Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым

О бедном зрителе замолвите слово

Оценить

Никогда не стоит путать следствие с причиной, а частное с общим и все же, почему бы не вывести формулу: «Если зритель ходит на артиста, то артист – на зрителя». Ведь если подумать, в метафорическом плане так оно и есть. В февральском концертном отчете мы постарались сделать акцент именно на взаимодействии артистов с залом.

That BlackI

Что: That Black
Где: HonkyTonk
Когда: 4 февраля

– Братан, давай, покажи всем этим, как надо правильно делать! – так или примерно так напутствовал из зала выступление донецкого музыканта Влада Креймера один саратовский фотограф, будучи слегка подшофе.

Но это будет минут через 30 после начала, а само мероприятие откроет квартет со странным названием «Элементы Утёсов». Кто знаком с саратовским андеграундом, тот без труда догадается, что это коллаборация двух дуэтов: «Зомби Утёсов» и «Элементов Нахера» (для страждущих – ударение на второй слог, специально уточнял у участников). Обе группы, к слову, уже делили сцену – на одном из проводившихся сравнительно недавно «Атмосфериках» в «MachineHead». Тогда еще бросился в глаза принципиально разный подход при относительно близких стилистических поисках, хотя близость эта, конечно, условна – экспериментальная электронная музыка у всех звучит по-своему, и говорить о родстве приходится исключительно в силу того, что сравнивать-то в Саратове особо и не с кем. «Зомби Утёсов» тогда сильно волновались – все-таки живых выступлений у них в разы меньше, чем альбомов (да-да, бывает и такое!), да и играли специфично – Сергей Столяров в какой-то момент забился куда-то под стол и не вылезал оттуда до конца выступления, хотя работу свою выполнял безукоризненно: что-то нашептывал в микрофон и время от времени использовал трещотку. Владимир Старцев никуда не забивался, но в какой-то момент предпочел играть на гитаре, сидя на полу. По сравнению с ними «Элементы Нахера» казались эдакими профессорами: вышли на сцену, включили аппаратуру и сосредоточились целиком на ней, никуда не прячась и не уходя. «Элементы Утёсов», как вы понимаете, стало симбиозом групп, притом достаточно своеобразным: если «зомби», по сути, целиком переключились на «живые» инструменты, то «элементы», кажется, вообще не замечали, что вокруг них что-то происходит. В общем, и здесь опытные коллеги доминировали в этом своеобразном дуэте, где техногенные мелодии переплетались с какой-то странной мистической атмосферой, которая хорошо получается у «зомби».

Выступление Влада Креймера (That Black) – это в каком-то роде тоже странный синтез техники с природой, но совсем под иным соусом. Помните, есть такой инструмент – терменвокс, который реагирует на движения рук? Влад, профессиональный радиоэлектроник, пошел дальше: самостоятельно сконструировал целую систему из пяти аналоговых синтезаторов, прикрепляющихся к телу и реагирующих на его положение и движения. То есть в буквальном смысле слова он создает музыку своим телом в режиме реального времени, а поскольку никаких заученных танцев нет, идет сплошная импровизация, каждый перфоманс неповторим. Понятное дело, что за такой интересной придумкой скрывается не просто желание шокировать публику, а некая идея. И Влад делится ей в своем своеобразном манифесте, который он незадолго до выступления выложил в группе мероприятия в соцсетях: «Большинство современных электронных концертов – это бледные люди, застывшие над лэптопами, изредка двигающие мышкой. <...> Я решил попытаться вернуться к корням, истокам, где я вновь буду ощущать себя композитором и человеком, а не просто биопридатком к технологиям и соцсетям. Мне захотелось оторваться от стола с ручками и играть, двигаясь, вовлекаясь в процесс всем собой, найти способ работать с глубокими состояниями, не отвлекаясь на технические моменты».

Сказать, что Креймер произвел фурор – не сказать ничего. Вроде реализация давно назревшей идеи, а тем не менее все равно воспринимается как сказка, в которой ты себя чувствуешь Недом Старком из «Игры престолов» с его знаменитой фразой: «А что, так можно было?». Влад называет себя электронным скоморохом, и отчасти так и есть: чудноватый парик под древнего египтянина и иногда странные движения в попытке извлечь новый звук, но все это – один сплошной безумно завораживающий эксперимент, который будет одинаково интересен как меломану, так и достаточно далекому от искусства инженеру. Тут привлекательно все: и как притоптываниями Влад создает бит, и как в синтезе с его голосом рождается восточная мелодия, и как в конце концов аппаратура реагирует на инородные вмешательства в танец Влада пьяных тел. Поначалу охранник тормозил любителей экспериментов, когда они приближались к Владу, но затем, после того, как сам музыкант дал знак, пропустил одного. Картина вышла забавной. Потом, уже после концерта, я спрашивал Креймера, часто ли такое случается на его перфомансах, и он ответил, что так вышло впервые и некая боязнь за технику присутствовала. Что ж, одним экспериментом в жизни будет больше.

Tango ExtremoII

Что: Tango Extremo
Где: Консерватория
Когда: 11 февраля

Есть такой грешок – далеко не все жанры популярной музыки попадают в наши обзоры. Например, мы никогда не писали про танго. Исправляемся. Tango Extremo – это инструментальный квинтет из Нидерландов, в багаже которого есть как каверы на известные песни, так и собственные сочинения. Достаточно прогнозируемо в Саратове, как, полагаю, и на других концертах, ставка была сделана на первое. К слову, наша площадка в их туре – самая большая и именитая, поэтому реплика лидера TangoExtremo– скрипачки Тани Схап – про то, что выступление в этом заведении для них особенно важное, было, скорее всего, не стандартной любезностью гастролера, а вполне искренним восхищением человека, осознающего магию места.

Впрочем, голландцы и сами не лыком шиты: в 2009 году они были единственным европейским коллективом, приглашенным на самый престижный в мире фестиваль танго «Buenos Aires Tango Fest in Argentina». Да и участники квинтета – люди достаточно именитые: Бен Ван ден Дунген преподает в консерватории Роттердама, Роб Ван Кревельд – в Бостоне и Хельсинки, к тому же он профессор королевской музыки в Гааге. Наконец, все та же Таня Схап – ученица Фернандо Суареса Паса – участника знаменитого оркестра Астора Пьяццоллы. Поэтому весьма символично, что одной из первых композиций программы была знаменитая «Libertango» – песня столь же значимая для музыки танго, как «Smoke on the Water» для рока. Остальные, впрочем, мало уступали в известности: игралась Эдит Пиаф, целый блок составили русские произведения – «Очи черные», «Утомленные солнцем» и даже Концерт №2 С-moll Рахманинова. Последнее произведение было переосмыслено очень любопытно – почти идентичное тревожное начало с каждой секундой все сильнее обретало характерные более легкие интонации танго и, под конец, в интерпретации голландцев почти уже не слышалось оригинала. Но звучали и куда менее известные композиции, например, «El Silencio», которую сочинила мама Тани Схап.

Как ни парадоксально, но единственный изъян, мимо которого в принципе можно было бы и пройти, стал, скорее всего, следствием выбора площадки. Казалось бы, консерватория – что может быть престижней? Но, видимо, именно престижность этого места и сыграла злую шутку: когда иностранцы предложили зрителям выйти потанцевать танго, никто в зале не откликнулся на их просьбу, хотя наверняка кому-то хотелось это сделать. Впрочем, учитывая непредсказуемость настроения нашей публики, есть вероятность, что и в более неформальной обстановке случилось бы то же самое.

Шура КузнецоваIII

Что: Шура Кузнецова
Где: «Черчилль»
Когда: 20 февраля

Для начала небольшая справка: Шура Кузнецова – бывшая (хотя бывших, говорят, не бывает) вице-чемпионка высшей лиги КВН в составе «Факультета журналистики». Ныне она отошла от этой деятельности и предпочла целиком сконцентрироваться на музыке. Впрочем, таких людей, как она, называют не бардами, а исполнителями, поскольку все аранжировки и тексты ей пишут довольно именитые Никола Мельников и популярная сетевая поэтесса Марина Кацуба, чьим творчеством она в свое время настолько прониклась, что решила записать целый альбом на ее стихи:«Потому что они про меня», – говорила она в интервью одному местному изданию.

Первый концерт молодой исполнительницы проходил в «Черчилле» – не сказать, что в самом очевидном для этого месте – все-таки стейк-хаус специализируется на артистах иного калибра, хоть нередко и предпринимает попытки разбавить свою целевую аудиторию более молодежной. Шура Кузнецова – как раз тот случай.

Вот есть такой термин – сетевая поэзия. Наверное, пришло время вводить новый – «сетевая музыка». Не в смысле музыка, которую можно найти в соцсетях, а рассчитанная именно на характерного, музыкально не изощренного юзера и, более того, заточенная под него. В свое время подобная ставка делалась бывшим участником дуэта «Чай вдвоем» Станиславом Костюшкиным (A-Dessa), в прошлом году интернет «взрывали» украинцы «Время и Стекло», сейчас появился лирический рэпер Мэйти, который наверняка вдохновлялся творчеством Ассаи. Сама Шура удачно вписывается в этот контекст с ее (или все-таки Кацубы?) прямолинейной, порой откровенно минималистичной лирикой, к которой, к слову, возникает немало вопросов, как в общем-то и к любой поп-лирике. Но, по иронии судьбы, к самой-то Шуре в тот вечер вопросов как раз и не было: она – хороший исполнитель, у нее приятный голос. Неприятные же удивления были связаны с другим.

Во-первых, все-таки получасовая инструментальная прелюдия Николы Мельникова, в которой смешались самые разные стили, включая элементы как никогда актуального для нынешней поп-музыки дип-хауса – это все-таки перебор. Я могу понять такой диджей-сет, но такой своеобразный «разогрев» не только не вводит слушателя в определенную романтическую атмосферу (эффект должен был добавить довольно абстрактный видеоряд), но, напротив, успевает немного утомить. Хуже – «во-вторых». Во-вторых, конферансье вечера был Кирилл Лопаткин – капитан КВН-команды «Саратов» (к разговору о «бывших» кавеэнщиках). Ни в коей мере не хочу усомниться в харизме одного из самых узнаваемых людей нашего города. Проблема в другом – говорливая (по ее словам) Шура в этот вечер решила устроить сюрприз и задействовать вместо себя Кирилла, который между песнями играл своего рода моноспектакль, рассказывая о чувствах, переживаниях героев песен и т.п. Не то чтобы автор фразы «Не важно, что я говорю, важно как я это говорю», изменил себе в этот раз... Напротив, он только своеобразно подтвердил ее: почти все реплики и истории, которые звучали со сцены, сильно напоминали статусы модных пабликов ВК. И вот в этом-то и заключалась проблема: мало того что в этих рассказах, грубо говоря, не было художественной ценности, так они еще и лишний раз заставляли обратить внимание на попсовость текстов Кацубы. Понятно, что это будут замечать только взрослые люди, которые не составляют целевую аудиторию Шуры, но, возможно, это повод задуматься, что-то доделать, чтобы после, как показалось Кузнецовой, удачного эксперимента в Саратове не промахнуться с ним 18 марта на концерте в Санкт-Петербурге. А может, и не стоит – в конце концов, в каждом сегменте музыкального бизнеса должна быть заполнена своя ниша. В том числе и с таким соусом. И все же, кажется, не будь этих экспериментов в Саратове, концерт бы только выиграл.

Артур БеркутIV

Что: «Артур Беркут»
Где: «MachineHead»
Когда: 21 февраля

Это был классический случай, когда на концерт затащили, потому что изначально я не планировал идти – не то чтобы Беркут мне не нравится, напротив, просто как-то так сложилось. Впрочем, жалеть не пришлось.

Артур Беркут – фигура для нашей рок-музыки особенная и в анонсе организаторы делали ставку именно на это: изначально прославился он в 1980-х в группе «Автограф», затем, спустя десять с лишним лет, стал новым вокалистом «Арии», а после ухода оттуда в 2011 году сосредоточился на сольном проекте. В общем, с целевой аудиторией у него все в порядке.

Но прежде чем Артур Вячеславович вышел на сцену, зал успели разогреть местные ребята «Храм Заката». Что можно сказать? Безусловно, это был как раз тот случай, когда разогрев был стилистически подобран грамотно и вызывал положительные эмоции у зрителей (судя по реакции, многие видели их впервые – во всяком случае, мне так показалось). Не могу сказать, что мне лично их творчество близко – это вполне традиционный хэви с характерными для жанра пафосными, но безыскусными текстами и штампами, перешедшими в наследство от старших коллег. Однако подача у них грамотная.

И все же даже им будет полезно посмотреть на то, как работают «старички». Артур начал выступление с поздравления с грядущим Днем защитника Отечества, несколько раз напоминал об этом по ходу концерта, активно жестикулировал, перемещался по сцене, заставлял народ повторять за ним распевки, интересовался настроением, в конце концов просто интриговал, говоря, например, что песня была написана на стихи нашего земляка, на которые вдохновил, в свою очередь, памятник «Журавли». В общем, как к артисту к Беркуту претензий нет. Как к певцу, впрочем, тоже, благо он и в Саратове продолжал демонстрировать, что отлично справляется с «арийским» репертуаром времен Кипелова: «Тореро», «Улица Роз», «Воля и Разум», притом, как можно заметить по этим песням, и с совсем старыми творениями, 1980-х. Да и программу закончили «арийской» песней, правда, уже времен самого Беркута – «Колизей». Что уж говорить, как сольный артист Артур Вячеславович себя только раскрывает, как вокалиста «Автографа» большинство молодых людей его, подозреваю, не знает или не помнит, а вот по участию в народной, что уж говорить, «Арии» будут знать всегда.

Закончил концерт «Артур Беркут» (не забывайте, что все-таки проект носит такое имя) запланированным выходом на бис, однако на моей памяти это было первое выступление группы, где народ кричал «Еще!» даже до того, как музыканты покинули сцену. Это ли не всенародная любовь?

Концерты в марте

10 – Би-2 в Театре драмы. Вход: 1800-6000 рублей.

11 – Art Against Agony (Германия) в «Metro». Вход: 200 рублей.

12 – 1. «АукцЫон» в Театре драмы. 2. Ольга Кормухина в Филармонии. Вход: 1000-4000 рублей.

13 – А.П. в «Magic». Вход: 200 рублей.

14 – Сергей Пенкин в Театре драмы. Вход: 600-5000 рублей.

15 – «Би-2» в ЛДС «Кристалл». Вход: 600-4000 рублей.

16 – Spiritual Seasons в «Irish Papa’s Pub» (Московская, 9).Вход: 400-600 рублей.

18 – «Черный обелиск» в «Machine Head». Вход: от 500 рублей.

19 – 1. Solity (Швеция) в «Metro». Вход: 200-300 рублей. 2. Aline (Франция) в «Machine Head». Вход: 400-500 рублей. 2. Bel Suono в Театре оперы и балета. Вход: 800-2500 рублей.

20 – 1. Леонид Веремьянин («Теплая трасса») в «Honky Tonk». Вход: 250 рублей. 2. «Немного нервно» в «Machine Head». Вход: 350-450 рублей.

24 – Болот Байрышев и Алексей Чичаков в «Machine Head». Вход: 300-400 рублей. 2. «Путь Солнца» и «Cerber» в «Magic». Вход: 250 рублей.

26 – Grizzly Knows No Remorse в «Metro». Вход: 300-500 рублей.

30 – Jon Davis Trio (США) в «Черчилле».

31 – Strained Nerve (Швейцария) в «Magic». Вход: 250-300 рублей.