Неизвестный сериал

Принцип оборотня

Оценить
Принцип оборотня

Его работа – быть кем-то другим

Телесериал «Притворщик» (The Pretender), США, 1996 – 2000.
Авторы идеи: Стивен Лонг Митчелл и Крейг Ван Сайкл.
Звезды: Майкл Т. Уайсс (сериалы «Черная метка», «Голубая кровь»), Андреа Паркер (сериалы «Отчаянные домохозяйки», «Форс-мажоры»), Патрик Бошо (сериалы «Карнавал», «Доктор Хаус», «Коломбо»), Джон Грайз (сериалы «Сверхъестественное», «Сыны анархии»), Джеймс Дентон (сериалы «Отчаянные домохозяйки», «Красотки в Кливленде»), Харви Преснелл («Фарго», «Спасти рядового Райана»), Джеффри Донован («Подмена», сериал «Черная метка»), Джордж Лэйзенби («На секретной службе Ее Величества»), Лиланд Орсер («Семь», «Перл-Харбор»), Хэйли Джоэл Осмент («Шестое чувство»), Уильям Сэндерсон («Бегущий по лезвию»).
Жанр: триллер, детектив и боевик с элементами фантастики.
Продолжительность: 4 сезона.
Мой рейтинг: 8 из 10.

«Среди нас есть притворщики. Это гении, способные приспособиться к любым обстоятельствам». Фразы, которые зритель слышит в начале каждого эпизода, относятся к главному герою сериала. Детектив выстроен на заведомо фантастической посылке. Нам объясняют, что есть люди-протеи, которые могут за кратчайший срок стать своими в любой среде, овладев на должном уровне любой профессией.

Джарод, главный герой (Майкл Т. Уайсс), – как раз такой уникум. В детстве он был похищен сотрудниками засекреченного Центра в штате Делавер и тридцать с лишним лет вживался («симулировал») в разные предлагаемые обстоятельства – или для того, чтобы воссоздать какой-либо из эпизодов прошлого (например, убийство Кеннеди), или чтобы смоделировать благоприятный сценарий будущих событий. Все годы Джарод был пленником Центра, не ощущая себя пленником. Но вдруг понял, что ему сознательно лгут, и сбежал.

Отныне герой будет использовать свой необычайный дар во благо: появляться ниоткуда, «ввинчиваться» в незнакомую среду и на правах специалиста оказывать помощь людям, ставшим жертвами несправедливости или явного преступления (а нередко и тем, кто стал объектом похищения). В финале каждого эпизода преступникам чаще всего воздастся сторицей, то есть негодяи на своей шкуре могут ощутить, каковобыло их жертвам. Помогая ближним и дальним, главный герой не забывает о сверхзадаче: ему надо найти потерянных родных – мать, отца, сестру. Между тем Центр не оставляет надежд поймать Джарода. Поисками обычно занимается команда из трех человек: мисс Паркер (Андреа Паркер), дочь одного из руководителей Центра мистера Паркера (Харви Преснелл), а также психиатр Сидни (Патрик Башо), который воспитал Джарода в Центре, и компьютерный гений, комический Брутс (Джон Грайс). Кроме них поисками Джарода занимаются еще двое: беспринципный убийца-красавчик мистер Лайл (Джеймс Дентон) и ближайший подчиненный мистера Паркера, зловещий лысый мистер Рейнс (Ричард Маркус), таскающий с собой кислородный баллон. Обе команды часто конкурируют между собой – и это позволяет герою ускользнуть.

Сериал строится как «вертикальный» (серия – новое дело Джарода) с несколькими «горизонтальными» линиями. Одна – уже упомянутые поиски героем своих родителей, вторая – расследование мисс Паркер, связанное с обстоятельствами смерти ее матери Кэтрин (ее играет та же Андреа Паркер). Как правило, эпизод выстроен по жесткой схеме (в финале зло наказано, а Джарод ускользает). Но порой создатели «Притворщика» допускают эдакие постмодернистские исключения (например, серия о романе Брутса и мисс Паркер в финале оказывается только сном Брутса). Время от времени авторы откровенно забавляются, переосмысляя на радость киноманам сюжеты известных фильмов. Среди них: «Бешеные псы», «Три дня Кондора», «Клиент», «Отчаянные меры» и др. Почти всегда Джарод проявляет сдержанность, отдавая злодеев в руки закона. Лишь однажды он лично убивает совсем уж отмороженного гада – но это исключение, а не правило. Несмотря на острые сюжеты и обилие action, в этом сериале нет кровожадности; спорные моменты уведены за кадр.

Для актера Майкла Т. Уайсса «Притворщик» оказался, по сути, единственным крупным телепроектом, где ему досталась главная роль. Психологическая глубина образа отсутствовала изначально. Джарод был всеми – и одновременно никем, кукольным Кеном без явных недостатков. Поскольку Центр использовал его «втемную», он, строго говоря, не нес ответственности за деятельность своих боссов. Конечно, Джарод, вырвавшись на свободу, хочет искупить вину. Но мы-то знаем, что это – чужая вина, и уже заранее выдали герою индульгенцию. Интересно наблюдать за притворщиком, меняющим личины как перчатки. Но вот сопереживать ему трудно: за чередой масок не видно лица. И даже неясно, есть ли оно...

Последний сезон вышел в 2000 году, в канун миллениума. Авторы завершили историю в некоторой спешке, поэтому у зрителей осталось много вопросов без ответов. Чтобы закрыть все сюжетные лакуны, канал TNT Network выпустил, вслед за сериалом, два полнометражных телефильма – «Притворщик 2001» (The Pretender 2001, режиссер Фредерик Кинг Келлер, 96 мин.) и «Притворщик: Остров призраков» (The Pretender: Island of the Haunted, режиссер Фредерик Кинг Келлер, 91 мин.). В первом рассказывалось о том, как Джарод – не без помощи своего сводного брата Итона – разыскивает, под видом агента АНБ, еще одного питомца Центра, зловещего Алекса, ставшего убийцей по прозвищу Хамелеон. Во втором фильме мисс Паркер и Джарод попадают на отдаленный остров, где хранятся таинственные свитки с пророчествами, способными пролить свет на происхождение Центра.

Вопреки ожиданиям зрителей, даже во втором фильме-продолжении главный герой не нашел свою маму. Возможно, создатели нарочно попридержали в рукаве этот важный сюжетный козырь, рассчитывая на продолжение. Но его так и не случилось. После 11 сентября 2001 года мир изменился. Боевику и триллеру потребовался иной телегерой: решительный, жесткий, со своим лицом.

Притворщик