Неизвестный сериал

Еще пять секунд – и мы в эфире

Оценить
Еще пять секунд – и мы в эфире

Вчерашние новости могут быть не менее увлекательными, чем свежие

Телесериал «Отдел новостей» (The Newsroom), США, 2012 – 2014.
Автор идеи: Аарон Соркин.
Звезды: Джефф Дэниелс («Пурпурная роза Каира», «Скорость», «Тупой и еще тупее»), Эмили Мортимер («Матч Пойнт», «Хранитель времени»), Джон Галлахер-младший (сериалы «Что знает Оливия», «Западное крыло»), Элисон Пилл («Римские приключения», «Полночь в Париже»), Дев Патель («Миллионер из трущоб», «Робот по имени Чаппи»), Сэм Уортерстон («Человек на Луне», «Преступления и проступки»), Марша Гей Харден («Перекресток Миллера», «Поллок»), Джейн Фонда («Погоня», «Босиком по парку», «Барбарелла»).
Жанр: производственная драма с элементами мелодрамы и политического детектива.
Продолжительность: 3 сезона.
Мой рейтинг: 9 из 10.

В самом начале этого сериала у будущего главного героя – телекомментатора Уилла МакЭвоя (Джефф Дэниелс) – во время выступления перед студентами спрашивают: «Почему Америка великая страна?» И он, заметив, как ему кажется (хотя она на самом деле и вправду там), среди публики свою бывшую подругу Маккензи Макхейл (Эмили Мортимер), отвечает парадоксально: «Америка сейчас – не великая страна, но вполне способна ею стать». И пускается в рассуждения, которые многим кажутся скандальными и даже антипатриотичными. Но главный герой не желает отказываться от своих убеждений и, став «лицом» новостной программы на канале Атлантис Кейбл Ньюс (ACN), ведет себя независимо, идет наперекор всему и всем – даже законам тележанра и рейтингам.

Как совладать с упрямой телезвездой? Выгнать главную медийную персону канала непросто: капитализация ACN снизится в разы. Как ни мечтает глава совета директоров канала Леона Лэнсинг (Джейн Фонда) убрать Уилла, ей приходится его терпеть. Чтобы изменить ситуацию, шеф Уилла и его друг, пожилой мудрый Чарли Скиннер (Сэм Уотерстон), придумывает, как использовать энергию Уилла в мирных целях: надо взять на должность главного продюсера ACN уже упомянутую Маккензи – которую герой всё еще любит. На зрителей Уиллу давно плевать, а на мнение Маккензи – нет. И эта связка долга и чувств (любовь плюс ревность плюс профессионализм плюс рефлексия) становится неким детонатором: канал, прежде считающийся второстепенным, получает ускорение.

У нас есть возможность следить изнутри, как команда профи на наших глазах формирует новостную сетку, выбирая на ходу, что станет главным, что второстепенным. Фокус в том, что новости, с которыми наши герои работают, самые настоящие. Только для нас они уже не сегодняшние, а, так сказать, позавчерашние. События телесериала происходит хотя и в недалеком, но прошлом, поэтому зритель – в отличие от героев – уже знает развязку: Бен Ладен будет убит, молодежное движение «Захвати Уолл-стрит!» станет массовым, во время Бостонского марафона взорвется бомба, на президентских выборах победит Барак Обама и т.д.

Создатель этого телесериала Аарон Соркин – человек очень известный и в мире ТВ, и в Голливуде. Сериал «Западное крыло», сценаристом которого был Соркин, четырежды получал премию «Эмми», а сам он был удостоен «Золотого глобуса» и «Оскара» (за сценарии – соответственно – фильмов «Стив Джобс» и «Социальная сеть»). В «Отделе новостей» автор соединил, точнее, туго свил в единое целое, две сюжетные линии: «производственную» и мелодраматическую. «Вы сами расстроитесь, если не сделаете лучшее, на что вы способны!» – так Соркин, общаясь с актерами, однажды сформулировал творческое кредо. И постарался не снижать планку. Чтобы достигнуть большей достоверности в описании внутренней «кухни» повседневной работы журналистов на ТВ, сценарист, например, нанял «чертову дюжину» консультантов – с каналов CNN и MSNBC, а также из Time и The New Republic.

В мелодраматической части сюжета Соркин, понятно, мог обойтись без консультантов: еще в 90-е годы прошлого века он доказал свое сценарное умение внедрить любовную историю куда угодно – хоть в «медицинский детектив» («Готова на всё» с Алеком Болдуином и Николь Кидман), хоть в политическую драму («Американский президент» с Майклом Дугласом и Аннет Бенинг). В сериале «Отдел новостей» только, кажется, молодой компьютерный гений – руководитель сайта канала Нил Сампат (Дев Патель) – не отвлекается на «служебный роман». Остальные же ввергнуты в пучину непростых личных взаимоотношений. «Искрит» не только между Уиллом и Маккензи: один из лучших продюсеров канала Джим Харпер (Джим Галлахер) влюблен в свою коллегу Мэгги Джордан (Элисон Пилл), Мэгги до поры поддерживает отношения с шефом утреннего блока новостей Доном Кифером (Томас Садоски), а умненькая экономическая обозревательница Слоун Сэббит (Оливия Манн) запала на Дона – причем и она ему тоже вовсе не безразлична. И так далее.

Весь этот сложносочиненный клубок катится вперед непроторенными дорожками: к уже упомянутой «служебно-любовной» амальгаме то и дело добавляются посторонние сюжеты. Каждый день у персонажей «Отдела новостей» новые проблемы: то журналистское расследование грозит обернуться конфликтом с Пентагоном, то один из работников допускает «косяк», чреватый разбирательством в суде, то громкая сенсация, обещающая «взорвать» телеэфир, на деле оборачивается грамотной «подставой» (и тогда за сенсацией следует унизительное опровержение). И даже когда кажется, что горизонт чист, может нагрянуть нежданная беда, справиться с которой почти невозможно.

Если первый сезон (десять часовых эпизодов) был слегка вяловат, то дальше число серий в сезоне уменьшалось (девять, потом шесть), а драйв возрастал. Увы, «Отдел новостей» так и не стал проектом-долгожителем. Хотя сериал с самого начала не был высокорейтинговым, руководство канала НВО – может, в награду за отличную актерскую игру Дэниелса, Мортимер, Пилл, Уотерстона и других, может, в целях поощрения драматургии Соркина (критики особо отмечали качество его диалогов), а возможно, из корпоративной солидарности с персонажами – дважды продлевал жизнь проекту. Однако третий сезон стал последним. Финальная серия наполовину представляет собой флешбэк: зрителя возвращают в 2010 год, к событиям первого сезона, и постфактум проясняется подоплека многих уже известных нам ситуаций...

Кстати, для Аарона Соркина этот сериал оказался этапным. Сразу после того, как боссы НВО сообщили о закрытии «Отдела новостей», сценарист объявил, что уходит с ТВ. «Я с удовольствием провел каждую минуту на телевидении, – сказал Соркин в интервью Los Angeles Times. – На телевидении у меня было больше неудач, нежели успехов, в традиционном смысле. Я создал четыре сериала, и лишь один из них был “Западное крыло”». Судя по решительности заявления Соркина (обычно кинодраматурги не сжигают мостов без достаточных оснований), «Отдел новостей» был для него не просто очередной работой, а любимым детищем. Так что когда автору велели свернуть работу, Соркин просто обиделся. Чисто по-человечески.

The Newsroom