Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым

Поляки, швейцарцы и местный Вудсток

Оценить

Летом концертов немного. Как только наступил июнь, мы это моментально почувствовали на себе. Тем удивительнее, что в это время к нам приезжают иностранные группы. И даже в августе мы сможем увидеть чилийцев и аргентинцев.

BarDuckI

Что: Nex
Где: BarDuck
Когда: 11 июня

На самом деле в Саратове проходит куча метал-концертов, но я их не посещаю. На это есть и субъективные причины (давно не испытываю интерес к тяжелой музыке), и объективные (настроить четкий звук метал-команде куда сложнее, чем кому бы то ни было). Ну а тут летнее затишье, июнь, и вдруг новость – приезжают польские дэтстеры Nex. Дэт – это, если кто не знает, такая разновидность экстремального метала, где не столько мелодия, сколько тяжесть, «мясо», правит бал. Тексты тоже не очень эстетичные для среднестатистического человека: здесь можно встретить как байки про зомби, так и анатомические подробности строения человеческого тела со смакованием его разложения, например. Хотя бывает крен и на нейтральные по сравнению с этим темы вроде политики. С учетом того, что почти всегда вокальной основой дэта служит гроулинг, а не чистое пение, то получается зверушка, которая, с точки зрения обычного человека с улицы, будет проходить по категории «для извращенцев». Что, наверное, не так уж далеко от истины, если мы берем за образец «нормального» академическую классику.

11 июня в BarDuck выступало три группы дэтовой направленности: QuetzalQoatl (Энгельс), Postulates Defeat (Мичуринск) и упоминавшиеся ранее поляки Nex (Щецин). Несмотря на то, что все они придерживаются дэтовой направленности, у всех есть небольшие стилистические расхождения. Например, уроженцы Энгельса, как понятно по названию (Кетцалькоатль – один из главных богов ацтекского пантеона), любят тематику древнего народа Центральной Америки. Музыкально они играют не чистокровный олдскул, а дэт, немного разбавленный блэком: время от времени Вадим Трофимов переходит на скрим (надо заметить, очень профессионально и на удивление легко), добавляет определенный антураж и часто используемый бласт-бит. И вроде круто получается, но все равно нельзя не поймать себя на мысли, что дуэту не хватает живых участников.

Больше всех, наверное, порадовали Postulates Defeat из Мичуринска – некогда столицы метал-музыки Тамбовской области (так, во всяком случае, меня убеждал их ударник). Это достаточно именитая формация в своей нише, не раз «разогревавшая» иностранных звезд вроде Susperia или Dekadent. Они эдакий Дэт Дэтович – то есть играют абсолютно то, что мы и привыкли слышать от представителей жанра. Вроде никакой особой техничности или брутальности, но выходит так, как и должно выходить. А самое главное, они хорошо смотрятся на сцене – и пускай все эти трясения головой и вскидывание гитар – хрестоматийные штампы, но выглядят они у соседей органично. И надо отдать должное – несмотря на очень малое количество народа, музыканты не стали экономить на шоу.

А вот кто удивил, так это поляки. Если бы Саратов был Тулой, то можно было с уверенностью сказать, что они перед приездом затарились самоварами по самое нехочу. После выступления команды из Мичуринска Nex, вызывая удивления зала, полностью расчищала сцену. Как выяснилось позже – для того, чтобы загородить ее своим оборудованием. Но одно дело везти свои гитары – это норма, и совсем другое – ударную установку и колонки. Это уже странно – все-таки они не звезды первой величины и не на крупный фестиваль едут. Тем более что барабаны у поляков занимали где-то 2/3 небольшой сцены BarDuck’а и выглядело это немного комично. Не менее комичным (хотя и с элементом грусти) был тот факт, что примерно через полчаса с небольшим гости уже собирали оборудование. Причина была простой – в 22:00 сборная России по футболу играла с англичанами, а футбол для баров, сами знаете, рыбное время. Так толком и не сыграв, братья-славяне уехали, оставив после себя странное впечатление: неужели нельзя было приехать, не опаздывая, и сыграть на том оборудовании, которое предоставлял клуб? Польский дэт – это, конечно, фирменное блюдо, как известно, но его тоже можно подавать под разным соусом. В том числе и из местных продуктов.

Machine HeadII

Что: Frozen Crows
Где: Machine Head
Когда: 19 июня

Пускай это прозвучит немного странно, но я всегда с удовольствием хожу на концерты чернокожих музыкантов и швейцарцев. Потому что ни разу еще не видел плохих выступлений. С первыми относительно понятно – в основной своей массе это именитые блюзмены, и сложно ждать от них халтуры. А вот почему швейцарцы всегда так удивляют – не знаю. Может, потому что эта страна славится качеством любой своей продукции, а может, потому что до пятого класса музыкальное образование является обязательным для всех детей, как я узнал на концерте. Скорее даже по этой причине – все-таки Швейцария подарила рок-музыке такие именитые группы как Gotthard и Samael, но в мировом масштабе это не самая музыкальная страна.

Кстати, наверняка на хард-рокерах Gotthard отчасти и росли годящиеся им в сыновья Frozen Crows. Поскольку играют хард-н-хэви. Играют, повторюсь, с характерным швейцарским качеством: структуры их композиций хоть и не отличаются, на мой взгляд, большим разнообразием, но если рассматривать отдельно взятые песни, то они замечательны: здесь и соляки красивые, и ритмика стройная, и вокальные данные у Себастьяна Дюкоммена отменные. Последнее на концерте, впрочем, было немного проблематично оценить, потому что голос у него явно «тонул». Вообще, все очень хорошо и живо сделано – так и не скажешь, что это молодая группа. Ведь и подкидывания микрофона у Себастьяна – это тоже не просто так, это часть стиля. А стиль – это удел мастеров.

Вот только даже мастера не могут предугадать поведение публики. Нет, если на сцене «Ленинград», то понятно, как будут вести себя зрители. Ну а если неизвестные швейцарцы? Тут как пойдет. Мне показалось, что иностранцы хотели большей отдачи, хотя вялой ее совсем не назовешь. А еще они столкнулись с типичным казусом, с которым может столкнуться иностранец в России: за незнание нашей культуры и языка мы платим тем же. Поясню. Швейцарцы сыграли помимо своей программы еще пару каверов: на «Ace of Spades» Motörhead и «Killing in the Name» Rage Against the Machine. Второй несколько неожиданно было услышать – все-таки стилистика у группы другая, но народ оба хита узнал и принял, как водится, даже теплее, чем родные песни коллектива (ну любят у нас каверы, любят). Вот только Себастьян зря пытался давать подпевать в микрофон людям из зала – никто ж текст не помнит и не знает. Нет такой привычки у наших людей.

Впрочем, это не в обиду русскому зрителю. Ведь, повторюсь, и на Западе нас не знают. После концерта я перекинулся парой фразой с вокалистом – он сказал, что Россия их удивляет: например, про Саратов он никогда не слышал, а ведь этот город больше любого швейцарского. Сама группа, заметил Себастьян, из маленького городка (который он почему-то упорно называл деревней). Говорят между собой в группе по-французски (кстати, еще одно любопытное замечание: все участники швейцарских групп, которые выступали в Саратове, как на подбор, общаются друг с другом на французском, а ведь это лишь один из их четырех языков). Правда, подольше пообщаться у нас не получилось – в этот воскресный вечер швейцарцы отдыхали после концерта, а я работал. Потому и убежал сразу после окончания. Впрочем, наверняка им и без меня было с кем потом общаться – например, с мужчиной в красной майке с белым крестом. А именно такая расцветка у швейцарского флага. Ребята не могли это не заметить и тут же пригласили мужчину на сцену, чтобы поблагодарить.

Детский паркIII

Что: Voodoo Child Fest
Где: Детский парк
Когда: 24 июня

Ни для кого не секрет, что летние месяцы – не время для концертов. Дачи, отпуска – притом не только для зрителей, но и для самих музыкантов. Все предпочитают зарабатывать на фестивалях, а если ты какой-нибудь кавер-бэнд, то не ленись, езжай на юга и играй для тамошней публики «Лабутены» – если и не оценят, то, во всяком случае, заплатят. Многие, кстати, так и делают, в смысле едут на юга. И из Саратова в том числе.

Но вообще, конечно, июнь-июль-август – это фестивали. Дело тоже прибыльное. Хотя вряд ли это относится к Саратову. Тут они просто есть.

Например, Voodoo Child Fest и «Праздник музыки». Оба феста идут в конце июня, друг за другом. А в этом году их неожиданно поставили на один день. Кто именно накосячил и не посмотрел на дату, не знаю, но если называть вещи своими именами, то проведение двух подобных мероприятий в городе в один день в одно и то же время – это очень и очень плохо. Оба недосчитаются людей, которые будут злиться на нерадивых организаторов. За дело.

Тем обиднее лично мне было, потому что оба фестиваля, да простят меня другие организаторы, я считаю самыми интересными в городе. При этом очень непохожими, если их сравнивать друг с другом. «Праздник музыки» – это некая квинтэссенция того, что представляет собой Саратов в музыкальном плане: здесь можно встретить все – от пост-рока до мантр кришнаитов. Обычно площадкой для «Праздника музыки» выступают сцены Городского парка, но иногда фестиваль выбирается и в город. В общем, это очень хороший срез всего того, что делается в Саратове.

Voodoo Child, напротив, очень специфический фестиваль – это в некотором роде саратовский Вудсток. Чисто символически, конечно. Здесь звучит в основном психоделический рок, иногда кавер-бэнды, но такие, чтобы не выбивались из стилистики. Короче, все то, что обычно обозначают словом «аутентично». Играют, что примечательно, прямо перед зрителями, чуть ли не на траве. А на траве сидят как раз сами слушатели. Иногда – на летней площадке. И хотя сама локация на фестивалях не меняется, почему-то каждый раз организаторы выбирают новую точку для сцены.

В этом году, как и в прошлый раз, программа фестиваля была совсем лаконичной: всего два артиста и две группы. При желании это можно превратить просто в большой концерт. А вот для феста маловато. Маловато было и публики – тут уж явно «Праздник музыки» «съел» часть народа, как и в прошлый раз День города. Но не катастрофически. И, что меня удивило, пришло довольно много несовершеннолетних. Что странно. Вроде психоделика – это больше для 40-50-летних мужиков, а приходят не они (они здесь – штучный товар), а девочки с розовыми и зелеными волосами. Чистой воды ретромания.

Состав участников не особо удивил: Voodoo Child вообще вещь тусовочная – здесь все друг друга знают и играют почти всегда одни и те же участники. Поэтому на этот фест хорошо ходить раз в год, не чаще. Вот и в этот раз сразу после Harmonicaman играл постоянный участник предыдущих open-air’ов Евгений J. Играл, как всегда, очень приятно и очень стильно каверы на Джека Уайта, Боба Дилана, Foals и «прочую индюшатину», как было анонсировано в программе. Выступавший следом дуэт Black Waggons запомнился не только поющим барабанщиком, но и весьма «жирным» саундом на стыке гаражного рока и рок-н-ролла. Очень заводной такой, бодрый рок. Ну и в конце, как обычно, хедлайнеры The Wild Blake, которых многие по привычке продолжают называть The Pornography, хотя они больше года уже не носят это название. Играли они, как и полагается хедлайнеру, долго. Возможно, даже слишком долго – то ли увлеклись, то ли хотели воспользоваться предоставленным им временем, раз уж концерт был заявлен до 21:00.

Вообще, если забыть на секунду, что Voodoo Child подкупает своей аутентичностью и что у него просто нет аналогов в Саратове, то появится масса вопросов. И нынешний фестиваль, к сожалению, еще сильнее заставляет задуматься – а в том ли направлении он движется? Когда в прошлом году Voodoo Child отыграл в первый раз – это было какое-то чудо – то ли из-за своей новизны, то ли потому что его действительно шикарно презентовали. И в слова ведущего Никиты Пушкарского о том, что VC делался «на коленках», не хотелось верить. Делается ли сейчас фестиваль «на коленках» – не знаю, но с атмосферой явно что-то не то. В первую очередь, из-за отсутствия интерактива – в этом году Никита не вел, из-за чего Voodoo Child явно потерял свой шарм. Да и зрители львиную часть времени просто сидели на пятой точке – явно не хватало человека, который смог бы их расшевелить. В общем, пришли, посидели и ушли. Как будто это рядовой концерт. Обидно. Возможно, не сорвись выступление самой тяжелой команды фестиваля – сладжеров Blodtørst – все выглядело бы иначе. Но кто знает?

Кстати, я с друзьями в тот вечер еще успел сходить на «Праздник музыки» – застали Samain’s Bread. Пели и плясали под ирландскую музыку. Водили огромные хороводы. А ведущая и по совместительству организатор Люси Лё Флок в это время танцевала вместе со всеми, а потом со сцены рассказывала, что еще классного можно будет у них услышать. Кто-то из друзей потом мне сказал: «Надо было сразу сюда идти». И я нехотя согласился...

Концерты в июле

11 – Nesseria (Франция) в «Magic». Вход: 250-350 рублей.

20 – Tesa (Латвия) и WLVS в «Magic». Вход: 250-350 рублей.

23 – 1. Step To в «BarDuck». Вход: 200 рублей. 2. The Barber в «Metro». Вход: 300-450 рублей. 3. Warzugah в «Magic». Вход: 200 рублей.

28 – «Godzilla Jump Fest» в «Magic». Вход: 200 рублей.