Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым

От Brigitte Bardo – к 1920-м

Оценить

Погоня за освещением исключительно деятельности гастролеров может вызвать усмешку – так хочется быть модным? В сегодняшнем концертном отчете мы поговорим не только о приезжающих к нам артистах, но и о своих, доморощенных ребятах, о которых мало писали в последнее время.

I

Brigitte BardoЧто: Brigitte Bardo
Где: BarDuck
Когда: 3 января

«Что за...?» – пронеслось в моей голове, когда я вошел в «BarDuck». Начало января выдалось морозным, и зайдя в помещение, я даже на секунду задумался – уж не холод ли как-то повлиял на мой слух? Звук в клубе долгое время был плохим, откровенно плохим – громким и резким. Не скажу, что Brigitte Bardo было больно слушать, но не очень приятно – это точно. А ведь обидно – группа-то хорошая.

Перед экс-волгоградцами, а теперь питерцами выступали Corwine – мы о них уже писали, поэтому повторяться не будем.

Brigitte Bardo – давние и желанные гости в нашем городе – в 2013 году они вообще умудрились четыре раза выступить в клубе «Magic». От того трио в группе остался только один участник, вернее, одна участница – барабанщица Александра. Только в середине прошлого года ситуация с составом более или менее прояснилась: появилась сначала вокалистка Санта, а недавно – и гитаристка Алиса (баса, как вы поняли, теперь нет). С новыми людьми изменилась и музыка группы, чье название почти идентично имени знаменитой французской актрисы. Теперь это уже не привычный, немного подростковый поп-панк со знаменитым хитом «Твой друг тоже уедет в Питер», а более взрослый, немного грязноватый англоязычный гранж. На старых концертах BB я не был, поэтому от сравнений – в лучшую или худшую сторону изменились живые выступления коллектива – откажусь, разве что добавлю, что та музыка, которую питерцы играют сейчас, лично мне гораздо ближе.

Но, увы, оценить всю прелесть нового звучания, повторюсь, долгое время мешал звук – все-таки грязный, местами такой же жирный, как в стоунере, саунд я как-то от плохой настройки отличу. И смех, и грех, но песни лучше всего воспринимались не у сцены.

Что касается непосредственно программы, то было представлено своеобразное попурри из старого творчества, нового и неожиданных каверов вроде «I kissed a girl» Кэти Перри, которую, по словам Санты, так не любит депутат Милонов.

Смотреть на BB – одно удовольствие: и дело, конечно, не в том, что это красивые девушки (хотя и это тоже), а потому что от них исходит настоящая живая энергетика, которой может похвастаться далеко не каждый рок-коллектив. Главное, чтобы звук им пореже портили и не заставляли внезапно обрывать выступление за четыре песни до конца – увы, клуб теперь старается завершать все концерты до 21.00 – ничего не попишешь.

II

SIM-2015Что: Презентация SIM-2015
Где: Варьете, Blues House
Когда: 9 января

Начало года всегда означает презентацию нового сборника SIM (Saratov Independent Music), на который попадают лучшие рок-исполнители города. По традиции все это действо происходит на крупнейшей рок-площадке города – в «Варьете», плюс в примкнувшем к нему клубе меньшего размера, где проходит after-party. Описывать в деталях весь концерт, растянувшийся на шесть с лишним часов, не имеет смысла, поэтому выскажу несколько замечаний.

1. «Варьете» – идеальное место для проведения такого масштабного мероприятия во всем, кроме звука – он не часто бывает там на высоте, и презентация SIM – лишнее тому подтверждение (было, например, очень заметно, когда группе Radioaction вывели нормально вокал). Особенно это бросалось в уши на фоне «Blues House», где звук был выстроен идеально – не знаю, постоянно он там такой или звукачи потрудились именно на этом концерте, но если там всегда так хорошо слышно артистов, то это лучший по качеству звука рок-клуб в городе (увы, но после смены заведением концертной политики в сторону почти полного отказа от гастролеров я перестал там бывать). А ведь играли в «Блюзе» группы, над чистотой звучания которых надо поколдовать – это относится, в первую очередь, к Enola Buy.

2. Организаторы снова немного просчитались с количеством людей на after-party. Если в прошлом году на «Machine Head» были легкие пустоты (концерт был условно бесплатным – надо было заказать депозит на 300 рублей), то в этом году в «Blues House» яблоку негде было упасть – так же, как за полгода до этого на поэтическом баттле. Причина очевидна – свободный вход, в том числе и на основной концерт.

3. Radioaction – по-прежнему одни из лидеров саратовской сцены. Им еще есть куда работать в плане сценических выступлений, но музыкально прямо сейчас они одни из лучших.

4. Ti11y Twi5ter – главное открытие вечера. Открытие, впрочем, формальное – ребята известны давно, но на SIM еще не выступали. Не любить их невозможно: во-первых, это группа, где всего два участника – барабанщик и басист. Во-вторых, оба умудряются не только обходиться этими инструментами, но еще и петь. А песни у них интересные и умные, что, к слову, не часто встретишь в Саратове.

5. Саратовская альтернатива в лице Feeling the Way, Enola Buy, «Отсчет пошел» – хорошо звучащая калька. В 1995-2000-х в США они порвали бы медиаиндустрию. Но история не терпит сослагательного наклонения.

6. На концерте целых два коллектива работали с условно народной тематикой – фолк-рокеры/металлисты «Рви меха» и «ЖабЪ». Первые не только завели зал, но и хорошо берут музыкой. «ЖабЪ», увы, только интересным шоу.

7. Провал Badhead на общем фоне. Строго говоря, ничего плохого они не сделали – играли то же самое, что и всегда – олдскульный фьюжн-метал. Но в том-то и беда – Badhead всегда брали ироничностью и гротескной серьезностью по отношению к тому, что играют, – они могут восприниматься позитивно в каком угодно контексте, кроме концерта, презентующего что-то новое. А новое и Badhead – вещи из параллельных вселенных.

8. Незавидная участь Mon Ami – мало того что ребята снова выступали не на главной сцене, а на after-party, так еще и их выступление почти не успели застать те, кто ехал из «Варьете» в «Blues House» – их поставили первыми. Печально.

9. Второе открытие вечера – группа с совершенно дурацким названием «звездотрактор (космический)», которых большинство увидело впервые. Помимо своих песен группа очень любит играть каверы. В итоге все к ним и свелось – ну ничего нельзя поделать с тем, что люди с большим удовольствием сейчас слушают перепевки Земфиры, чем оригинальное творчество.

10. И напоследок – Миша «Медведь», такой же символ мероприятия, как и сами диски. Во-первых, отличный ведущий, во-вторых, в теме, в-третьих, это человек, который идеально создает атмосферу: ни грамма пафоса, зато вечные подколы как музыкантов, так и организаторов и даже спонсоров феста. Палку не перегибает, но держит всех в тонусе.

В общем, вот такие мысли. А за презентацию спасибо – по большому счету, все минусы все равно перебиваются одним огромным плюсом – это единственное мероприятие подобного рода в Саратове. А в этом году еще и абсолютно бесплатное!

III

Х.. ЗабейЧто: Х.. Забей
Где: Machine Head
Когда: 16 января

Когда вам доводится слышать фразу «вот молодежь пошла...», смело приводите в пример группу «Х.. Забей» – взрослые дяди поют не слишком-то цензурные песенки для таких же не самых юных людей – те слушают, смеются и хлопают в ладоши. Да что там говорить, само название – это отличная провокация и проверка на вшивость. «ХЗ» – это знаменитая группа из подмосковного городка Видное, легенды андеграунда: за свою 26-летнюю деятельность музыканты выпустили почти столько же альбомов и успели записаться с такими людьми, как Марина Хлебникова, Алексей Глызин, Кирилл Немоляев, Сергей Чонишвили, несколько песен с ними спел одиозный Олег Тиньков, а в первые годы существования коллектива на ударных играл никто иной, как Найк Борзов – другая легенда андеграунда и их земляк.

«ХЗ» – группа особенная для «Machine Head». Именно они выступали на открытии клуба после ремонта. Но тогда они были в электронном составе, а в январе приехали играть акустику. Надо заметить, что в соцсетях находились люди, которых удивляла цена билета – 1000 рублей. Все-таки для «Machine Head» такие расценки редки, да и акустика... Почему-то у нас иногда воспринимают акустические концерты как нечто не совсем полноценное, возможность срубить деньги на халяву, потому что зачастую на таких концертах выступают в неполных составах. Это все, конечно, стереотипы, а те же «ХЗ» в акустике звучат интереснее всего. И так показалось не мне одному. Какая-то интеллигентность в них проступает, что ли, как бы парадоксально это ни звучало. Хотя что парадоксального? Не наличием же мата в песнях интеллигентность определяется. Детище Карабаса (Владимир Капцов) и Бегемота (Игорь Бажанов), конечно, глубже всех этих полуминутных, максимум минутных незатейливых и почти частушечных песенок про трудности семейного сосуществования, деньги и прочие атрибуты жизни. Все это – бьющая не в бровь, а в глаз правда повседневности, в которой каждый узнает себя или друзей.

Программа вечера составлена из 72 (!!) номеров, что, учитывая продолжительность песен, не должно ни удивить, ни утомить. В перерывах между песнями, которые поет исключительно Карабас, Бегемот поднимается на сцену и читает стихи, время от времени отвечает на вопросы, которые приходят из зала на бумажках. Например: «Как вы относитесь к современной сетевой поэзии и Вере Полозковой?». Бегемот пару секунд думает, а потом отвечает, что никак: с сетью не ладит, а Полозкову не знает. Сделаем вид, что поверили.

Два отделения пролетают незаметно, словно концерт шел полчаса. Да и как иначе, если какие-то песни ты слышишь впервые и наслаждаешься ими, какие-то внезапно узнаешь. Все весело и легко. Если не звучит, конечно, что-то вроде «Подмоги»: «Жаль, подмога не пришла, подкрепленья не прислали. // Что ж, обычные дела, нас с тобою...» (каким словом заканчивается – и так догадаетесь). Думали, это песня БГ? А вот и нет – он перепел ее.

IV

Absinthe LightЧто: Absinthe Light
Где: Арабелла
Когда: 31 января

По правде говоря, меня на этом концерте не должно было быть. 30 января я собирался на традиционно проводящуюся в конце месяца «Калигулу в Простоквашино» – вечеринку в честь дня рождения Кирилла Захарова – фронтмена группы «З-Бэнд», грозу студентов-филологов и проч., и проч. Но в последний момент я узнал об отмене концерта, так как «КирЗах» заболел. «Эпидемию», перенесенную из-за эпидемии гриппа в «On Air», я уже пропустил, так что вариантов оставалось мало, и я, в конце концов, решил поддержать своих друзей Absinthe Ligh в кофейне «Арабелла».

Absinthe Light – формально один из множества саратовских кавер-бэндов, которые продолжают по-прежнему плодиться, как грибы. Нередко в них играют опытные местные музыканты. Не исключение и AL – лишь пианистка Лилия Горбунова не имеет большого музыкального бэкграунда, зато у нее есть соответствующее образование, чем, прямо скажем, может похвастаться далеко не каждый саратовский артист.

Как мне позже рассказал фронтмен Никита Герасименко, это первый из серии концертов, которые планируется делать в «Арабелле». Что можно сказать точно? С точки зрения интерьера «Арабелла» очень подходит для репертуара AL. Квартет перепевает далекие хиты прошлого и, согласно описанию самой группы, создает атмосферу «довоенных танцплощадок 1920-30-х годов», неповторимого одесского колорита, а также музыкального путешествия по разным уголкам мира. Антураж «классического» зала «Арабеллы» (здесь, кстати, в 1906 году состоялась свадьба знаменитого философа Семена Франка) не сказать, чтобы абсолютно подходил под эту музыку – все-таки репродукции Густава Климта на стенах, дымчатый свет фонарей и насыщенно-золотой от люстр скорее напоминают об эпохе модерна, то бишь 1900-1910-х годах, но, во-первых, что-то ближе к эпохе AL в Саратове сложно найти, во-вторых, происходит интересное скрещивание эстетик.

Перед началом концерта небольшой зал наполняется людьми, и желающим начинает не хватать стульев. Зрительская аудитория, как и состав группы, 50/50 состоит из молодежи и взрослых, солидных мужчин и женщин. Как показывает практика (и наш концерт – не исключение), это идеальное сочетание, которое, с одной стороны, не дает превратиться музыке в ненавязчивое звуковое сопровождение для ужина и бесед, а с другой – исключает возможность бардака, когда зрители забывают о том, куда пришли. Так в результате и получилось: реакция зала была, как и полагается на таком концерте, достаточно живая, но выступать никто не мешал. В одном из эпизодов Герасименко даже вытащил на площадку сидевших со мной девушек, чтобы станцевать с ними канкан. Я про себя усмехнулся: одна из них действительно великолепно танцует, и вот уж вскоре она начинает вести его в танце. В другом эпизоде Никита решил поздравить Лену Михайлову – скрипачку группы – у нее в тот вечер был день рождения. Наш сосед – доктор – тут же встал и сказал: «Кстати, публика тоже петь умеет» и завел: «Happy birthday to you!». В общем, как-то под такое настроение и шли песни Вертинского, «Брызги шампанского» и композиции на одесскую тему. Ну а AL остается поздравить с тем, что они нашли свою площадку. Да, не все было идеально (мне показалось, что Никита распелся к середине концерта), но первый блин всегда комом. А здесь, к счастью, кома не было.

Концерты в феврале

10 – Мэла Уолдрон (США) в консерватории. Вход: 500-1000 рублей.

11 – 1. Tango Extremo (Нидерланды) в консерватории. Вход: от 500 рублей. 2. Алекссандро Сафина (Италия) в Театре драмы. Вход: 2200-6000 рублей.

12 – 1. Петер Ван де Вельде (Бельгия) в консерватории. Вход: 400-700 рублей. 2. »Мадам Брошкина» в «Черчилле».

14 – 1. «Конец фильма» в «Machine Head». Вход: 250-300 рублей. 2. «Танго и Кэш» в «Черчилле».

17 – 1. Sariola (Германия) в «Magic». Вход: 250-300 рублей. 2. «Красная плесень» в «Honky Tonk». Вход: 1000 рублей.

18 – 1. Znaki в «Machine Head». Вход: 500 рублей. 2. Александр Ростоцкий в «Черчилле».

20 – 1. Sage в «Убежище» (Энгельс). Вход: 400-600 рублей. 2. «Песнь о Довакине» в «OldSchool». Вход: 400-500 рублей. 3. Zomby Catz в «On Air». 4. Шура Кузнецова и Никола Мельников в «Черчилле».

21 – Артур Беркут в «Machine Head». Вход: 500-600 рублей.

23 – 1. «Бригадный подряд» в «Варьете». Вход: 400-600 рублей. 2. «Паук-Оркестр» в «Magic». Вход: 500 рублей.

25 – «Nobody. One» в «Machine Head». Вход: от 500 рублей.

26 – «Тролль гнет ель» в «Machine Head». Вход: 500-600 рублей.

27 – «Черный кофе» в ТЮЗе. Вход: 1000-1500 рублей.

28 – Олег Погудин в ТЮЗе. Вход: 1200-3500 рублей.

29 – Макsим в Театре драмы. Вход: 1200-3500 рублей.