Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым

Итальянский август

Оценить

В этом году август приятно порадовал нас большим количеством концертов. За что, в первую очередь, надо сказать спасибо рок-клубу «Metro», не ушедшему, как многие коллеги, на каникулы. Неудивительно, что в этот обзор попало аж три их мероприятия. Другой любопытный факт – именно в августе в Саратов зачастили итальянские музыканты. На экстремальщиков Methedrasмы не попали, а вот их земляков с удовольствием послушали.

DankaliaI

Что: Dankalia
Где: Metro
Когда: 3 августа

Все по традиции – начинаем обзор с похода в «Metro», который в очередной раз привез в начале месяца любопытного артиста.

Хотя опасения были. И за музыку, и за количество зрителей. Со зрителем, увы, все действительно получилось не особо. Оно и не удивительно – пост-рок в нашем городе не сказать, что пользуется бешеной популярностью. Впрочем, это нормальная ситуация. Да еще и начало августа – то есть все на дачах, в отъезде. Но ничего не поделаешь – у итальянцев тур по Восточной Европе, и здесь можно было только либо подстроиться под них, либо отказаться от проведения концерта. Организаторы рискнули.

Насчет музыки тоже были сомнения. Беглое прослушивание Dankalia (красивое слово, не правда ли?) вызывало грусть: «Ну вот, похоже, очередные клоны God is an Astronaut, Explosions in the Sky и им подобных групп, приведших жанр к стагнации». По правде говоря, переслушивая песни итальянцев сейчас, я все равно не могу отделаться от впечатления, что они слишком сильно формировались под влиянием лидеров пост-рока. Другое дело, что на концерте все было совершенно иначе. Бывает, слушаешь группу в записи, а на сцене все тухло. А здесь, наоборот, ловишь космос. На пост-роке ведь это самое главное – поймать ощущение космоса, ну или в крайнем случае пустыни либо океана. Как это работает – бог знает, но работает. Хотя, конечно, можно все разложить и по полочкам – например, один из трех (!) гитаристов группы (тот, который с дредами) очень любит вкраплять в музыку параллельно всякие электронные фишечки, которые извлекает, когда не играет на своем основном (ли?) инструменте. Вот они-то за этот космос и отвечают.

А еще за Dankalia интересно наблюдать – как они все свои эффекты создают. Пост-рок ведь такой жанр: ты либо скучаешь, либо с интересом следишь за звукоизвлечением в режиме реального времени. Мне кажется, это тоже определенная фишка жанра – в нем ты становишься как бы соучастником создания музыки. А может, я один такой.

Кстати, забыл упомянуть про разогрев в лице саратовской группы с непроизносимым названием The Lxinoe (участники, к слову, спокойно относятся к разным трактовкам произношения). Их я слышал впервые, и группа очень приятно удивила. Ну, во-первых, многие ли пост-рокеры добавляют рэгги-мотивы в свои песни? Я лично с ходу не вспомню. Ко всему прочему трио каким-то образом умудряется создавать временами на удивление теплую атмосферу, сравнимую, наверное, по ощущениям с просмотром любимого с детства мультфильма. И это очень нехарактерно для современного пост-рока. Пожалуй, таким он был в 90-е, в свой экспериментальный период, до того, как Mogwai задали некий эталон для жанра. После концерта ребята рассказывали мне, что пост-рок они не слушают. Даже если это была шутка, то очень удачная.

ЧайфII

Что: Чайф
Где: Театральная площадь
Когда: 6 августа

Здесь нам, конечно, повезло. Концерты серии «MegaFonLive» (понятно, кто их организует) проводятся далеко не в каждом городе. Саратов попал в число счастливчиков впервые. Параллельно с нашим концертом «Би-2» выступали в Волгограде, а до этого «Чайф» вместе с «Ночными снайперами», «Сплином» и «Аквариумом» побывали с концертами во Владивостоке, Хабаровске, Омске и Перми. В общем, география широкая, ничего не скажешь.

Я пришел на площадь где-то к середине выступления разогревавшей «чайфов» группы «ГильZа» – достаточно драйвового альт-рок-коллектива, который, правда, довольно сильно напоминает «Ночных снайперов», не в обиду группе будет сказано.

Зрителей на тот момент на площади было, разумеется, не так много, как к началу выступления «Чайфа», но уже достаточно, чтобы не возникало неприятного ощущения пустоты. Многие стояли у сцены, часть предпочли отдыхать на трибуне, остальные знакомились с развлекательной программой – фотографировались на фоне стендов, покупали сувениры, получали шарики и светящиеся напульсники.

«Чайф» вышли на сцену, когда начинало темнеть. Надо заметить, что выступать на Театральной площади им не впервой – несколько лет назад они играли на Дне города, и тогда яблоку негде было упасть. Впрочем, и сейчас места у сцены оставалось все меньше с каждой минутой.

Строго говоря, рассказывать об их выступлении особого смысла нет – все-таки екатеринбуржцы – не та группа, которая способна чем-то удивить слушателя. Все тот же неиссякаемый оптимизм, которым, как и годы назад, зрители заряжаются от Владимира Шахрина, все те же узнаваемые хиты (из обязательной программы было сыграно, пожалуй, все) и все те же фирменные шахринские вставки Саратова в песни и в рассказы между ними. Это, конечно, подыгрывание зрителю, но разве это плохо?

А еще Шахрин сотоварищи, как бы банально это не звучало, профессионалы. Так умело «тянуть» «Рок-н-ролл этой ночью», как это делали они – это еще надо суметь. Причина проста – как было заявлено организаторами заранее, «Чайф» и «Би-2» по телемосту споют совместную песню – «Дотянуться до небес». Так что обоим коллективам нужно было закончить основную программу одновременно. «Чайф» пришлось исхитриться, что, кажется, никто не заметил. Профессионалы, повторюсь.

DevotionIII

Что: Devotion
Где: Metro
Когда: 14 августа

Уроженцы Виченцы уже приезжали в Саратов в 2014 году – на фестиваль «Самые неизвестные группы на свете». Несмотря на то, что под «самыми неизвестными» подразумевались местные артисты на разогреве, эта формулировка вполне подходила и для Devotion – многие ли о них знали до того? Но узнали. Да и сами Devotion о саратовцах не забыли – для меня очень приятным сюрпризом стало то, что Buzz – басист группы – еще до своего выступления, увидев меня в зале, улыбнулся и помахал рукой. На секундочку – мы с ним, по сути, не общались эти два года, только зафрендились «Вконтакте». Мелочь, а приятно. И еще один факт – Devotion, в отличие от многих коллег, не игнорировали выступление разогревающей группы, напротив, очень внимательно ее слушали.

Разогревали итальянцев наши рэпкорщики Rec Ways. Rec Ways, пожалуй, можно назвать одной из самых хитовых и «живых» саратовских групп. Да, колесо они не изобретают: в их музыке намешано много от корифеев жанра вроде Rage Against the Machine или Limp Bizkit, какие-то их гитарные эффекты вполне уместно смотрелись бы у Korn, но это не мешает им, как ни парадоксально, все-таки иметь свое лицо. Во всяком случае, по уровню композиторского мастерства Rec Ways вполне могут мериться силами с упомянутыми титанами.

Devotion тоже никуда не деться от сравнений. Называя вещи своими именами, они очень похожи на Deftones. Все-таки слишком много общего у них: и в аранжировках, и в вокальной манере. Да что там говорить, даже сценическое поведение Pucho во многом напоминает знаменитого Чино Морено с его стремительными пританцовывающими перемещениями и специфичной манерой держать микрофон. Что, повторюсь, совсем не плохо. А еще у Devotion наблюдается та же особенность, что и у их соотечественников Dankalia – на записи и вживую они звучат совершенно по-разному. В студии они более прилизаны, а вот на сцене их звериная мощь проявляется во всю силу. Я бы даже сказал, во всю глотку, потому что она что у Pucho, что у Buzz луженая.

Увы, как и Dankalia, Devotion не удалось собрать большую толпу. Учитывая, что в Балаково на них пришло больше людей, впору констатировать, что саратовская публика «переела». Изменится ли ситуация в ближайшем будущем, учитывая, что мы лишились самой крупной рок-площадки «Варьете» (вернее, концертов в ГЦКН, где ранее базировался этот клуб)? Посмотрим.

МакулатураIV

Что: Макулатура
Где: Metro
Когда: 25 августа

Бывает, что ты ходишь на концерты, потому что хорошо знаешь артиста, бывает, что ключевую роль играет географический принцип (я вот принципиально не пропускаю норвежских исполнителей). А бывает, что ты просто доверяешь мнению организатора. Вот здесь последний случай. Культовую (без шуток!) группу «Макулатура» в Саратов привозил Никита Козлов. Никита не так часто организует концерты, но если уж берется за дело, то на них стоит прийти. Притом он везет достаточно специфичную музыку: «эхопрокуренныхподъездов», «вы соглашаетесь», «найтивыход», Alfaro. В общем, все то, что обычно кличут абстрактным хип-хопом. У этого сегмента музыки достаточно ограниченный, зато преданный слушатель. А еще такую музыку модно слушать в хипстерских и всякого рода молодежных богемных кругах, поэтому на концерты Никиты часто заваливаются толпы несовершеннолетних мальчиков и девочек, приходящих потусить, громко покричать у сцены, потанцевать и убить пачку сигарет за вечер, куря у клуба. Не удивлюсь, если лет через пять многие из них уже не будут слушать этот дуэт и перейдут на музыку попроще и попопсовей. И тогда зритель и артист станут друг другу взаимно не нужны. Потому что «Макулатура» совсем о другом.

«Макулатура» – это проект кемеровцев Евгения Алехина и Константина Сперанского. Алехин также известен по «Ночным грузчикам» и по своей литературной деятельности: публикации в журналах «Октябрь», «Волга», «Новый мир», «Знамя» и др., обладатель премии «Голос поколения» литературной премии «Дебют». Вот и Роман Дрякин, корреспондент «Газеты недели в Саратове», которого я встретил на концерте, внушал мне: «Это, правда, голос поколения».

«Голос поколения» и впрямь звучит мощно. Сильные, ориентированные на интеллектуального слушателя песни катком проходятся по тебе. Проекты Алехина вообще зациклены на экзистенциальной проблематике, а она, по определению, не может быть поверхностной, иначе уже не экзистенциальная. Забавно (или закономерно?), что при этом музыканты ведут себя на сцене как школьники, раздавая пинки друг другу и посылая куда подальше предложения из зала поставить любимую песню. И еще приговаривают, что пляж у нас отвратительный.

Потом, уже после концерта, Алехин ставит для оставшейся публики фильм «Внутренний рэп» про жизнь группы на сцене и за сценой. Процесс сочинения, попойки, концерты, тусовки, попойки... И все по кругу. Это может оттолкнуть случайного слушателя, который пришел сюда, толком не познакомившись с группой. С другой стороны, такую жизнь вели многие классики. Станут ли классиками «Макулатура»? Хороший вопрос. Но то, что они действительно «голос поколения», как бы к этому не относились, несомненно.

NecklessV

Что: Neckless
Где: Machine Head
Когда: 28 августа

И снова швейцарцы. Повторюсь, но на выступление швейцарцев надо ходить не раздумывая, потому что плохие коллективы оттуда не везут. И этот концерт – не исключение.

Швейцарцев разогревали «Мой шторм» – пожалуй, самая известная саратовская инди-группа (впрочем, много ли их у нас вообще?). Участники этой группы хорошо себя зарекомендовали еще по отличному проекту Harold T. Wilkins, недавно вновь вернувшемуся к жизни. Увы, но их в общем-то грамотному выступлению помешала пустота – на этот концерт в Machine Head пришло мало зрителей, да и те поначалу предпочитали отсиживаться.

А вот Neckless удалось переломить ситуацию, хотя и далеко не сразу. Народ ведь очень не любит подходить к сцене, когда удобно примоститься за столиком. И даже если музыкант позовет тебя лично, не факт, что ты пойдешь. Впрочем, под Neckless очень тяжело усидеть.

Уроженцы Винтертура играют занятную смесь из самых разных жанров. Я бы поостерегся называть их инди-поп-роком (а именно так они позиционировались организаторами), но элемент «индюшатины» в них, несомненно, есть. Вообще, это в какой-то мере швейцарские Muse, не такие, пожалуй, хитовые, но спокойно способные заткнуть за пояс большинство мейнстримовых рок-артистов. В перерывах и перед концертами в Machine Head нередко показывают на экранах выступления каких-нибудь культовых групп. Я думаю, что это скорее случайное совпадение, но перед Neckless играли именно Muse.

Слушать Neckless, особенно вживую, одно удовольствие. Во-первых, как я уже сказал, у них хорошие учителя и они сами изобретательны. Во-вторых, они излучают позитив. В-третьих, и это очень импонирует, мне показалось, что винтертурцы специально выстроили программу таким образом, чтобы каждая последующая композиция звучала хитовей, чем предыдущая. В итоге им удалось раскачать немногочисленную саратовскую аудиторию. А это порой сродни подвигу.

Концерты в сентябре

1 – JulianBurdock(Великобритания) в «MachineHead». Вход: 700-800 рублей.

3 – PesokCoverFestна «Динамо». Вход: 500-1000 рублей. Хедлайнер – «Пицца».

8 – «Джанго» (Украина) в «Черчилле».

9 – Lost Piligrim и Leal в «Machine Head». Вход: 250-300 рублей.

15 – 1. Blind Boy Tinder (Аргентина) в «Machine Head». Вход: 700-800 рублей. 2. Domino в «Gatsby». Вход: от 500 рублей.

16 – 1. Deadwood, Beatch!, Look! I’m your father в «Machine Head». Вход: 300 рублей. 2. «Братья Грим» в «Черчилле».

17 – «Тени свободы» в «Metro». Вход: 250-350 рублей.

18 – «Каспийский груз» в «Gatsby». Вход: 1000-2000 рублей.

20 – «Свидание» в «Metro». Вход: 250-400 рублей.

25– «Пасош» в «Metro». Вход: 300-500 рублей.