Неизвестный сериал

Герой разного времени

Оценить

Он бы, может, отказался от своей Миссии, но его не спросили

Телесериал «Вперед, в прошлое!» (Journeyman), США, 2007.
Автор идеи: Кевин Фоллс.
Жанр: фантастическая драма с элементами детектива и мелодрамы.
Звезды: Кевин МакКидд («На игле», «Царство небесное»), Гретчен Эголф (сериалы «Доктор Кто», «Обмани меня»), Мун Бладгуд («Терминатор-4», сериал «Живая мишень»), Рид Даймонд (сериалы «Кукольный дом», «24», «Касл», «Говорящая с призраками»), Чарльз Генри Висон (сериалы «Бесстыдники», «Остаться в живых»), Лиза Шеридан (сериалы «Нашествие», «Менталист», «Лунный свет»), Том Эверетт («Загадочная история Бенджамина Баттона», «Анатомия страсти»), Пол Шульц (сериалы «Клан Сопрано», «Менталист», «24»), Джоэл Гретш («Легенда Багера Ванса», сериалы «Похищенный», «4400»).
Продолжительность: 1 сезон.
Мой рейтинг: 8 из 10.

Дэн Вассер (Кевин МакКидд) – журналист. Несколько лет назад он сумел побороть пагубную страсть к азартным играм, и теперь у него всё хорошо: дом, работа, жена Кэтти (Гретчен Эголф), сын. Статьи Дэна популярны, на работе его ценят, жена и сын его любят, и даже старший брат Джек (Рид Даймонд), полицейский детектив с вечно недовольным выражением лица, уже почти простил брата за то, что восемь лет назад Кэтти выбрала Дэна, а не его.

И вдруг все меняется. Главный герой обнаруживает, что некая таинственная и не подконтрольная ему сила переносит его в прошлое. И хотя, к счастью, Дэна забрасывает не в мир юрского периода, а всего на 10-20 лет назад, герою ничуть не легче. Как объяснить на службе и дома, куда он исчезает? Как доказать, что он не сошел с ума? И, главное, как понять смысл его перемещений?

Главный герой, человек неглупый и практичный, вскоре смекнет, что отныне ему всегда придется носить с собой некий походный набор (мобильный телефон старой конструкции, купюры старого дизайна, карту и пр.). А еще он найдет остроумный способ, как доказать жене, что говорит ей правду о своих путешествиях. Вскоре Кэтти ему почти поверит и даже прикроет от редактора, когда Дэн в очередной раз провалится во «временную дыру».

Приобретая полезный практический опыт хронопутешественника, наш герой совершенствует тактику, но не знает стратегии. Каких-либо четких инструкций у него нет. Ясно, что после каждого перехода во времени он всякий раз не случайно оказывается рядом с некими людьми. Но что делать дальше? Спасать новых знакомцев от бед, подставляя плечо, или спасать других людей от них? И каковы могут быть последствия таких «точечных» изменений прошлого?..

Напомним, что еще в 1952 году Рэй Брэдбери опубликовал рассказ «И грянул гром»: согласно сюжету, из-за бабочки, раздавленной в мезозойскую эру неосторожным путешественником во времени, кардинально меняется картина настоящего и на выборах в США побеждает президент-фашист. Через три года после выхода рассказа про бабочку Айзек Азимов опубликовал роман «Конец Вечности». Здесь, как и у Брэдбери, миром правит жесткий детерминизм, а вся жизнь представляет собой цепочку причинно-следственных связей. Дернули в одном месте – порвалось в другом. Но если не рвать, а сшивать? Если вовремя наложить заплатки (одну, другую, третью) в нужных местах, разве нельзя изменить к лучшему жизнь людей?

Вопрос не риторический. Азимов для своего романа придумал полувоенную организацию под названием Вечность, агенты которой свободно путешествует между столетиями, как на лифте, то и дело вмешиваясь в прошлое. В сериале «Вперед, в прошлое» подобной организации не существует или, по крайней мере, она нам не видна. Таким образом вместо кадровых штопальщиков временного континуума вмешательствами в прошлое занимаются обычные люди, вроде журналиста Дэна или юриста Ливии (Мун Бладгуд), его бывшей невесты, которую герой долго считал погибшей в авиакатастрофе.

Каждый эпизод сериала – отдельный случай, когда в прошлое вмешиваются ради грядущего. Например, в одной серии Дэн спасет от смерти ребенка, а тот через много лет станет врачом и сам спасет тысячи жизней. В другой раз первым звеном будущей цепочки вмешательств окажутся роды в летящем самолете; младенец вырастет и превратится в девушку, которой представится случай выручить заболевшего пилота, а тот будет перевозить гуманитарные грузы и, в свою очередь, поможет выжить голодающим детям. А один из них, когда выживет, окажет помощь кому-то еще... И так далее, и так далее – последствия одного-единственного благородного поступка уходят в дурную бесконечность, теряясь во тьме будущих веков. Не оттуда ли, кстати, и направляют Дэна, Ливию и им подобных?

В конце первого сезона авторы сериала не отвечают на этот вопрос, а второго сезона так и не случилось, поскольку канал NBC закрыл сериал. Впрочем, продвинутые зрители могут найти в одной из финальных сцен важный намек на то, что оригинальное название сериала («Journeyman» переводится на русский язык как «наемный квалифицированный рабочий») мистифицирует телезрителя. Что, если найм имеет место, а самого нанимателя не существует в принципе? Быть может, героями управляет не «кто-то», но «что-то» – сила не разумная, а природная, типа Гомеостатического Мироздания в повести братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света»?

Если так, то Дэн не дождется ни наград, ни командировочных, ни даже обыкновенной благодарности от невидимого работодателя. Не будет ничего – кроме нормального чувства удовлетворения от того, что ты сделал жизнь во Вселенной хоть немного лучше.

Journeyman