Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым

Бывшие и нынешние друзья Оксимирона

Оценить

В прошлом обзоре я уже писал, что вся наша музыкальная сцена, по большому счету, – это круг более или менее знающих друг друга людей. Во всяком случае, мейнстрим знаком с мейнстримом, а андеграунд с андеграундом. Но бывают случаи, когда кто-то из известных артистов вдруг записывает дуэт с не известным широким массам музыкантом, а на одной сцене внезапно оказываются звезды и любители. Об этом наш сегодняшний концертный отчет.

I

Что: Пионерлагерь Пыльная Радуга (ППР)
Где: Metro
Когда: 1 мая

Видимо, это новая традиция – начинать обзоры с концертов в «Metro» – почему-то именно туда умудряются привезти первыми какого-нибудь интересного иногороднего, а то и иностранного артиста. И надо заметить, что сейчас именно «Metro», то ли в силу недавнего появления на свет, то ли по каким-то иным причинам, очень хорошо собирает народ. Очень хорошо. На ППР, как и на «Аффинаж», невозможно было протолкнуться к сцене. Пожалуй, обе группы относятся к типу достаточно успешно раскрутившихся самостоятельно артистов среднего звена популярности. То есть из андеграунда они еще не вышли, но средней величины рок-клубы способны заполнить без особых проблем. Со зрителем не было сложностей и на сольном акустическом концерте фронтмена ППР Алексея Румянцева в сентябре прошлого года. А в этом году, соответственно, приехал весь состав. Фанаты группы по-особому подготовились к этому событию. Например, блогер Зеленая Вишня не только снял отчет о прошлом выступлении, но и подготовил новое видео, на котором провел эксперимент, давая послушать музыку группы случайным прохожим на набережной. Надо отдать должное парню – ролик получился достоверным, потому что сплошь позитивных оценок не было. На концерте группы он тоже был и снимал. Правда, отчет с этого мероприятия еще не вышел. Ничего, подождем, тем более что такая движуха очень нетипична для Саратова.

Пионерлагерь Пыльная РадугаДля кого как, а я вот ППР узнал после дуэта со знаменитым рэпером Oxxxymiron, которого сейчас, кажется, только ленивый не называет главным лицом отечественной музыки (если, конечно, абстрагироваться от «эстрады»). Oxxxymiron давно уже превратился в эдакого Мидаса, который превращает в золото все, к чему притрагивается. Вот и с ППР вышло интересно – стоило только появиться в сети их совместному исполнению мироновского «Дегенеративного искусства» в андеграундном клубе, как появились толпы новоприбывших фанатов. Я к ним не отношусь, но группу взял на заметку. И, собственно, ради этой песни и пошел.

Но логично, что песен а-ля «Дегенеративное искусство» у них, разумеется, не оказалось, потому что играют тверичане на стыке гранжа и панк-рока. Из ближайших аналогов – Nirvana. Это очень банальное и слишком уж напрашивающееся сравнение, но так оно и есть. А Nirvana – это такая группа, которая вас либо цепляет, либо наоборот. Вот у меня всегда было наоборот, и я считал, что из сиэтловской сцены они – самые слабые. Может, потому и концерт ППР прошел мимо меня. Т.е. смотрю на сцену, а ничего вообще внутри не происходит, пустота. В этот момент понимаешь, что тупо ошибся с артистом. Потому что не твое. И пускай у ППР крутая подача (Алексей Румянцев своей флегматичной манерой пения здорово оттеняет неугомонного гитариста Якова Лигбота, бывшего в тот вечер еще и в майке Burzum), но не цепляет, хоть убей. Даже когда песня крутая. Даже когда ее поет весь зал и появившийся невесть откуда Рома Дрякин из «Газеты недели в Саратове» подпевает толпе. Даже когда звучит неожиданный кавер на песню из детства. Здесь просто ничего не поделаешь.

II

Что: ЛСП
Где: Gatsby
Когда: 14 мая

С почином – «Gatsby» в обзорах у нас никогда раньше не было. Хотя место-то знаковое для музыкальной жизни Саратова. Особенно после закрытия «ARS» и ряда других клубов, привозивших популярных артистов.

ЛСПТолпа народа выстроилась у входа в клуб еще за полчаса до означенного времени (учитывая, что вовремя артисты не выходят никогда, к этому стоило приплюсовать сразу полчаса-час). Как только охранник пропустил ВИПов и меня, я тут же почувствовал, что это такое – идти на концерт поп-артиста: не успел я приблизиться к месту будущего действия, как услышал визги догонявших меня девушек, которые стремились урвать себе место поближе к сцене и готовы были затоптать любого оказавшегося у них на пути Андрея Сергеева.

Рядом со сценой уже раскладывали атрибутику, но мне было не до этого – предстояла рубка за удобное местечко. В течение часа диджеи ставили музыку, иногда девушки подпевали каким-то хитам вроде собравшего 600 миллионов просмотров «Can’t Feel My Face» The Weeknd. Я, слушая их, невольно ловил себя на мысли, что все-таки независимо от того, что бы там ни писали «Афиши» и другие хипстерские издания про модные веяния и актуальных артистов, на деле выходит, что слушают их все равно все, в том числе и дети, которым дела нет до всей этой подноготной новой музыки. Ведь и ЛСП, по сути, из той же оперы – модный представитель хип-хопа, нью-скул с саркастичными текстами и вокалом, тотально подвергшемся обработке автотюном (справедливости ради, Олег ЛСП на концерте успешно обходится без него). И вот ведь что забавно: Олег читает (поет?) без своего бывшего соратника Oxxxymiron свой самый известный хит «Безумие»: «Я честно даже не знаю, что в моем бланте», и все прекрасно понимают, о чем речь. А потом он берет и начинает после песни читать лекцию, что баловаться всякого рода веществами не надо – вредно для здоровья. С таким же успехом на сцене пчелы могли агитировать не есть мед. Впрочем, шоу-бизнес есть шоу-бизнес – хорошо хоть Олег объясняет публике, что песни – одно, а жизнь – другое. Видимо, понимает, что публика не всегда считывает его песни.

А песни, кстати, что надо. Как и их исполнение – все-таки ЛСП – артист, активно подбирающийся к топу отечественных рэперов, и глупо было бы ожидать скучного или малоинтересного шоу. Если честно, у меня были сомнения и насчет этого – все-таки у Олега специфическая жестикуляция, но, надо заметить, и над этим компонентом он активно поработал. Бывший на бэк-вокале Роман ЛСП неплохо оттенял читки Олега танцами и, временами, скримом – одной из фишек нью-скула. В общем, хорошее образцовое выступление, в котором смущали лишь две вещи: то, что публика, возьму на себя такую смелость, скорее всего не очень хорошо понимала, о чем песни, и, второе, цена на мерч – уж слишком все было дорого. А в остальном – очень хороший, толковый концерт с отличным шоу и идеальным сет-листом, на котором прозвучали все хиты.

В тот же вечер проходил финал одного из саратовских рэп-баттлов. Один из финалистов в своем видеоприглашении советовал пойти не на ЛСП, а на них. Мол, сами понимаете, кто лучше. Но для меня все не так очевидно.

III-IV

Что: Kenny “Blues Boss” Wayne и джем-сейшн с Jose Luis Pardo
Где: Machine Head
Когда: 25-26 мая

Под конец месяца «Machine Head» сделал настоящий подарок всем любителям качественного блюза: 25 мая Кенни Уэйн по прозвищу Blues Boss сотоварищи сыграл образцовый концерт с аргентинским гитаристом Хосе Луисом Пардо и двумя российскими музыкантами – Юрием Гореловым и Андреем Панкратовым, а на следующий день почти тот же состав устроил бесплатный (!) джем-сейшн с приглашенными саратовскими артистами.

Kenny Blues Boss Wayne«Machine Head» вообще, несмотря на статус мультиформатного заведения, с чистой совестью может считаться блюз-Меккой Саратова – именно сюда, в основном, и едут представители этого жанра, хотя некоторых его адептов можно было услышать и в «Blues House» (странно, если бы там блюзмены не выступали), и в «Черчилле». При этом приезжают в Саратов не абы кто, а звезды первой величины. Например, Кенни в 2011 году был удостоен премии имени Пайнтопа Перкинса за альбом «An Old Rock on a Roll» – а это высшая награда для блюзовых клавишников, в Канаде удалось взять местный аналог «Грэмми» – «Juno Award». Наконец, в 2012 году мистер Уэйн номинировался на «Living Blues Award» сразу в двух категориях – как лучший музыкант и за лучший альбом. Сейчас блюз уже, конечно, не так популярен, как десятилетия назад, и потому на «Кристалл» замахиваться смысла нет, а вот более компактный «Machine Head» собрать вполне по плечу.

В начале концерта организатор приезда Кенни Уэйна Евгений Колбашов вспоминал, что в «Machine Head» ему удается почти каждый месяц привозить кого-то из блюзовых легенд, что на этом он не собирается останавливаться и с сентября намерен возобновить привозы иностранцев. Сам мистер Уэйн приехал в наш город во второй раз, но с новой программой, поскольку презентует новый альбом. Для наших слушателей приготовлен особый сюрприз – полноформатник на тот момент официально еще не вышел в Новом Свете, но в Саратове его уже можно было приобрести.

Сам маэстро Уэйн, как сказали бы рэперы, появился на сцене «на стиле»: его пальцы украшали перстни, на голове – аккуратная голубая шляпка, на глазах – голубые круглые очки, да и вся одежда на нем была тоже светло-голубой, кроме рубашки – бело-голубой в полоску. Прямо как флаг родины Хосе Луиса. Пардо, кстати, тоже не отстал и привез с собой бело-голубую гитару с наклейкой флага Аргентины. Эдакое коллективное признание в любви к родине танго. Но на сцене звучало не танго, а самый настоящий блюз!

Описывать музыку Уэйна как-то странно – в своем жанре он живой классик, да и что такое блюз представляет себе примерно каждый. Стоит лишь отметить, что как настоящий мастер «Blues Boss» не ограничивался только характерными для блюза ходами – у него можно было услышать и буги-вуги, и джаз. При этом он еще и поет. Хосе Луис подыгрывал ему, но сразу чувствовалось, что это разные школы блюза: если у Уэйна все чисто и изысканно, как его костюм, то Пардо вносил частичку «грязи» в звучание ансамбля, что, впрочем, ни капли не портило впечатление.

Как истинные блюзмены, Уэйн сотоварищи работали до седьмого пота. Отыграв два больших отделения, музыкант устало ушел со сцены, раздавая автографы. Колбышев же предупредил зрителей: не забудьте прийти завтра – будем джемовать.

Джем-сейшн Jose Luis PardoДжем – это если кто не знает – что-то вроде специально организованной для публики последовательной импровизации на заданную тему. В Саратове, как я уже сказал, костяк этой джем-группы составил коллектив мистера Уэйна. Правда, без него – маэстро предпочитал наблюдать за происходящим со стороны и лишь один раз (и, как мне показалось, без особого рвения) вышел на сцену. Поэтому внимание в этот раз оттягивал на себя Пардо, который в тот вечер здорово походил на одного кубинского революционера и с удовольствием фоткался в берете на фоне флага знаменитого островного государства.

Что же касается участников сейшна, то, не считая Горелова и Панкратова, в тот вечер Хосе Луису успели поаккомпанировать с десяток местных музыкантов. Кто-то, как Алексей Богданов из З-Бэнда, играл почти все время (не уродились в земле саратовской харперы в большом количестве), кто-то запомнился эпизодически. Меня больше всего удивило присутствие Алексея Хужаева – гитариста Radioaction. Я никогда не сомневался, что он может играть что угодно, но все-таки непривычно было от него слышать блюз. Пардо, судя по выражению его лица, понравилось. Впрочем, не обошлось и без несостыковок, когда аргентинец пытался обозначить тему, а музыканты не понимали, что от них требуется. Впрочем, таких моментов на этот огромный по продолжительности джем (под три часа точно) почти не было.

Джемы – это распространенный в нашем городе формат, активно используемый не столько «Machine Head», сколько другими клубами. Но вот таких шикарных джемов, как у Пардо, мне кажется, не так уж много.

Концерты в июне

17 – Volga Metal Tour#1в «BarDuck». Вход: 150-200 рублей.

18 – Hot Heaven в «Honky Tonk». Вход: 200 рублей.

19 – 1. Frozen Crows (Швейцария) в «Machine Head». Вход: 300-500 рублей. 2. Вячеслав Капорин в «Honky Tonk». Вход: 100 рублей.

20 – Сергей Жилин и джаз-бэнд «Фонограф» в Театре оперы и балета. Вход: 500-3000 рублей.

21 – «Ленинград» в ЛДС «Кристалл». Вход: 1200-4500 рублей.

24 – Voodoo Child festival part II в Детском парке. Вход: свободный.