Неизвестный сериал

Если не мы, то они

Оценить

Атомный проект и его неизвестные герои

Телесериал «Манхэттен» (Manhattan), США, 2014 – 2015.
Автор идеи: Сэм Шоу.
Жанр: ретро-драма с элементами детектива.
Звезды: Джон Бенжамин Хикки («Флаги наших отцов», «Власть страха», сериал «Хорошая жена»), Оливия Уильямс («Шестое чувство», сериал «Кукольный дом»), Дэниел Стерн («Один дома», сериалы «Монк» и «Дом лжи»), Эшли Цукерман (сериалы «Тихий океан», «Терра Нова»), Рэйчел Броснахэн (сериалы «Карточный домик», «Что знает Оливия»), Дэвид Харбор (сериалы «Служба новостей», «Элементарно»), Марк Мозес (сериалы «Отчаянные домохозяйки», «Безумцы»), Кристиан Клеменсон («Армагеддон», «Большой Лебовски», сериалы «Юристы Бостона», «Менталист»).
Продолжительность: 2 сезона.
Мой рейтинг: 9 из 10.

Действие сериала «Манхэттен» начинается в 1943 году. За четыре года до этого разразилась Вторая мировая война, а за месяц до ее начала Альберт Эйнштейн отправил послание Франклину Делано Рузвельту. Великий физик писал о том, что в Германии ведутся исследования, и их результатом может стать атомная бомба.

Предостережение Эйнштейна было услышано. Ощущение смертельной угрозы, нависшей над миром, заставляет главных героев сериала «Манхэттен» покидать престижные университеты в крупных городах и спешно перебираться на окраину страны, в далекий Нью-Мексико: там, в жарком и пропыленном городке, которого нет (и еще долго не будет) на карте США, должно быть создано сверхмощное оружие огромной разрушительной силы. Участники абсолютно секретного «Манхэттенского проекта» (Manhattan Project), вынуждены спешить. Надо было обогнать разработчиков немецкого «Уранового проекта» (Uranprojekt Kernwaffenprojekt) – иначе катастрофа неизбежна.

Главный герой сериала, человек с усталым изжеванным лицом, – знаменитый физик Фрэнк Уинтер (Джон Бенжамин Хикки), руководитель группы теоретиков. Проблема в том, что «на холме» (то есть в Лос-Аламосе) существуют ДВЕ группы, и их права не равны. В лаборатории Уинтера разрабатывают идею устройства под кодовым названием «Толстяк» (Fat Man), где должен использоваться принцип имплозии (точечные взрывы, направленные внутрь бомбы, запускают цепную реакцию). В свою очередь группа Рида Экли (Дэвид Харбор) занимается версией под названием «Худыш» (Thin Man), которая базируется на «пушечном принципе» (для запуска реакции надо «выстрелить» по плутониевой начинке «пулей» из плутония). И поскольку глава всего проекта Роберт Оппенгеймер (Дэниел Лондон) считает второй из упомянутых принципов наиболее перспективным, Экли получает лучшее помещение, современное оборудование и т.д. А маленькая группа Уинтера балансирует на грани закрытия; она ютится в сарайчике и довольствуется крохами.

Сам Уинтер, фанатично преданный своей методике, догадывается о том, о чем нынешним зрителям сериала уже известно постфактум: идея «Худыша» – тупиковая, а в итоге победит имплозия. Но пока у героя нет конкретных доказательств своей правоты и неправоты конкурирующей группы. А время идет, часы тикают. Уинтер не может спать, его преследует один и тот же ночной кошмар – видение ядерной вспышки, мгновенно пожирающий его жену (Оливия Уильямс) и дочь (Алексия Фаст). Как спасти проект? «Чтоб добрым быть, я должен быть жесток», – декларировал Гамлет. Блестящий ум Уинтера генерирует идеи одну подлее другой. Ради возможности довести до конца работу герой готов на обман и на шантаж. В первой же серии он отдаст на заклание начальнику военной администрации полковнику Коксу (Марк Мозес) сотрудника, который нарушил режим секретности, но шпионом не был. А к финалу первого сезона Уинтер перетянет на свою сторону Чарли Айзекса (Эшли Цукерман), лучшего теоретика конкурирующей группы и заставит двурушничать, сделав его соглядатаем в стане Экли.

Главный герой не гордится своими поступками и не оправдывает себя, однако другого выхода не видит, пока на кону судьба всего человечества. Однако чем яснее различимы контуры будущего смертоносного устройства, тем чаще Фрэнк начинает сомневаться: а нужна ли была эта гонка изначально? Что если группы Гейзенберга не так далеко продвинулась, и немецкие физики все равно не успеют сделать атомную бомбу для Гитлера? Тогда, выходит, американский ядерный проект нужен будет уже не для победы во Второй мировой войне, а как фактор послевоенного устройства мира?

Если раньше герой отгонял от себя мысль о результатах применения их изобретения на полях сражений, то теперь, под конец войны, Фрэнк задумывается об этом все чаще. Когда распоряжаешься жизнями миллионов, всякая конкретная жизнь превращается просто в цифру без сопровождающих нулей. Где порог, за которым борец с мировым злом сам становится чудовищем? Целесообразность требует одних ответов, совесть подсказывает другие. И с тем же пылом, с каким Фрэнк весь первый сезон работал во благо «Манхэттенского проекта», весь второй сезон он будет стараться притормозить его. Однако машина запущена, и ее ничто не остановит: ни доводы Фрэнка, ни предупреждения его жены-биолога, ни депрессия Оппенгеймера, готового уйти с поста, ни просчеты Чарли Айзекса, назначенного руководить научными группами, ни даже капитуляция Германии и успехи советской разведки (у нее «на Холме» есть агенты). Рок неумолим. Второй (и последний) сезон «Манхэттена» завершится первым в истории человечества ядерным взрывом...

Еще за месяц до премьеры телесериала на канале WGN America редакция газеты «Лос-Аламос Монитор» аккуратно предупредила местных жителей о том, что новый сериал не является строго документальным, а «некоторые задумки продюсера могут ошеломить старожилов Лос-Аламоса». И действительно: хотя авторы избежали явных ошибок, излагая историю научного поиска, в остальном они не слишком придерживались фактов. В отличие от сценаристов фильма «Создатели тени» (Shadow Makers, 1989), где Пол Ньюман сыграл генерала Гровса, реального военного руководителя «Манхэттенского проекта», а в списке персонажей были подлинные его участники (Ферми, Кистяковский, Теллер, Силард), нынешняя команда Сэма Шоу допустила на экран лишь двух исторических личностей – самого Оппенгеймера и эпизодического Нильса Бора (Кристиан Клеменсон). Все прочие образы, включая Уинтера, Экли и Айзекса, не назовешь даже собирательными: они придуманы на 99 процентов.

Резоны авторов «Манхэттена» понять можно. В конце концов, они снимали не только «драму идей», говоря словами Эйнштейна, но и жанровое телекино. Чтобы выстроить напряженный сюжет, требуется элемент неожиданности. Чтобы герои получили необходимые степени свободы, их не должен сковывать жесткий формат байопика. Зная перипетии создания атомного оружия, зритель может более-менее предугадать общий ход событий, зато судьбы вымышленных героев в руках сценаристов – а потому непредсказуемы, этим и интересны. Но все же телезрителям следует помнить: настоящую атомную бомбу, которая взорвется в финале сериала, делали совсем другие люди.

Manhattan