Неизвестный сериал

Всегда быть в маске – судьба его

Оценить

Победит ли тетушка Амнезия бабушку Мнемозину?

Телесериал «Легенды» (Legends), США, 2014 – 2015.
Авторы идеи: Ховард Гордон, Марк Бомбэк, Джеффри Начманофф (по мотивам книги «Легенды: Роман обмана» Роберта Литтела).
Звезды: Шон Бин («Властелин колец», «Сокровища нации», сериал «Игра престолов»), Эли Лартер («Пункт назначения», сериал «Герои»), Моррис Честнат (сериалы «Скорая помощь», «Американская история ужасов»), Тина Мажорино («Водный мир», сериалы «Вероника Марс», «Настоящая кровь»), Стив Харрис (сериал «Практика»), Эмбер Валлетта (сериалы «Возмездие», «Лунный свет»), Кристиан Клеменсон (сериал «Юристы Бостона»), Клара Иссова (сериалы «Дюна», «Перевозчик»), Стив Кази (сериал «Бесстыдники»).
Жанр: криминальная драма с элементами боевика и мелодрамы.
Продолжительность: 2 сезона.
Мой рейтинг: 8 из 10.

Президент Чечни (Аднан Хаскович) хочет взять еще одну жену – восемнадцатилетнюю Кейт Кроуфорд (Эшлинг Франчози), которую когда-то звали Катей Закаевой. Та совсем не хочет выходить за нелюбимого человека, к тому же намного старше ее. Однако мама Кейт – Иллеана (Клара Иссова) – далеко в Лондоне, а в Грозном никто не спросит согласия девушки. Спасти ее может только один человек. И он поможет ей – пусть даже ценой своей свободы...

Чтобы заинтриговать читателя, мы сильно забежали вперед, поведав о ключевых событиях второго сезона сериала «Легенды». Однако не будем злоупотреблять флешбэками (их и так здесь многовато) и вернемся к началу истории – то есть к первому сезону. США, Лос-Анджелес. Мартин Одум (Шон Бин) – лучший полевой агент глубоко законспирированного отдела Операций глубокого прикрытия (DCO), которым руководит Нельсон Гейтс (Стив Харрис). Мартин легко внедряется туда, куда обычным агентам путь заказан: в закрытые клубы, в посольства, в кабинеты боссов крупных корпораций, на базы незаконных торговцев оружием или в тренировочные лагеря террористов. У главного героя есть дар, полезный как для хорошего актера, так и для шпиона.

В чем суть дара? Мартин – уникум. Всякий раз не просто грамотно отрабатывает легенду, притворяясь кем-то, он «по Станиславскому» вживается в образ, начинает ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ этим человеком. У героя меняются голос, почерк, походка, осанка, появляется или исчезает акцент. В отличие от придуманного Юлианом Семеновым культового разведчика Исаева, который в течение десятилетия носил единственную маску Штирлица, персонаж «Легенд» располагает множеством личин: он похож на куратора сети «законсервированных» агентов – с той разницей, что он в одиночку И ЕСТЬ ВСЯ СЕТЬ. Каждый из выдуманных образов бережно хранится в его оперативной памяти, словно кукла в коробке с нафталином, и терпеливо ждет своего часа. В случае производственной необходимости любой из них можно расконсервировать, проветрить и пустить в дело.

Таким образом, в течение первого сезона агент Одум несколько раз волшебно преображается. Сегодня он – озлобленный на весь мир близорукий заика, завтра – вальяжный «оружейный барон», который ворочает миллионами, послезавтра – туповатый люмпен, не просыхающий с утра и склонный к агрессии, а еще через день – популярный публицист, чьи статьи раздражают сильных мира сего. По мнению Шона Бина, создателя телеобраза Мартина, у его героя «возникают психологические последствия, внутренние противоречия между его настоящей личностью и его ролью. Большинство актеров, играющих по системе Станиславского, испытывают трудности с выходом из образа. Иногда на то, чтобы изгнать его из головы, уходят недели и месяцы». По сути, дар главного героя сродни шизофрении, однако каждую из квазиличностей он старается держать под контролем и уж точно не забывает о цели перевоплощения.

Мартин – золотой фонд DCO, «неразменный доллар» Бюро. Его подключают к делу тогда, когда обычные способы расследования исчерпаны, время поджимает, а на кону жизни тысяч обычных людей. И Мартин начинает собственную войну. Он предотвращает теракты, захват заложников, политические убийства и т.п. Его отдел рапортует о победе, начальник жмет руку, а его напарнице, белокурой Кристал МакГвайер (Эли Лартер), приходится признать, что этот человек с дурными манерами – лучший. Но и у него есть одна проблема, до поры скрытая от посторонних. Уже в первой серии сезона агент узнает нечто, из-за чего усомнится в главном – в самом себе. И вдруг спросит себя: сам он, Мартин Одум, настоящий или тоже очередная маска? А если маска, то КТО он на самом деле? И почему от него скрывают его подлинную личность?

Авторы сериала не собираются сразу разгадывать все загадки, но каждый поворот сюжета – еще один повод для размышлений героя. Из рассказов его бывшей жены Сони (Эмбер Валлетта), матери его семилетнего сына Эйдена (Мейсон Кук), Мартину уже известно, что десять лет назад он попал в аварию и потерял память. Но была ли вообще та авария? Ведь у него как у необычайно одаренного агента – развитое воображение, он оперирует образами и воссоздает их при необходимости. И та яркая картинка, которая вспыхивает у него перед мысленным взором, – кусочек реального прошлого или он ее выдумал и сам же раскрасил? А жена Соня – она и впрямь его жена? И почему некие люди за ним охотятся, пытаясь убить? «Я слишком много знаю. Только я всё забыл», – с горечью признается человек, уже не уверенный в собственных имени и фамилии...

Вы уже поняли, что создатели «Легенд» не без изящества совмещают в одном сюжете три бродячих мотива – «теории заговора», амнезии и так называемых имплантированных воспоминаний, которые смущали еще персонажа Арнольда Шварценеггера в культовом фантастическом фильме «Вспомнить всё». Впрочем, у Мартина Одума есть близкий аналог и в шпионском жанре: это Джейсон Борн, сквозной персонаж книг Роберта Ладлэма. Потеряв память в первой же книге цикла, Борн тихо паникует. А вдруг он в прошлой жизни совершал дурные поступки? Что если он – террорист Карлос по прозвищу «Шакал»?

К счастью для Мартина Одума, действие сериала происходит в наши дни, когда самые знаменитые террористы, включая Карлоса, либо в тюрьме, либо на кладбище, а потому в бэкграунде героя «Легенд» не может таиться культовый супостат. И тем не менее мысль о том, что в прошлой жизни он был, скорее, плохим парнем, чем хорошим, отравляет жизнь героя. Где он находился в феврале 2004 года – в больнице Лос-Анджелеса или в иракском Баграме, на базе, которую разнесла американская авиация. Но почему их бомбили свои? И почему все детали инцидента засекречены, а свидетели мертвы? Может, наш герой все же злодей? Может, он шпион? Но чей?..

Многое прояснится лишь в конце второго сезона, а пока надо взять небольшой тайм-аут и рассказать об авторе литературной основы сериала Роберте Литтеле, мэтре шпионского романа. Еврейские предки писателя, носившие фамилию Лидские, эмигрировали из России в США в конце XIX века. Создатель книги «Легенды: Роман обмана» родился в 1935 году в Бруклине, работал журналистом, неоднократно бывал в нашей стране. Его сын, известный в России прозаик Джонатан Литтел, рассказывал, что отец был «специалистом по СССР в 60-70-е», «отвечал за Советский Союз в Newsweek, писал обложечные материалы, о 50-й годовщине революции и так далее». Русские впечатления вылились у Литтела-старшего в роман «Эпиграмма на Сталина», главным героем был поэт Осип Мандельштам (писатель даже встречался с Надеждой Мандельштам, чтобы узнать побольше о своем персонаже). О современных российских реалиях автор осведомлен несколько хуже, чем о событиях сталинской поры.

В «Легендах», где Роберт Литтел значится еще и консультантом, немало мелких проколов: сценаристы, например, явно путаются в хронологии первой чеченской войны, а у некоторых чеченцев здесь почему-то русские (или похожие на русские) фамилии. Впрочем, не будем придираться – достоинств у сериала больше, чем недостатков. Авторы не романтизируют спецслужбы, чьи агенты в погоне за террористами могут нарушить не только установленные процедуры сыска, но и десятки законов. Выполняя задание, Мартин Одум действует столь же безоглядно, как и его собрат из сериала «24 часа» Джек Бауэр. А если грань между законом и беззаконием легко преодолима, а приказы редко когда фиксируются на бумаге, спецслужбы, в случае чего, могут превратить своего сотрудника в козла отпущения. Как ни ценен или даже уникален агент, боссы могут им пожертвовать, если припечет. Это уже испытали на себе упомянутые Джейсон Борн и Джек Бауэр. Нечто подобное случается, похоже, и с Мартином Одумом, который в поисках правды о своем прошлом подобрался слишком близко к запретным сферам...

Но вернемся к первому абзацу. Читатель, наверное, уже догадался, что герой, готовый выкрасть девушку из дворца президента Чечни, – всё тот же Мартин Одум. Впрочем, если первый сезон распадался на отдельные эпизоды, то во втором структура меняется: вместо «вертикального» строения сценаристы предлагают «горизонтальную» историю с единым сюжетом. Время действия – то 2001 год, то наши дни. Место действия – то Прага, то Лондон, то Грозный. На сей раз персонаж Шона Бина не меняет личины, а почти всю дорогу пребывает в образе русского мафиози Дмитрия Петровича (это не отчество, а фамилия). Герою надо пробраться в европейское логово исламских террористов, выходцев из Чечни, и выследить главаря.

Чтобы не вызывать подозрений у новых соратников, Мартин-Дмитрий энергично работает кулаками, смотрит исподлобья, держит в пустом холодильнике одну бутылку водки («Я ведь русский!») и говорит по-русски – с таким чудовищным акцентом, что если бы он попал к настоящим чеченцам, его раскрыли бы в секунду. Однако актеры, изображающие чеченцев, сами выходцы из бывшей Югославии, поэтому псевдо-Петрович – вне подозрений. Более того: он настолько убедителен, что прибывший в Прагу агент ФБР Кертис Баллард (Стив Кази), не посвященный в детали тайной операции, то и дело путает планы Мартина, преследуя его именно как русского мафиози...

Дальнейшие подробности опустим: детектив есть детектив, всех секретов выдавать нельзя. Что будет с девушкой Кейт? Сумеют ли злоумышленники сорвать антитеррористическую конференцию? Удастся ли покушение на президента Чечни? При каких обстоятельствах потеряет ногу агент Баллард? Узнает ли Мартин свое настоящее имя? В последних сериях ответы будут получены – и некоторые удивят взыскательного любителя острых сюжетов.

Отдельная интрига – судьба главного героя. Уцелеет ли он в конце или разделит судьбу других персонажей Шона Бина, которые погибали до финальных титров (самые известные – Император Севера из «Игры престолов» и Боромир из «Властелина колец»)? Жизнь и смерть героев сериала в немалой степени зависят от его продолжительности. И да, второй сезон «Легенд» стал последним. Но, похоже, сценаристы все же надеялись на третий.

Легенды