Неизвестный сериал
AI против E.T.
Добрый Спилберг поделился своими сюжетами
Телесериал: «За пределами» (Extant), США, 2014 — 2015.
Автор идеи: Микки Фишер.
Жанр: фантастическая драма с элементами детектива и фильма-катастрофы.
Звезды: Хэлли Берри («Умри, но не сейчас», «Люди Икс», «Последний бойскаут»), Пирс Гэнон («Петля времени», «Земля будущего»), Майкл О’Нил (сериалы «Мотель Бейтсов», «Юристы Бостона»), Кэмрин Манхейм (сериалы «Практика», «Говорящая с призраками»), Горан Вишнич («Девушка с татуировкой дракона», сериалы «Воздействие», «Скорая помощь»), Грэйс Гаммер (сериалы «Американская история ужасов», «Мистер Робот»), Джеффри Дин Морган («Хранители», сериал «Сверхъестественное»), Дэвид Моррисси (сериалы «Ходячие мертвецы», «Доктор Кто»), Кирси Клемонс (сериалы «Приманка», «Проще простого»).
Продолжительность: 2 сезона.
Мой рейтинг: 8 из 10.
«Не прошло время ужасных чудес», — такими словами заканчивается «Солярис» Станислава Лема. Как мы помним, в этом романе земляне, проводившие научные опыты в космосе, сами оказывались объектами жестоких экспериментов внеземного разума, который извлекал из памяти людей трагические воспоминания и материализовывал их. Нечто подобное происходит и с главной героиней сериала, астронавтом Молли Вудс (Хэлли Берри). Сериал начинается с возвращения Молли на Землю после тринадцатимесячной научной миссии на станции «Аруна». По прибытии она проходит обследование у врача — своей подруги Сэм Бартон (Кэмрин Манхейм) — и узнает, что беременна.
Это кажется невероятным вдвойне. Во-первых, у Молли не может быть детей после того, как она потеряла новорожденного сына в результате автокатастрофы — тогда же погиб и ее бойфренд Маркус (Серджо Харфорд). Во-вторых и в-главных, на станции она работала в одиночестве, а в непорочное зачатие она как человек науки не верит. Значит, либо она стала жертвой незаконных биологических манипуляций своих же собственных работодателей, либо… Либо призрак Маркуса, появившийся на станции, был не галлюцинацией, а вторжением инопланетного гостя. Скоро героиня поймет, что носит внеземного ребенка; он и есть extant из оригинального названия сериала (буквально — «существующий»). О жутковатой догадке героиня долго не решается рассказать своему мужу Джону Вудсу (Горан Вишнич), специалисту в области робототехники.
С образом Джона Вудса связана и вторая отдельная сюжетная линия, которая долго развивается параллельно первой, не пересекаясь с ней. Дело в том, что в рамках проекта «Гуманикс» ученый создал уникального робота, похожего на маленького мальчика и внешне, и эмоционально. Еще до космической миссии Молли они с Джоном взяли робота в свою семью, назвали Итаном и теперь воспитывают как собственного сына (юный актер Пирс Гэгнон еле заметными нюансами мимики и пластики обозначает не-вполне-человеческую сущность своего персонажа). Итан обожает кататься на велосипеде, любит мороженое и играть в конструктор. Он ведет себя как умненький малыш и вполне по возрасту инфантилен, но при этом знает правду о своих «технологических» отличиях от людей. «Я не умею плакать, но умею грустить, — говорит он. — А еще я злюсь». Подобно герою «Двухсотлетнего человека» А. Азимова и сказки о деревянном Пиноккио, «гуманик» Итан мечтает стать человеком. Однако при этом он не хочет совсем отказываться от возможностей, присущих роботу, — например, от умения мгновенно выучить иностранный язык или освоить игру в шахматы всего за одну партию…
Как видим, создатели сериала не мелочатся. Они замахнулись на большое, взяв в разработку сразу две темы, востребованные современной SF: взаимоотношения человека с искусственным разумом и контакта с иными мирами. Первая из тем сначала заявлена не в самом экстремальном ее изводе. Но уже во втором сезоне у Итана появляются электронные собратья: проект «Гуманикс» расширяется, и роботов (уже похожих на взрослых людей) начинают штамповать десятками. Тогда-то опасность «бунта машин» становится реальной.
То же и с пришельцами: визит даже одного космического гостя небезопасен. А если гостей станет больше? А если они окажутся могущественнее людей? Завязка второй из историй «рифмуется» с фабулой упомянутого «Соляриса», а дальше сценаристы телесериала не без изящества используют отдельные мотивы из тетралогии о «Чужом», «Жены астронавта», «Деревни проклятых» (экранизации романа Джона Уиндема «Кукушки Мидвича») и — с поправками на специфику SF — «Ребенка Розмари» (фильм и роман-первоисточник Айры Левина). Таким образом, у обеих сюжетных линий сериала — внушительный литературно-кинематографический бэкграунд. Однако авторы сериала, похоже, выбирали более близкие им ориентиры…
Наверное, вы уже догадались, что точкой отсчета стало здесь кинотворчество Стивена Спилберга. Это не случайно: сам мэтр выступил в роли исполнительного продюсера сериала, а потому титры украшены логотипом его студии Amblin Entertainment — кадром пролета велосипеда на фоне Луны, из знаменитой ленты «Инопланетянин» (E.T. The Extra-Terrestrial). В названном фильме Спилберга земляне относились к космическому гостю по-разному: взрослые гонялись за внеземным существом, а дети помогали ему скрыться. В первом сезоне сериала «За пределами» происходит нечто похожее, а во втором страсти еще больше накаляются.
Другой важный маячок для сценаристов — еще один популярный фильм мэтра, «Искусственный разум» (Artificial Intelligence: AI), о мальчике-роботе, которого люди сначала взяли в семью, а потом отказались от него. Едва ли Спилберг, продюсируя «За пределами», требовал от разработчиков сценарного плана держаться поближе к фабулам его картин, но уж точно он им не препятствовал. Зритель заранее догадывался, что еще в первом сезоне Итан и Extant (до поры безымянный) должны будут встретиться. И они встретятся: робот, сконструированный людьми, и пришелец, у которого часть генов — человеческие. Эта встреча станет началом конфликта двух видов разумных существ — противостояния, которое вскоре приобретет особый драматизм…
Среди значений слова «кроссовер» (cross-over) одно имеет прямое отношение к литературе и кинематографу. Этим термином называют произведение, где смешиваются элементы (в том числе и персонажи) двух или более произведений разных авторов. В иерархии жанров кроссовер находится на довольно низкой ступени, почти на уровне фанфика. Оно и понятно: чаще всего фильмы типа «Кинг-Конг против Годзиллы», «Чужой против Хищника», «Фредди против Джейсона» и пр. представляют собой незамысловатый трэш, который спекулирует на популярности уже известных героев, а сюжет можно свести к детской загадке: «Если встретятся слон и кит, кто кого поборет?»
К чести создателей серила надо признать, что они не опустились до трэша. Авторов волнует серьезная этическая проблема. Как вышло, что именно люди сталкивают «гумаников» с инопланетянами, заставляя первых убивать, а вторых защищаться любыми средствами? И не превратится ли локальный инцидент в предвестие глобальной катастрофы? Ведь у роботов и «гибридов» много преимуществ перед людьми. Так что если хоть одна из двух противоборствующих сторон однажды повернет оружие против главных инициаторов конфликта, это может грозить гибелью всему человечеству…
Авторы сериала ближе к финалу не обошлись без очевидных штампов (вещих снов, трагических совпадений, столкновений двойников, спасения за миг до роковой катастрофы и т. п.), но их отчасти искупает непрерывный драйв — несколько последних серий, где ситуация меняется чуть ли не ежеминутно, заставят изрядно понервничать даже опытных зрителей. И хотя в последнем эпизоде формально присутствует «хеппи-энд», авторы аккуратно намекнули, что партия еще не доиграна и зло способно взять реванш. Однако после второго сезона сериал закрыли из-за невысокого рейтинга. Что могло бы случиться дальше? Это уж теперь одному Спилбергу известно.