Неизвестный сериал
Поправка на будущее
Мало заглянуть на несколько часов вперед. Надо еще понять, ЧТО ты там увидел
Телесериал: «Парадокс» (Paradox), Великобритания, 2009.
Автор идеи: Лиззи Микери.
Жанр: фантастика.
Звезды: Тэмзин Аутуэйт («Мечта Кассандры», сериалы «Война Фойла», «Виртуозы»), Иман Эллиотт («Прометей», сериал «Игра престолов»), Марк Боннар (сериалы «Психовилль», «Преступления прошлого»), Чике Оконкво («Цена измены», сериал «Банши»), Лоркан Кранич (сериалы «Смерть в раю», «Рим», «Последнее королевство»), Джонатан Слингер («История рыцаря», сериал «Чисто английские убийства»), Кевин Дойл (сериалы «Блэкпул», «Аббатство Даунтон»).
Продолжительность: 1 сезон.
Мой рейтинг: 9 из 10.
Перед нами – восемь не очень четких снимков. На них фрагменты катастрофы. Похоже, произошел взрыв поезда. И, кажется, где-то на мосту. Видны обломки. Труп девочки. Обгоревшие водительские права. Чей-то мобильный телефон. И дата на телефоне. Завтрашняя. Значит, беда пока еще не произошла. Однако неизвестно место катастрофы. Только время. И оно неумолимо приближается...
Популярный сюжетный ход, проверенный столетиями, – предвидение будущего. А уж если в будущем вот-вот произойдет некая трагедия, ставки повышаются. И поскольку английский мини-сериал «Парадокс» (5 серий, каждая – около часа) принадлежит к жанру научной фантастики, упомянутые выше фотографии «из грядущего» появляются в компьютере астрофизика Кристиана Кинга (Иман Эллиотт) в дни повышенной солнечной активности. Файлы пересылаются на Землю с исследовательского спутника «Прометей» Министерства обороны, а откуда они появляются в компьютере спутника, до конца не ясно.
Как у большинства британских сериалов, снятых на студии BBC, у «Парадокса» довольно скромный бюджет, поэтому главное здесь – не спецэффекты, а драматургия. Лиззи Микери считается опытным сценаристом (среди ее телепроектов, предшествующих этому, был, например, политический триллер «Государство в государстве» с Джейсоном Айзексом, а позже она участвовала в создании сериалов «Родословная» и «Последователи»). В данном случае автор делает ставку на детектив, саспенс и психологические коллизии.
Четверо героев отыгрывают четыре подхода к необычной ситуации. Сотрудница полиции Манчестера Ребекка Флинт (Тэмзин Аутуэйт), которой в обстановке строжайшей секретности показывают снимки, – это воплощенное действие. Как и положено полицейскому, сперва героиня усомнится в подлинности снимков. Но когда она примет как данность, что на фото действительно запечатлено будущее, то ей будет уже неважно, каким образом получены кадры: с помощью природного феномена или, скажем, при содействии Всевышнего. «Нам не обязательно понимать, КАК, – втолковывает она двум своим помощникам, Бену Холту (Марк Боннар), и Каллуму Гада (Чике Оконкво). – Наше дело – предотвратить беду».
Бен Холт олицетворяет собой рефлексию, замешанную на страхе лишиться привычной картины мира. Раньше для этого героя всё было ясно: сначала находят труп, потом начинается расследование убийства и поиски злоумышленника. А тут, выходит, всё наоборот – сыск раньше преступления. И что предъявить подозреваемому, если он будет найден еще до наступления «часа икс»? Картинки из будущего? Бен с обреченным упрямством будет долго отвергать реальность, в которую он попал; лишь к середине сериала герой с мучительным трудом согласится признать очевидное (толчком станет некий важный поворот сюжета, о котором умолчим).
Афро-британец Каллум Гада – иной психологический тип. Он уважает иерархии и, как штатный сотрудник полиции, принимает за аксиому мнение старшего, то есть Ребекки. Но это не значит, что на протяжении всех пяти эпизодов сериала он будет безоговорочно следовать инструкциям. Каллума переполняет чувство личной ответственности за происходящее. Однажды это чувство перевесит должностные инструкции, и тогда наш герой нарушит закон ради справедливости (как он ее понимает) – с явным сожалением.
Наконец, Кристиан Кинг – ученый-рационалист, который раньше других готов сломать стереотип и увидеть в невероятном событии проявление неких новых, ранее неведомых, законов природы. Хотя он работает в научном институте, подотчетном Минобороны, он не очень дружит с протоколом. Истина для него важнее субординации.
Разумеется, именно Кингу приходит в голову гипотеза, которая дает некое объяснение происходящему: быть может, в космосе открывается некая «червоточина», проход между мирами, которые почти идентичны, но второй как бы опережает первый. То, что для нас – будущее, для них – уже прошлое. И информацией о том, что у нас только может случиться, один мир намерен поделиться с другим. Не просто так, но с определенной целью. С какой? Вот вопрос. Каждый раз у героев будет всего несколько часов, чтобы изменить будущее – вычислять маньяка, спасти жертву насильника, уберечь людей от пожара, предотвратить массовое убийство. Ближе к финалу нам будет дана подсказка: возможно, вся цепочка событий ведет к одному – спасению юноши, который хочет стать физиком. Вероятно, этот человек столь важен для Мироздания, что оно изменяет свои фундаментальные законы, лишь бы его спасти...
Пятый, заключительный, эпизод символичен: сюжет описывает круг и, по сути, возвращает нас к начальной точке. Увы, зритель не оценил изобретательности авторов сериала. Рейтинги оказались на удивление невысоки, критики – чересчур придирчивы, а потому боссы ВВС закрыли «Парадокс» после первого сезона... Интересно, если бы Лиззи Микери и режиссеры сериала Саймон Селлан Джоунс и Омар Мадха, тоже получили фото со спутника «Прометей» и заранее узнали о судьбе сериала, сумели бы они в нем что-то изменить?