Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым

Их и наши

Оценить

В любой стране у музыкантов есть условно три пути в творчестве: делать «как у них», делать в духе своей культуры либо делать, не опираясь ни на кого, а даже если и опираясь, то в таком ключе, в каком способен работать только ты. В России долгое время считалось (да и сейчас порой продолжает считаться) хорошим тоном делать «как у них». В последние годы пропасть между трендовой западной музыкой и соответствующей ей по уровню российской сценой не то чтобы сократилась, но у нас хотя бы начали появляться в большем количестве артисты, способные делать актуальный звук. Впрочем, в этот раз мы поговорим не о кальках, а об уникальных местных музыкантах. И, раз уж речь зашла об иностранцах, то и о них тоже.

Art Against AgonyI

Кто: Art Against Agony
Где: Metro
Когда: 11 марта

Первым делом следует сказать, что это за площадка такая – «Metro». Это очередной небольшой рок-клуб в центре города (совсем недавно, к слову, минутах в семи ходьбы от него появился «M.Place», куда перешла работать старая команда «Magic Club»). В некотором роде «Metro» – это филиал «Варьете», куда их люди привозят группы меньшего масштаба, чем те, что выступают в крупнейшем рок-заведении города. А вот по планировке куда больше сходств с почившим «Аrt-Налетом» (не тем, который был литературным кафе, а с рок-клубом на Гоголя/Горького) – длинное, но немного узковатое помещение. Для небольших концертов вполне неплохо, но при стечении народа однозначно будет трещать по швам у сцены. По счастью, этого не произошло на выступлении немецких инструменталистов Art Against Agony (далее – ААА).

Как частенько бывает, перед малоизвестной группой выступала саратовская команда. Ими стали другие инструменталисты – любители фьюжна Corwine (о которых мы уже писали). Видимо, у них судьба такая – быть подходящим разогревом для любого неформатного артиста-экспериментатора. И все же, думается, логичнее на их месте смотрелись бы любители джента Z’Ele. Впрочем, и Corwine неплохи, им бы еще выйти на какой-то новый уровень, а то пока складывается ощущение, что ничего нового они не предлагают. Быть может, просто примелькались. Примерно то же самое и коллега Елкис пишет.

Стилистические границы гастролеров тоже весьма плавающие, хотя основой все-таки является прогрессив-метал с очень сильным душком джента и, в меньшей степени, джаза. Насчет последнего обидно – по аудиозаписям трио создавало впечатление, скорее, джазового коллектива, который внезапно решил удариться в эксперименты с металлом, нежели наоборот. Короче, эдакий немецкий аналог норвежского Shining, только помудреней и менее хаотичней. И, к сожалению, поскучней. Впрочем, последнее является неизменным побочным эффектом того синтетического жанра, в котором они варятся. Все-таки тяжелый прогрессив с удовольствием в течение часа могут слушать только гитарные маньяки, молящиеся на техничность. Для большинства людей в какой-то момент это превращается в некий парад достижений: посмотрите, мол, как я могу, а еще я и так могу! Перефразируя поговорку про чемодан: и слушать тяжело, и уйти обидно. Поначалу казалось, что ААА сумели найти наиболее выигрышный способ избежать этого эффекта – нацепить маски с Гаем Фоксом из фильма «V – значит вендетта», те самые маски, которые так любят анонимусы. Выглядит как минимум необычно и придает музыке определенный шарм. Вкупе с очень удачным подбором песен на начало выступления у меня на первых минутах создалось ощущение, что я смотрю один из лучших концертов в жизни. Увы, вскоре магия рассеялась – мало нацепить маску Фокса, надо еще и шоу создать. А вот с этим у ребят проблемы, если не считать барабанщика, немного по-шутейски кланявшегося зрителям и смешно жестикулировавшего между песнями. Впрочем, задумка с масками все равно хороша – это же лучше, чем смотреть на сосредоточенные лица гитаристов. Просто не докручено. Так же, как и с дисками: немцы решили продавать их за 800 рублей. Результат прогнозируем – ну не будут здесь покупать их за эту цену. Это не Германия.

АукцЫонII

Кто: АукцЫон
Где: Театр драмы
Когда: 12 марта

Давненько мы не писали о всенародно известных в России музыкантах. Исправляемся. Да еще и повод какой – возвращение в Саратов спустя 14 лет легендарного «АукцЫона». За это время не сказать, чтобы столичные музыканты (притом сразу из обеих столиц) выпустили множество альбомов – у группы продолжался творческий кризис, но, будем справедливы, люди на такие коллективы ходят не чтоб послушать новые песни (которые, кстати, выйдут совсем скоро – на альбоме «На солнце», о котором, впрочем, шоумен Олег Гаркуша предпочел особо не рассказывать). Большинство идет за хитами, которых в тот вечер... почти и не было. «АукцЫон» известны своей нелюбовью к стандартным программам в духе «best of...», и потому ни «Птицу» (не особо любимую вокалистом Леонидом Федоровым), ни «Дорогу» они не исполняли. Репертуар поделился, в основном, между совсем старыми хитами вроде «Осколков» или «Карлик Нос» и более или менее новыми песнями – с последних альбомов. Впрочем, и в этом тоже нет какой-то схематичности: Гаркуша как-то сказал, что играет «АукцЫон» то, что музыканты захотят играть прямо здесь и сейчас, поэтому сет-лист предугадать невозможно. Например, басист Виктор Бондарик весь концерт предлагал исполнить «Всё вертится», как уверял меня потом один знакомый с хорошим слухом и навыком чтения по губам. Правда, инициатива Бонадарика продолжения не получила.

Да и бог со всем этим. Самый-то главный козырь «АукцЫона» вовсе не в хитах, а в той магии, что группа создает на сцене. Правда. Смотришь на «АукцЫон» – и становится понятно, почему в свое время, еще во времена Перестройки, именно их, а не «Кино» и «Звуки МУ» особо отметили среди гастролировавших в Париже. Потому что «АукцЫон» сами по себе. Их к русскому року как-то привязывать стыдно, хотя это вроде как устоявшееся суждение. Ну кто еще превращает четырехминутные песни в десятиминутные, где основное содержание становится прелюдией к фонтану то ли импровизированных, то ли не совсем импровизированных вставок, вводящих в транс? Множество рисунков, тремоло, внезапно меняющийся ритм, вокализы под безумные прыжки по сцене немного постаревшего, но по-прежнему активного Гаркуши – перечисление лишь некоторых моментов того безумия, что творится на сцене, увы, не способно передать магию, в которую вовлекают зрителей ветераны авангардной рок-музыки. «АукцЫон» – это абсолютно карнавальный проект. Идея не нова, об этом 15 лет назад еще Дмитрий Ухов писал. Другое дело, что этот карнавал сложно не заметить самому. Двухчасовое «безумие» на сцене, которое перебивается лишь ироничным «спасибо!» Гаркуши и выходом на бис, после чего группа исполнит «Спи, солдат» и постепенно, по одному участнику, покинет сцену. А закончится всё перфомансом Федорова и контрабасиста Виталия Волкова – и это уже не музыка, а что-то более странное, дремучее и завораживающее... Но «АукцЫон» уже прощается. Надеюсь, не на 14 лет.

AlineIII

Кто: Aline
Где: Machine Head
Когда: 19 марта

В марте стартовали Дни франкофонии, и логично, что в рамках этого культурного мероприятия организаторы вряд ли обошлись бы без французских музыкантов. Ровно за год до того, почти день в день, в том же заведении выступало трио Anatomie Bousculaire. В этом году, к счастью, Люси Лё Флок вновь решила познакомить саратовцев с совершенно не известной широким массам группой. Ими стали марсельцы Aline.

Перед концертом мы некоторое время пообщались с ребятами. Они рассказывали, что выросли во многом на музыке 80-х: постпанке, новой волне и инди-попе, вдохновлялись The Cure, Joy Division, The Smiths, хотя не брезгуют и более ранними эпохами. Весьма символично, что в 2014 году французы записали свой второй альбом как раз у продюсера The Smiths Стивена Стрита. Они очень хотели это сделать и, ни на что особенно не рассчитывая, отправили ему заявку, а он неожиданно через два дня взял и отзвонился, да еще и оказался очень простым и легким человеком в общении.

Свои песни марсельцы посвящают самым различным темам: Ромен Гэрре, фронтмен группы, рассказывал, что первый альбом был автобиографичным – у него тогда было меланхоличное настроение, которое он хотел как-то выразить в музыке. На втором альбоме появилось уже разнообразие: астрология, Париж, влюбленные, которых разделяет война. Ромену захотелось больше вживаться в образы, а не петь о себе.

Кстати, хотя группа и позиционируется как марсельская, по факту родом они с севера Франции. Сам же Марсель, в основном, город рэпа и электронной музыки. Лишь в последние лет пять там началась какая-то активная рок-деятельность, но все равно, замечает Ромен, похожих на себя групп особо не знает. А вообще, во Франции, если ты хочешь куда-то пробиться, надо непременно ехать в Париж. «А в России как?» – в свою очередь интересуется француз. Приходится ответить, что так же. Кстати, разговор о южнофранцузской рок-сцене у нас не пошел: я называл ребятам группы, но оказалось, что они знают только одну (допускаю, что могли просто не разобрать мой «французский»). «Откуда они?». – «Большинство с Тулузы». Тут Ромен улыбнулся: «Я понимаю, что для русских Тулуза и Марсель – близкие города, раз они находятся на юге, но во Франции мы не считаем себя соседями».

Но хватит о разговорах, ведь в тот вечер была и музыка. Ромен не соврал, когда сказал о влиянии новой волны, пожалуй, она сильнее всего и чувствовалась у них – почти классическая новая волна, под которую так хорошо танцевать, что зал в какой-то момент и начал делать (впрочем, только после замечания Люси, что Ромен подвернул ногу в Нижнем Новгороде и потому сам не может танцевать. Справедливости ради, танцевать он пытался, хотя и выглядело это так, словно Гэрре дурачится и пытается изобразить slow motion).

И мне снова пришлось ловить себя на мысли, что первые 15 минут ты поражаешься, а потом с некоторым трудом стараешься различить песни. Печально? Да нет, ведь песни-то хорошие и, в отличие от Art Against Agony, под них можно весело и меланхолично танцевать.

Болот Байрышев и Алексей ЧичаковIV

Кто: Болот Байрышев и Алексей Чичаков
Где: Machine Head
Когда: 24 марта

«Мы очень рады оказаться в этом прекрасном зале, в храме искусств, в городе Самаре». Долгое, очень долгое время я не слышал самую знаменитую фразу, которую нельзя произносить в Саратове. Говоря футбольным языком, затянувшуюся серию прервал Болот Байрышев.

Оно, конечно, мелочь, на которую можно и не обращать внимания, но все равно немного обидно. Ведь прозвучала фраза не на веселом панк-цонцерте, где она тут же забудется и где можно отшутиться, а на столько редких в наших краях этнических выступлениях, где создается особая атмосфера, которую лучше ничем не нарушать.

Байрышев и Чичаков именно создают атмосферу. Оба родом с Алтая. Оба практикуют традиционное алтайское горловое пение – кай – и игру на множестве народных инструментов вроде комуса, топшура, шоора, варгана, окарины. Ко всему этому примешивается вполне традиционная гитара, но, с учетом того, как подходят к звукоизвлечению Болот и Алексей, и такой, казалось бы, привычный инструмент приобретает совсем неожиданные оттенки.

Вообще Байрышев и Чичаков больше известны по сольной карьере. Байрышев – заслуженный артист России и республики Алтай, работает в Государственной филармонии республики Алтай, лауреат многочисленных конкурсов и премий, и, как было заметно, все-таки человек более укорененный в традицию. А вот Чичаков, скорее, представитель world music – синтетического жанра, в котором мешается все, лидер группы «Белуха Jam». Не сказать, чтобы музыканты уклонялись от фолкового начала их музыки, но все равно некая современная обработка во многом благодаря Чичакову была заметна. Особенно это бросалось в глаза во время его сольных номеров – программа была составлена таким образом, что артисты и вместе спели-сыграли, и по отдельности себя продемонстрировали. Но, что примечательно, многие совместные песни у них так плавно перетекали одна в другую, что невозможно было заметить момент склейки. Парадокс.

Впрочем, все эти уточнения не передают главного – той магии, которая создается на их выступлении. Во время прослушивания не раз приходилось ловить себя на мысли, что воспринимаешь их игру как концерт иностранной группы: все-таки шаманская алтайская культура во всех смыслах слова далека от нас – слушаешь этот дуэт и понимаешь, какая на самом деле пропасть существует в самой России из-за наших территорий и разницы культур. Сколько прекрасного до сих скрывается от меня, как и от многих жителей Поволжья – песни Байрышева и Чичакова сопровождались живописным видеорядом алтайских красот. Сколько раз Байрышев хоть и подчеркнуто артистично, но все равно от всего сердца говорил о прекрасном Алтае и приглашал к себе (кстати, некое слияние культур произошло и на самом концерте, когда после основной программы музыканты немного поджемовали со зрителями).

На концерте было много людей и, уверен, на алтайцев многие шли все-таки как на экзотику. Может, кто-то из зрителей когда-то и поедет на Алтай. Лучше гор могут быть только горы, так ведь?

Концерты в апреле

9 – 1. ATL в «Gatsby». Вход: 800-1500 рублей.2. «Прямой эфир» в «Honky Tonk». Вход: 200 рублей. 3. Rose Scream в «Magic». Вход: 150 рублей. 4. «Тараканы» в «Варьете». Вход: 800-1000 рублей.

10 – 1. «эхопрокуренныхподъездов» в «BarDuck». Вход: 300-350 рублей. 2. Correy Harris (США) в «Machine Head». Вход: 1000 рублей.

12 – Digimortal в «Metro». Вход: 350-500 рублей.

13 – 1. Lothlöryen (Бразилия) в «Metro». Вход: 200-300 рублей. 2. Эрнесто Заткнитесь в «Machine Head». Вход: 300-400 рублей.

14 – 1. «ОдноНо» в «Machine Head». Вход: 600-1000 рублей. 2. «Сопрано Турецкого» в Театре драмы. Вход: 800-3000 рублей.

16 – 1. Animal Джаz в «Варьете». Вход: 600-1000 рублей. 2. «Пока все змеи спят» в «Metro» (Московская, 9). Вход: 200-300 рублей. 3. Guf в «Gatsby». Вход: 1000-2000 рублей.

17 – 1. Денис Третьяков («Церковь детства») в «Honky Tonk». Вход: 300-400 рублей. 2. Amatory в «Варьете». Вход: 500-800 рублей. 3. Халдейка в «M.Place». Вход: 250 рублей.

20 – 1. Memorain (Греция) в «Magic». Вход: 250-300 рублей. 2. Василий К. в «Machine Head». Вход: 300-400 рублей.

21 – 1. «Голова» в «Machine Head». Вход: 300 рублей. 2. Contra Banda в «Honky Tonk». Вход: 250 рублей.

22 – А’Брис в «Blues House».

23 – Lacerated & Carbonized (Бразилия) в «Magic».

27 – 1. Виктория Крук в «Черчилле». 2. Tacit Fury в «Magic». Вход: 150-250 рублей.

28 – 1. Бранимир в «Machine Head». Вход: 300 рублей. 2. Александр Ф. Скляр в «Черчилле».

30 – 1. «Сколот» в «Machine Head». Вход: 400-500 рублей. 2. Mystterra в «M.Place». Вход: 300-500 рублей.