Неизвестный сериал

Даунтон в разрезе

Оценить

Прекрасная эпоха уходит по-английски

Телесериал «Аббатство Даунтон» (Downton Abbey), Великобритания, 2010 – 2015.
Автор идеи: Джулиан Феллоуз.
Звезды: Хью Бонневилль (сериалы «Чисто английские убийства», «Доктор Кто»), Элизабет МакГоверн («Однажды в Америке»), Мишель Докери («Воздушный маршал», «Санта-Хрякус»), Джим Картер («Модильяни», «Золотой компас»), Лаура Кармайкл («Шпион, выйди вон!»), Мэгги Смит (киносериал о Гарри Поттере), Ширли Маклейн («Язык нежности», «Милая Чарити»).
Жанр: историческая драма с элементами мелодрамы и детектива.
Продолжительность: 6 сезонов.
Мой рейтинг: 9 из 10.

Сегодня в нашей рубрике еще один сериал, который неизвестным не назовешь. Но не упомянуть о завершении шестилетнего марафона «Аббатства Даунтон» – значит обидеть его поклонников. Итак...

Начнем с любопытного заблуждения. В США и Канаде DVD издания этого английского сериала вышли в серии «Шедевры классики» (Masterpiece Classic), хотя «Аббатство Даунтон» снят по оригинальному сценарию нашего современника Джулиана Феллоуза, который пока еще живым классиком не является. Ошибка простительна: британцы славятся фильмами и мини-сериалами, поставленными по английским классическим романам (Джейн Остин, Диккенса, сестер Бронте и др.), а лауреат «Оскара» Феллоуз – умелый стилизатор под «ретро», так что у заокеанского зрителя могло сложиться впечатление, что он смотрит экранизацию.

Впечатлению этому поспособствовали несколько обстоятельств: тут и близкая к идеальной работа костюмеров и стилистов причесок (и те, и другие получили «Эмми» за свою работу), и аутентичный реквизит, и мастерский выбор места действия (съемки велись в настоящем замке Хайклер – Highclere Castle – в Беркшире), и тема (жизнь английской аристократии на сломе времен). Наблюдать за быстрым изменением устоявшегося уклада всегда интересно и поучительно. Конец Викторианской поры почти совпал с календарным рубежом XIX и XX веков, но и эпоха Эдвардианская поначалу не слишком с ней соперничала внешне или по сути – скорее, плавно дополняла. Первое время людям было трудно понять, что жизнь меняется и мир уже никогда не будет прежним, и только шок вынудил их трезво оценить окружающую действительность.

Подобно тому, как в наши дни падение башен WTC обозначило конец XX и начало XXI века, так и исторической вехой перехода грани столетий для обитателей Старого и Нового Света историки считают крупнейшую техногенную катастрофу той поры – гибель «Титаника» в 1912 году. Именно эту катастрофу сценарист сделал завязкой сюжета – спусковым механизмом, приводящим в действие цепочку событий в вымышленном аббатстве Даунтон (Йоркшир). Все дело в юридической тонкости, чисто британской: наследником хозяина Даунтона Роберта Кроули, графа Грэнтэма (Хью Бонневилль), становится тот, кто наследует графский титул. У сэра Роберта и его жены-американки Коры (Элизабет Макговерн) есть три дочери – Мэри (Мишель Докери), Эдит (Лаура Кармайкл) и Сибил (Джессика Браун-Финдлэй), – но сына нет, так что титул и замок отойдут одному из кузенов сестер. Однако наследник титула графа Грэнтэма погибает на «Титанике», и права отходят к дальнему родственнику – адвокату Мэтью Кроули (Дэн Стивенс), который в начале первого сезона вместе с матерью (Пенелопа Уилтон) приезжает в Даунтон. Брак Мэтью и Мэри мог бы вернуть гармонию. Но поскольку в том браке весьма заинтересовано старшее поколение Кроули, включая вдовствующую графиню Грэнтэм – мать Роберта (актриса Мэгги Смит), Мэри и Мэтью инстинктивно сопротивляются навязываемым им поступкам – даже в ущерб взаимным симпатиям молодых людей.

Чтобы развести Мэри и Мэтью далеко друг от друга, а затем снова свести за два телесезона, сценаристу пришлось задействовать множество событий, включающих тайный скандал (с участием мертвого турецкого дипломата), Первую мировую войну, угрозу разорения Даунтона, эпидемию «испанки» и пр. Впрочем, если бы сюжет свелся только к матримониальным терзаниям клана Кроули, сериал едва ли бы зацепил так много людей по обе стороны Атлантики (в Англии первый сезон посмотрело более 9 миллионов зрителей, в США – свыше 6 миллионов), вызвал всплеск интереса критиков и получил множество наград, включая «Эмми» и «Золотой глобус» (в том числе в номинациях «лучший мини-сериал», «лучший сценарий» и «лучшая режиссура»). На экране присутствуют десятки персонажей, которые, по словам сценариста, «попадают в разные, но одинаково драматические ситуации». Нижний этаж Даунтона, где живут слуги, возглавляемые дворецким мистером Карсоном (Джим Картер), не менее важен для сюжета, чем этаж верхний, занятый аристократами. Тщательно прописаны все сюжетные линии, едва ли не у каждого из персонажей есть своя тема. Нам любопытны не только взаимоотношения дочерей графа Грэнтэма со своими потенциальными избранниками (среди которых, кстати, могут оказаться журналист, автогонщик и даже простой шофер Том Бренсон (Аллен Лич), но и коллизии с участием обитателей «нижнего этажа» (лакеев, горничных, кухарок и др.).

В первых сезонах мы следим за попытками Эдит выйти замуж, но не меньший интерес у нас вызывает судьба Джона Бейтса (Брендан Койл) – несправедливо обвиненного в убийстве бывшей жены графского камердинера, – и трогательно влюбленной в Бейтса старшей горничной Анны Смит (Джоан Фроггатт), которая в последующих сезонах станет его женой. Англия есть Англия, и дистанция между «верхом» и «низом» в Даунтоне сохраняется все шесть сезонов. Но с каждым новым сезоном жизнь вокруг меняется, и полюса все чаще сближаются: согласно концепции Джулиана Феллоуза, сословные полюса Даунтона – «две равноуважаемых семьи», просто у каждой своя специфика. Но в трудные моменты господа помогут слугам, а слуги приходят на выручку господам.

Разумеется, обитатели Даунтона не идеальны и ими подчас движут темные страсти, однако «злодейские» роли здесь крайне редки и доверены исключительно эпизодическим персонажам. Что касается главных действующих лиц, среди них практически нет законченных негодяев: даже трусоватый и нечистый на руку лакей Томас Барроу (Роб Джеймс-Кольер) оказывается способен на героический поступок, даже интриганка Сара О'Брайен (камеристка молодой графини Грэнтэм) в какой-то момент вызывает сочувствие или как минимум понимание...

Судя по тому, что «Аббатство Даунтон» первоначально имело статус мини-сериала (и именно в этом качестве получило свои первые награды), создатели не предполагали, что расскажут длинную историю. Однако популярность сериала привела к тому, что за первым сезоном последовали второй, затем третий... и лишь шестой было решено сделать заключительным. За тринадцать лет, прошедших после гибели «Титаника» и всех последующих событий первого сезона, многое стало иным. Некоторые герои исчезли с экрана (порой при драматических обстоятельствах), другие появились и вошли в основной состав персонажей. События, которые раньше казались невозможными (например, экскурсии по Даунтону для праздных зевак – шесть пенсов за билет), ныне уже в порядке вещей. В заключительном сезоне леди Мэри занимается свиноводством, ее новый супруг торгует подержанными машинами, леди Эдит издает журнал, а лакей вдовствующей графини Грэнтэм по совместительству работает колумнистом этого журнала.

Финальная серия, действие которой происходит в конце декабря 1925 года, – это почти полный хеппи-энд, незамутненное счастье для большинства героев. Узелки развязаны, конфликты исчерпаны, будущее светло и прекрасно, и даже бабушка Грэнтэм куда меньше ворчит и интригует. Впрочем, ее реплики по-прежнему похожи на афоризмы. «Что делает англичан такими, какие они есть?» – в последней серии спрашивает она и сама же отвечает: «Некоторые считают, что все дело в истории, а я виню погоду».

Downton Abbey