Неизвестный сериал

Те же и почтмейстер

Оценить

Герои «Плоского мира» снова на экране

Телесериал «Опочтарение» (Going Postal), Великобритания, 2010.
Автор идеи: Терри Пратчетт.
Жанр: сказочная фантастика с элементами комедии и триллера.
Звезды: Ричард Койл (сериалы «Череп и кости», «Тайные связи»), Чарльз Дэнс («Последний киногерой», сериалы «Игра престолов», «Конец детства», «Мерлин»), Клер Фой («Разрушители», «Время ведьм»), Дэвид Суше («Приказано уничтожить», «Идеальное убийство», сериал «Пуаро»), Джон Хеншоу (сериалы «Аббатство Даунтон», «Жизнь на Марсе»), Стив Пембертон («Автостопом по Галактике», «Матч Пойнт»), Тэмсин Грег (сериалы «Доктор Кто», «Книжный магазин Блэка»), Йен Бонар («Джек Райан: Теория Хаоса», сериалы «Новые уловки», «Черное зеркало», «Скотт и Бейли»).
Продолжительность: 1 сезон.
Мой рейтинг: 8 из 10.

Мокриц фон Липвиг (Ричард Койл) – высококлассный жулик, мастер нечестных дел, настоящий профи. Он редко обманывает порядочных граждан, но с теми, кто сам надеется надуть ближнего, наш герой обычно не церемонится. В начале первой серии жулика поймают, приговорят к смерти и повесят. Вернее, повешение будет пока условным. Дело в том, что правитель вольного города Анк-Морпорка патриций Хэвлок Ветинари (Чарльз Дэнс) – очень прагматичный руководитель. Он не разбрасывается потенциально полезными кадрами и готов дать Мокрицу еще один шанс. Вчерашний прохвост должен стать законопослушным членом общества и использовать свой креатив в мирных целях – на посту руководителя городской почты.

Проблема в том, что несколько десятилетий в Анк-Морпорке почты нет. То есть она была, и отличная, но затем пришла в упадок. Все прежние почтмейстеры таинственно поумирали, денег нет, служащие (за исключением двух) разбежались, здание ветшает, а горожане пользуются более дорогой, зато и более быстрой семафорной связью. Впрочем, к моменту появления в Анк-Морпорке нового почтмейстера семафорная связь начинает барахлить. Таким образом у Мокрица появляется преимущество. Проблема в том, что хозяин семафорного бизнеса Взяткер Позолот (Дэвид Суше) – безжалостный бандит. И чтобы свалить конкурента, он церемониться не будет...

В отличие от Джоан Роулинг, чья эпопея о Гарри Поттере уже превратилась в голливудский киносериал с огромным совокупным бюджетом, Терри Пратчетт, хоть и начал писать фантастику гораздо раньше, долгие годы не мог похвастаться особой любовью к себе киношников. Причин тут несколько. Одна из них – ироническая интонация, которую трудно «перевести» на язык кино. Лишь в третьем тысячелетии, когда главное литературное создание британского фантаста-пересмешника (романный цикл о Плоском мире) разменяло третий десяток, дело сдвинулось с мертвой точки. В 2006 году британская компания «Mob Films» выпустила мини-сериал «Санта-Хрякус», а через два года вложила 7 миллионов фунтов стерлингов в еще один мини-сериал по двум первым романам цикла – «Цвет волшебства» и «Безумная звезда». Роман «Опочтарение» (в русском переводе – «Держи марку») стал четвертой экранизируемой книгой о Плоском мире. И, судя по всему, не последней.

Терри Пратчетт, ушедший из жизни весной прошлого года, был не только фантастом, но еще и реалистом, и моралистом. Несмотря на необычность антуража, проблемы, которые он затрагивал в своих романах, оказывались вполне земными. Вот, например, может ли человек, который раньше заботился только о себе любимом, сделать что-нибудь полезное для других – причем не имея от этого никакой выгоды, кроме скромного жалованья? Будучи оптимистами, автор романа «Опочтарение» и создатели его телеверсии отвечают на вопрос утвердительно. Сперва, конечно, новая реальность раздражает Мокрица, и он пытается избавиться от несвойственной ему роли, но вскоре становится заложником образа Хорошего Парня и уже не может расстаться с новым имиджем.

Пратчетт не гнался за оригинальностью, а использовал сюжет, который многократно опробован литературой. Вспомним, например, роман Грэма Грина «Комедианты» (1966), где прибывший на Гаити майор Джонс обманывает и тонтон-макутов, и повстанцев: он не майор, не военный специалист и никому ничем помочь не может. Но маска прирастает к лицу, и придуманный образ определяет логику поведения героя. У фантаста Дэвида Брина в романе «Почтальон» (1985) – многие помнят фильм с Кевином Костнером – описана сходная ситуация, с поправкой на жанр постапокалипсиса. Бродяга берет сумку сотрудника давно не существующей почтовой службы и становится олицетворением надежды для выживших после катаклизма.

Борьба пратчеттовского Мокрица фон Липвига с Хватом Позолотом – это борьба с собственной темной сущностью, финальная победа – победа лучшего, что есть в душе авантюриста. Конечно, роман «Опочтарение» в значительной мере принадлежит к юмористике, а потому автор старался избежать пафоса. Мы сочувствуем Мокрицу фон Липвигу прежде всего потому, что он – жулик обаятельный. В своем экранном воплощении герой похож на нашего Остапа Бендера (даже фуражку они носят одинаково). В целом весь первый роман об этом герое – в рамках общего цикла их три – отлично переводим на язык сериала. Здесь есть все атрибуты жанрового кино, которые не дадут зрителю заскучать: погони и схватки, дилижансы и арбалеты, големы и банши, пожар и любовь. И тому подобное.

Создатели мини-сериала отнеслись к сюжету достаточно бережно. По сути, полностью убрана только одна линия – с древнейшим големом Ангхаммарадом, – а прочие сохранены и даже усилены для пущего драматизма (в книге, например, главный герой не должен был заплатить жизнью, если бы проиграл финальное пари с Позолотом). Чарльз Дэнс весьма убедителен в роли лорда Ветинари, а Клер Фой изображает эмансипированную девушку-гота, которая упорно борется с собственными чувствами. Сам Анк-Морпорк, похожий тут на место действия книг в жанре стим-панка, отличается от города, который был придуман автором цикла. Но, кажется, сэр Терри Пратчетт не был в претензии. Иначе зачем ему появляться на экране в образе пожилого почтальона? Не пропустите этих кадров – они в финале.

Going Postal