя все происходящее с ними в России на камеру (да-да, они ездили со своим оператором), оставляют менее позитивные впечатления. Действительно, shit happens – прямо как на неоновой вывеске одного заведения, которое запечатлели в своем видео по итогам тура французы.
Ближайшие концерты
В ноябре:
18 – «ГКЧП» в «Harat’s Pub» на Большой Садовой. Вход свободный.
20 – «Каспийский груз» в Gatsby.
22 – Йоан Вексо (Франция) в консерватории. Вход: 450-700 рублей.
25 – 1. Роман Перуцки (Польша) в консерватории. Вход: 500-800 рублей. 2. ВИА «Волга-Волга» в «BarDuck». Вход: 350-450 рублей.
26 – «Маша и Медведи» в «Harat’s Pub» на Большой Садовой. Вход: 500 рублей.
27 – Maya Azchena (США) и Трио Олега Бутмана в «Черчилле».
30 – «Проект ХБ» в «Machine Head». Вход: 400-500 рублей.
В декабре:
1 – J.C. Smith (США) в «Machine Head». Вход: от 800 рублей.
2 – 1. 2rbina 2rista в «BarDuck». Вход: 800 рублей. 2. Noize MC в «Gatsby». Вход: 1000-2000 рублей.
3 – 1. Бранимир в «Machine Head». Вход: 300 рублей. 2. VLNY в «Metro». Вход: 300-500 рублей.
9 – ShantyNatty в «Honky Tonk». Вход: 250 рублей.
10 – Алексей Румянцев («ППР») в «Metro». Вход: 300-500 рублей.
12 – Федор Чистяков («Ноль») в филармонии. Вход: 1000-3500 рублей.
13 – «Валентин Стрыкало» в «Gatsby». Вход: от 1000 рублей.
14 – «Порнофильмы» в «Metro». Вход: 400-600 рублей.
15 – Emin в Театре драмы. Вход: 2000-5000 рублей.
16 – 1. Little Big в «Gatsby». Вход: от 1000 рублей. 2. «План Ломоносова» в «BarDuck». Вход: 700 рублей. 3. Хироко Иноуэ (Япония) в консерватории. Вход: 500-750 рублей.
17 – «Смысловые галлюцинации» в «Gatsby». Вход: 1000-2500 рублей.