Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым

Знакомые незнакомцы

Оценить

Работа музыкального журналиста часто вынуждает его ходить на концерты артистов, о которых он не имел совершенно никакого представления. Или почти не имел. Ноябрьский концертный обзор посвящен как раз таким случаям.

CorwineI

Что: Closet Disco Queen
Где: BarDuck
Когда: 12 ноября

– Ребята, вы были в нашем городе два с половиной года назад.

– Правда? Прямо здесь?

– Нет. В другом клубе.

Примерно так начался мой диалог со швейцарским дуэтом Closet Disco Queen (CDQ), участники которого некоторое время назад играли в The Ocean – чудесной группе, стоявшей одной ногой в проге, другой – в сладже, а третьей – в пост-метале. Печально, но тогда на их концерт в «Варьете» пришло около сотни человек, что вызвало даже не столько удивление, сколько досаду: группа достойная и не просто так часто называлась одним из мировых лидеров жанра, пускай и специфического. По большому счету, тот концерт стал лакмусовой бумажкой и наглядно показал, что саратовцам куда интересней более «попсовые» группы.

А может, судьба такая у швейцарцев – не быть до конца понятными местной публикой. Например, в том же «BarDuck» в июне играли Cortez, и пришедшие явно не до конца понимали, почему такая ставка делается на атмосферу, если это хардкор. Кстати, Cortez, как и Closet Disco Queen, из маленького городка размером с условный Аткарск. Это к разговору о том, какая в самой нейтральной в мире стране музыкальная обстановка. И какая у нас.

Впрочем, мы отвлеклись от главных героев. Вернее, от самого концерта, потому что открывали его саратовцы Corwine – группа, прямо скажем, не самая известная, что в общем-то не вызывает удивления, поскольку играет трио в эклектичном жанре фьюжн. И здесь, надо заметить, организаторы поступили правильно – поскольку CDQ все-таки проект новый и для Саратова был темной лошадкой, нужно было завлекать кем-то из местных – прием старый и отработанный (не раз мне доводилось сталкиваться с ситуацией, когда большинство приходило на разогрев).

Corwine – хороший, толковый проект. Как и в случае с любой группой, обходящейся без вокала, неподготовленному слушателю они могли бы показаться скучноватыми, но это искупается энергичной подачей и действительно хорошим уровнем мастерства. Местами может показаться, что ребята заигрывают с известными мелодиями, но это обманчивое впечатление. Единственная несомненно атрибутируемая вещь – это гитарное переложение мелодии из мультфильма «Черный плащ». Если учесть, кто красуется на логотипе бара, исполнение этой композиции обязательно в стенах заведения.

После небольшого перерыва на сцену выходят CDQ. Признаться, данная в анонсе мероприятия жанровая принадлежность – psychedelic/ kraut/ rock’n’roll/ progressive – не то что не вносила ясность, а только сильнее путала карты, а пазл после прослушивания аудиозаписей с их единственного альбома все равно не складывался.

После первых двух треков ощущение усилилось и даже появился неприятный привкус того, что перед нами просто грамотно раскрученный иностранный артист, который делает «музыку не для всех», а на деле это пустышка. Однако примитивные ритмы постепенно стали отходить, ребята чередовали монотонные пассажи с резкими, взрывными ходами (в эти моменты гитарист Джонатан в майке с Lana Del Ray напоминал о себе двухлетней давности хаотическими движениями), немного сдержанно общались с залом, словно чувствуя его нерешительность, а в перерывах попивали водку без закуски. Однако, как оно часто бывает, к концу сета народ раскочегарился, музыканты выпили со зрителями, вышли на бис... В общем, все хорошо, что хорошо кончается. Здесь бы надо, по идее, остановиться чуть подробнее на ощущениях, вызываемых их музыкой, но как-то сложно это описать. Прозвучит странно, но CDQ – это в некотором роде лайтовая версия тех же Swans с их хтонической музыкой. Попроще, помягче, но сходство есть. Что на самом деле тоже круто – многих ли сейчас вообще можно сравнить с этими гениями?

Ник Черников BandII

Что: Ник Черников Band
Где: BarDuck
Когда: 19 ноября

Думаю, многие из вас не раз попадали в ситуацию, когда вы спонтанно идете на какой-то концерт – за компанию или оттого, что дело было вечером, делать было нечего, – и впервые слышите артиста. При этом осознаете, что, судя по всему, он какая-то локальная, но все-таки звезда, раз люди так под него бесятся. И у вас логично возникает чувство, что вы здесь посторонний, потому что вас-то не цепляет. Подобное ощущение у меня возникало не раз на концертах, но почему-то сейчас вспомнилась история из другой оперы – пару лет назад довелось побывать на съемках белорусской франшизы «Что? Где? Когда?». Как водится и у нас, у них в перерывах выступает какой-то приглашенный артист. Мне тогда запомнилось то странное ощущение, когда ведущий – Алесь Мухин (в российском «Что? Где? Когда?» он капитан собственной команды) – объявил, что поет какой-то артист, который, как я понял, чуть ли не местный Дима Билан. Кто-то присвистнул, кто-то чуть ли не за телефоном полез, снимать. А я стоял в первом ряду и спокойно смотрел на парня, потому что вообще его никогда до этого не видел и не слышал. К чему это я? А к тому, что такие же ощущения у меня были на концерте известного видеоблогера Ника Черникова, о существовании которого до гига вообще не подозревал. Но и здесь я вынужден прерваться, потому что разговор надо начинать с разогрева.

Несмотря на анонсированные две команды, на сцену вышли только Brand. Группа с нескромным названием также исполняет поп-рок. Первые песни, услышанные на концерте, оставляли тягостное впечатление: при достаточно неплохой игре весь эффект убивался вокалом, притом совершенно непонятно было, то ли звук так настроили, то ли действительно было мимо нот, потому что за пару песен до конца девушка неожиданно исправилась и начала внятно петь, да и расслышать ее слова уже можно было. Чудеса да и только! Между песнями она рассказывала о том, чему посвящен тот или иной трек, – это было правильно, но, кажется, публику не особо интересовало, потому что в тот вечер все как раз шли на Ника. На Ника, подозреваю, блогера, а не музыканта. Это заметно и по его высказываниям вроде «трудно делать вирусный контент не про гениталии», ведь что нужно типичному школьнику или младшекурснику, как не это? Не будем ханжами. На концерте тоже было заметно, что с большим желанием публика выкрикивала названия старых песен, а не новых, на которых Черников с командой стали двигаться в более интеллектуальное русло (разумеется, по меркам поп-рока).

Впрочем, если отмести весь подтекст песен для целевой интернет-аудитории, то играют все-таки Ник Черников сотоварищи хорошо, например, очень порадовало, когда барабанщик и гитарист поменялись местами – понятно, что отработанный ход, но он и показывает профессионализм, также толковым вышел акустический сет. Впрочем, не будь Черников популярным блогером с миллионами просмотров, оценили бы это в разы меньше людей.

СердцеIII

Что: Сердце
Где: Machine Head
Когда: 25 ноября

Перед походом стоял вопрос – на кого все же идти: на Виса Виталиса, который изначально выбрал для своего нового проекта «Сердце» ретро-тематику, или на Бориса Бурдаева из «Братьев Грим», которые, несмотря на то, что прошло всего десять лет со времени их первого серьезного успеха, сейчас сами воспринимаются как ретро. Я решил пойти на Виса и... прогадал. Пожалуй, это первый концерт, о котором сложно отзываться положительно.

А ведь ожидания были большие.«...Джо Дассен, Леонард Коэн, Крис Ри, Марк Нопфлер, Ник Кэйв, Фрэнк Синатра, Марк Бернес, Майлз Дэвис и Билли Ласвелл были моими путеводителями при создании этого альбома. Джаз пятидесятых, эстрада шестидесятых и трип-хоп нулевых служили маячками», – рассказывал сам Виталис. Не правда ли, такие слова не могут не зацепить? Выложенное аудио тоже настраивало на положительный лад – у Виталиса действительно чувствовался вкус к той замечательной музыке, и хотя на лавры любого из перечисленных музыкантов он не претендовал, записи оставляли положительное впечатление.

Однако перед походом на концерт было какое-то нехорошее предчувствие: рекламы как таковой в соцсетях почему-то не было, а свежее интервью на сайте «Общественного мнения» вызывало ощущение, что из Виса пытаются сделать героя и культового исполнителя, которых почему-то в последнее время становится все больше и больше. Да, был в свое время проект Sixtynine, в котором успел отметиться совсем молодой тогда еще Noize MC. Да, была у этой группы очень популярная в 2003 году песня «В белом гетто» – злая социальная сатира про то, что спальные районы России ничем не лучше негритянских гетто. Проект, впрочем, просуществовал недолго и умер примерно тогда, когда русский рэп перестал так нещадно косплеить олдскул. Был ли Вис Виталис когда-то культовым? Боюсь, что нет.

И вот 19 ноября я прихожу на концерт этого музыканта и вижу в зале несколько человек (потом их число дошло до восьми). Правда, среди них было несколько местных медиа-персон. Я, понятное дело, самый молодой в этой компании. Удручающее впечатление. Будь концерт в совсем андеграундном клубе или, лучше, на квартире, атмосфера была бы совсем иной, а тут – «Machine Head», который привозил артистов уровня «Крематория». Музыканты стараются играть как ни в чем не бывало, Вис вживается в образ, но... всё, магии уже нет. И когда вдруг Виталис начинает не попадать в ноты, это уже не портит впечатление – его как такового и не было – песни и так утратили свой лоск, что был на аудио. Грустно на самом деле. Особенно если учесть, что презентация в Саратове состоялась еще до московской.

P.S. Вис Виталис кратко написал впечатления от концерта в Саратове. Публикую два пункта из четырех:

«1. Саратов – очень приятный город, в котором отличные люди, плохие дороги и серьезные проблемы с освещенностью, уборкой и нормальной властью. Впрочем, то же самое можно сказать про любой другой российский город, да и про страну в целом.

2. Концерт был отличный, «Сердце» – супер проект, и я еще доведу эту информацию до широкой общественности».

Маша и МедведиIV

Что: Маша и Медведи
Где: Machine Head
Когда: 27 ноября

Через день после Виталиса в том же месте выступали другие ретро-герои – «Маша и Медведи». Все-таки что ни говори, а свои главные хиты группа записала на самой заре существования коллектива, в 90-е: «Любочка», «Б.Т.», «Земля», «Рейкьявик» – все они вышли в промежуток с 1997 по 2000 годы до распада коллектива. После возрождения в 2004 году «Маша и Медведи» продолжили играть свою интересную и немного опередившую время музыку, но темпы замедлились, а хиты уже не сыпались как из рога изобилия. Однако «Маша и Медведи» фан-базу если и растеряли, то не критически, потому что на них-то как раз народу было очень много. Во всяком случае, «MachineHead» они собрали.

И действительно, на концерте не было проходных песен: все главные хиты группа сыграла уже к середине сета, а финал добивала то нежными каверами на «Неву» «5’nizza» и «Вьюжится от холода ночь...» Аркадия Северного, то полублатной «Примадонной», чем вызвала улыбку удивления даже у простоявших весь концерт с каменным лицом охранников. Вообще, этот концерт – тот редкий случай, когда был четко заметен момент, когда атмосфера переменилась с очередного рабочего для музыканта концерта в душевный лайв. Как раз перед «Любочкой» к сцене подошел мужчина и вручил Марии Макаровой букет длинных алых роз. Маша была очень растрогана и не раз после этого поднимала его между песнями, охала и говорила, что таких букетов ей еще не дарили. Атмосфера все больше становилась дружеской, Маша выходила в зал, давала петь зрителю (к счастью, у сцены оказалась певица Виктория Ворстер) и даже сама снимала ее пение. В общем, всё хорошо. А вот сет-лист можно было бы и подлиннее сделать.

Концерты в декабре

8 – No Omega (Швеция), «Материк» в «Magic». Вход: 300-400 рублей.

9 – Публичная лекция Андрея Сергеева «Музыка Фарерских островов» в «Machine Head». Вход свободный.

11 – «Операция пластилин» в «Machine Head». Вход: 300-400 рублей.

12 – 1. Going Deeper в «Costa Party Bar». 2. Василий Уриевский в «Варьете». Вход: 100-500 рублей.

13 – Guy Davis в «Machine Head». Вход: 1000-1200 рублей.

17 – Гоша Куценко в «Klausberg». Вход: 400-1000 рублей.

18 – Cell-Truck in z Spoke’s Cinema в «BarDuck». Вход: 150-200 рублей.

20 – 1. Публичная лекция Андрея Сергеева «Лучшие клипы 2015 года» в «Machine Head». Вход свободный. 2. «Энгельс Мать» в баре «Гондурас». Вход: 300-600 рублей.

21 – Публичная лекция Андрея Сергеева «Современный черно-белый клип» в «Медиатеке М-48». Вход: 200 рублей, свободный для студентов.

23 – Homie в «On Air». Вход: 500-1300 рублей.

25 – Pyton в «BarDuck». Вход: 200 рублей.