Неизвестный сериал

Необычайные приключения писателя-фантаста

Оценить

Будущему автору «Человека-невидимки» скучать не придется

Телесериал «Фантастические миры Уэллса» (The Infinite Worlds Of G.H. Wells), Великобритания – США, 2001.
Автор идеи: Клайв Экстон (по рассказам Г.Дж. Уэллса).
Жанр: научная фантастика с элементами детектива.
Звезды: Том Уорд («Затерянный мир», «Перо маркиза де Сада»), Кэти Кармайкл (сериалы «Любовницы», «Улица Ватерлоо»), Ив Бест (сериалы «Сестра Джеки», «Граница тени»), Николас Роу (сериалы «Демоны Да Винчи», «Борджиа»), Джон Беннет («Пианист», «Пятый элемент»), Стивен Критчлоу (сериалы «Аббатство Даунтон», «Молокососы»), Доминик Купер (сериалы «Проповедник», «Агент Картер»), Николас Болтон (сериалы «Виртуозы», «Игра престолов»).
Продолжительность: 1 сезон.
Мой рейтинг: 8 из 10.

1945 год. К знаменитому и уже сильно пожилому писателю Герберту Уэллсу (его роль, как и роль молодого Уэллса, играет Том Уорд) приходит молодая особа Элен Макгиверли (Ив Бест). Она говорит, что готовит журналистский материал, и начинает расспрашивать писателя о фактах из его молодости – в особенности тех, которые связаны с открытиями его друга, гениального и отчасти безумного ученого, профессора Империал-колледжа Седрика Гибберна (Николас Роу, похожий тут на нашего писателя Владимира Сорокина). Попутно Уэллс рассказывает о таинственных происшествиях, случившихся в конце XIX столетия, и о своем знакомстве с Джейн Роббинс (Кэти Кармайкл), которая позже стала его женой. Визит Элен – рамочка, позволяющая объединить в один сюжет экранизации шести рассказов.

Даже те, кто с детства знает и помнит новеллы, положенные в основу всех эпизодов сериала, не заскучают: сценарист модернизировал сюжеты, придуманные писателем. Дело в том, что во времена, когда Уэллс-фантаст публиковал первые рассказы, для жанра science fiction (тогда еще даже такого словосочетания не было!) хватало какого-нибудь необычного происшествия. Автор сообщал о нем, читатель удивлялся – и всё. Сегодня этого мало, да и телеформат нуждается ныне в историях с «человеческим измерением». Так что в шести сериях «The Infinite Worlds Of G.H. Wells» каждая из находок фантаста стала лишь отправной точкой для сценариста.

Итак, в первой серии к фабуле «Новейшего ускорителя» добавлена драматическая история ученого Марка Редклифа, который испытал ускоритель на себе и прожил за день 50 лет. Во втором эпизоде, «Странное приключение мистера Браунлоу», электрик лондонской подземки попадает под удар тока и вдруг перемещается на неделю в прошлое; он помогает друзьям выиграть на скачках, но затем ему надо вернуться и восстановить статус-кво, иначе погибнет его друг. Если у Уэллса «хрустальное яйцо» из одноименного рассказа – окно в иной мир, то в сериале это еще и дверь, сквозь которую пытается прорваться к нам инопланетное существо. В четвертой серии, снятой по мотивам «Замечательного случая с глазами Дэвидсона», видения героя оказываются не просто феноменом; они и помогают спасти жертву кораблекрушения. В пятой серии, «Правда о Пайкрофте», толстяка, попытавшегося сбросить вес и случайно победившего гравитацию, сделали еще и гениальным математиком. Главная мысль теленовеллы напоминает об «Исполнителе желаний»: если не хочешь неприятностей, четко формулируй свои желания.

В заключительном эпизоде – «Похищенная бацилла» – опасная бактерия, выпущенная в Темзу, превращает лондонскую воду в своеобразную «сыворотку правды». Лондонцы весь день рассказывают друг другу правду о сокровенном. А поскольку дипломатический этикет, построенный на недомолвках, на несколько часов перестает действовать, официальные лица перестают лицемерить, и Англия чуть не ввязывается в конфликт с Францией. Кстати, к середине сериала мы вместе с Уэллсом тоже узнаем правду – об истинной миссии Элен. Как выясняется, она не журналистка, а агент секретного правительственного ведомства, занимающегося изучением необычных явлений. Но Уэллс не в обиде на ее ложь. В конце концов гостья помогла старому писателю: пробудила воспоминания о временах, когда они с женой были молоды, красивы, увлечены и счастливы...

Надо заметить, что данный сериал – не первый и не последний пример, когда Герберт Уэллс сам появляется на экране, так или иначе вмешиваясь в сюжеты, которые придумал (или мог придумать). В фильме Николаса Мейера «Эпоха за эпохой» (Time After Time,

1979) создатель романа «Машина времени» оказывается еще и изобретателем этой машины. И когда Джек-потрошитель, укравший чудо-устройство, сбегает из викторианских времен в 1979 год, писатель отправляется за ним в погоню. Еще невероятней закручена история в сериале «Хранилище-13» (Warehouse 13, 2009 – 2014). Герберт Уэллс вдруг оказывается женщиной по имени Хелен, причем ее репутация столь неоднозначна, что некоторые из причастных к тайне ее личности считают героиню врагом всего человечества.

И это еще не все. Через полтора десятилетия после выхода первого сериала о фантастических мирах Уэллса в Великобритании был снят второй, «Кошмарные миры Герберта Уэллса» (The Nightmare Worlds of H.G. Wells) по мотивам других новелл Уэллса. Сериал состоял из четырех двадцатитрехминутных эпизодов, обрамленных монологами самого писателя (его сыграл Рэй Уинстон). Но два телепроекта, прежний и нынешний, принципиально отличаются друг от друга.

В 2001 году зрителю предложили классическую научную фантастику. Пятнадцать лет спустя для «Кошмарных миров» были выбраны – в соответствии с новым замыслом – рассказы, первый из которых был мрачно-мистическим («История покойного мистера Элвешема», а три других не имели отношения ни к SF, ни к fantasy и были связаны с темой прискорбных последствий психических расстройств. В одном из эпизодов («Преданный искусству») молодой художник представлял себе, что продает душу за возможность написать шедевр, и в итоге лишался всего. В другом эпизоде («Бабочка») энтомолог сходил с ума, воображая, будто покойный научный оппонент преследует его теперь в образе редкой бабочки. Финал заключительной новеллы, «Красный гриб», у Уэллса был, скорее, забавным: слабохарактерный лавочник находил в лесу галлюциногенные грибы и с их помощью доказывал сварливой жене, кто в доме хозяин. В сериале, однако, и этот сюжет завершался печально – смертью мужа-неудачника.

Обратите внимание: если в сериале 2001 года Уэллс был одним из главных персонажей, то в сериале 2016 года он вообще не является действующим лицом. Тут его монологи оказываются необязательной виньеткой, лишь обрамляющей четыре мини-сюжета, а сам писатель становится кем-то вроде Хранителя Склепа в знаменитом сериале «Байки из склепа», – резонером, напоминающим о несовершенстве человеческой натуры. Право же, для основоположника жанра НФ авторы могли бы подобрать роль поприличней, чем эта. Пусть бы снова отправили его в будущее или хотя бы превратили в женщину.