Неизвестный сериал

Корзинка для душ

Оценить
Корзинка для душ

Имя человека, место и время смерти – вот всё, что знают «жнецы»

Телесериал: «Мертвые, как я» (Dead Like Me), США, 2003 – 2004.
Автор идеи: Брайан Фуллер.
Жанр: мистическая комедия с элементами детектива.
Звезды: Эллен Муф («Долорес Клейборн», сериал «Ганнибал»), Мэнди Патинкин (сериалы «Родина», «Мыслить как преступник»), Лаура Харрис (сериалы «24 часа», «Хранилище-13»), Каллум Блу (сериалы «Анатомия страсти», «Тюдоры»), Жасмин Гай (сериалы «Дневники вампира», «До смерти красива»), Синтия Стивенсон (сериалы «Жизнь непредсказуема», «Королевство»), Пайпер Лори (сериалы «Скорая помощь», «Твин Пикс»), Локлин Манро (сериалы «Люцифер», «Касл»).
Продолжительность: 2 сезона.
Мой рейтинг: 9 из 10.

Как известно, российская космическая станция «Мир» исчерпала свой ресурс и была затоплена в Тихом океане, но, оказывается, некоторые ее части – в частности, сиденье от космического унитаза – поменяли траекторию и полетели в другую сторону. Как раз в это время по улице проходила восемнадцатилетняя Джорджия (или, по-домашнему, Джордж) Ласс (Эллен Муф). Она не закончила колледж, и ее «выпихнули во взрослую жизнь». В ее первый рабочий день в конторе «Счастливые денечки» она отправилась на обеденный перерыв. И именно на ее голову свалилось с неба то самое злополучное космическое сиденье. И угробило насмерть...

С этого невероятного эпизода (мы-то знаем, что космические унитазы, предназначенные для невесомости, выглядят совсем не так, как земные!) и начинается посмертное существование нашей героини. В отличие от большинства людей, чьи души после смерти уходят «в свет», Джордж задержалась на Земле. Ее новый босс Руб Софер (Мэнди Патинкин) объясняет героине: отныне ее место – в команде «жнецов». Те заранее прибывают на место будущей смерти человека, чтобы успеть подхватить душу и указать ей нужное направление. Среди новых коллег нашей героини – безбашенный англичанин Мэйсон (Каллум Блю), погибший еще в 60-е годы, и авантюристка Бетти (Ребекка Гэйхарт), которая довольно скоро уходит, и пришедшая ей на смену бывшая актриса Дейзи Эдер (Лаура Харрис), погибшая на съемках фильма «Унесенные ветром».

Итак, каждое утро жнецы собираются в кафе «Дер Вафель Хауз» и получают от Руба желтые листочки стикеров с указанием имени будущего покойника, времени и места смерти. А героям нужно заранее вычислить, кто жертва, и коснуться рукой, дабы заранее освободить душу. У самих жнецов – тела обычных людей, которые легко регенерируют, но нуждаются в пище и крыше над головой, и не имеют никаких привилегий: крутись, как хочешь. А поскольку обкрадывать покойных – дурной тон, жнецам желательно где-то служить. К примеру, Рокси (Жасмина Гай) работает в полиции, а Джордж вынуждена вернуться в «Счастливые денечки», под начало Делорес Хербиг (Кристин Уиллз) – дамы с постоянной и крайне неискренней улыбкой на лице.

Казалось бы, нашей героине надо радоваться: ей дали второй шанс. Но есть неприятный нюанс. В прежнем облике собирателя душ может видеть только коллега-жнец, а для окружающих все они выглядят иначе. Таким образом, она не может открыться родным: матери Джой (Синтия Стивенсон), младшей сестре Реджи (Брит МакКиллип) и отцу Клэнси (Грег Кин). Стоит ей признаться – и ее сочтут как минимум авантюристкой или сумасшедшей. Между тем после смерти Джордж семья разваливается: смерть дочери еще более отдалила и супругов друг от друга, и младшую дочь от родителей. В итоге – развод и вечные конфликты упрямой Реджи с мамой и отцом...

Создателя сериала Брайана Фуллера («Чудопад», «Мертвые до востребования») легко узнаешь по особой ироническо-элегической интонации, сочетанию романтизма с черным юмором. Герои Фуллера однажды обнаруживают, что мир вокруг них странен до абсурда, и у них хватает самообладания принимать жизнь (даже после смерти) именно такой, какая она есть. Эти персонажи – не борцы и часто плывут по течению, однако в какой-то момент могут взбрыкнуть и попытаться сделать что-нибудь не так, как им предписывалось.

Сериал «Мертвые, как я» по-своему очень хорош, почти идеален: отточенные диалоги и безупречный визуальный ряд вкупе с любопытными поворотами давнего сюжета о «сборщиках душ» (чего стоит, например, идея поместить «жнецов смерти» в самый густой быт современного американского мегаполиса!). Удачен и кастинг. Кстати, главная героиня закадровыми комментариями и мимикой чем-то неуловимо смахивает на будущего Декстера Моргана.

Шоу продержалось на телеэкранах два сезона – для Фуллера, кстати, это хороший результат. У ценителей нестандартных сюжетов сериалы, придуманные этим сценаристом, часто попадают в разряд культовых, но высоких рейтингов им не добиться: слишком тонко, чересчур неоднозначно. Амальгама мистики, драмы, мелодрамы, мрачноватого юмора и сарказма – это не для широкой аудитории.

Через пять лет после завершения сериала вышел полнометражный фильм «Мёртвые, как я: Жизнь после смерти» (Dead Like Me: Life After Death) режиссера Стивена Херека. Хотя среди сценаристов значится имя Фуллера, фильм значительно уступает сериалу – и сюжетно, и визуально, и с точки зрения кастинга (место Лауры Харрис заняла Сара Уайнтер). У «жнецов» появляется новый босс – изрядный негодяй, способный опрокинуть привычный порядок вещей. Однако ситуация выглядит слишком схематичной, и зритель лишен возможности сочувствовать главным героям. В итоге получается не красивый заключительный аккорд, а необязательный довесок к основному сериалу: если не посмотрите, ничего не потеряете.

Dead Like Me