Неизвестный сериал

Искусство шпионить за шпионами

Оценить
Искусство шпионить за шпионами

Продюсер Дж. Дж. Абрамс сумел завербовать даже Тарантино

Телесериал «Шпионка» (Alias), США, 2001 – 2006.
Автор идеи: Джей Джей Абрамс.
Звезды: Дженнифер Гарнер («Далласский клуб покупателей», «Сорвиголова», «Из 13 в 30», «Поймай меня, если сможешь», «Перл-Харбор»), Майкл Вартан («Фото за час», «Нецелованная», «Туманы Авалона»), Рон Рифкин («Переговорщик», «Секреты Лос-Анджелеса», сериалы «Хорошая жена», «Связь», «Идеальные преступления»), Виктор Гарбер («Операция «Арго», «Харви Милк», «Титаник», сериалы «Элай Стоун», «Правосудие», «Схватка»), Брэдли Купер («Мальчишник в Вегасе», «Области тьмы», «Афера по-американски», «Мой парень – псих»), Джина Торрес (сериалы «Светлячок», «Форс-мажоры»), Лена Олин («Девятые врата», «Казанова», «Шоколад», «Невыносимая легкость бытия»), Мелисса Джордж («Малхолланд Драйв», «Треугольник», «30 дней ночи», сериалы «Обмани меня», «Под прицелом»), Квентин Тарантино («От заката до рассвета», «Отчаянный», «Джанго освобожденный»).
Жанр: детектив с элементами триллера, боевика и фантастики.
Продолжительность: 5 сезонов (105 серий); сериал завершен.
Мой рейтинг: 9 из 10.

Допустим, вы работаете в СД-6 – секретном отделе ЦРУ. Вы ходите на работу, участвуете в совещаниях, ездите на задания по всему миру и однажды под большим секретом рассказываете близкому вам человеку, где вы работаете. И его тотчас же убивают. И вдруг оказывается, что много лет вам лгали: работаете вы совсем не в ЦРУ, а в частной фирме, у руководителей которой – собственные планы, как минимум странные. Нечто подобное и произошло с главной героиней «Шпионки» Сидни Бристоу (Дженнифер Гарнер).

Первый абзац – не спойлер. Вся история, о которой шла речь выше, случилась за кадром и в прологе, так что мы застаем Сидни по-прежнему на службе в СД-6, несмотря на гибель жениха. Только теперь ей известна правда, и теперь она двойной агент, так сказать, шпионка в квадрате: находясь внутри СД-6, она следит за своими работодателями и отправляет информацию в настоящее ЦРУ. Своим друзьям, в том числе журналисту Уиллу Типпину (Брэдли Купер), она врет, что работает в банке. О том, кто она на самом деле, знают только два человека – ее цэрэушный куратор Майкл Вон (Майкл Вартан) и ее родной отец Джонатан Бристоу (Виктор Гарбер), который тоже «крот», засланный правительством в СД-6...

Хотя сама идея об «альтернативном» ЦРУ, которое долгие годы беспрепятственно ведет свою игру, попутно выясняя отношения с такими же непонятными разведконторами в других странах (скажем, в России действует негосударственное ведомство «К-Директорат», эдакое «параллельное» ФСБ), уже сама по себе фантастична, авторы не останавливаются на достигнутом. Джей Джей Абрамс – одновременно продюсер, сценарист и один из режиссеров «Шпионки» – пользуется также приемами science fiction, с заметным налетом эзотерики. Многие спецзадания, порученные Сидни и ее коллегам, имеют отношение к поиску таинственных артефактов, изготовленных средневековым гением Рамбальди, опередившим время или, что вероятнее, пришельцем из будущего (это обстоятельство, впрочем, так до конца и не раскрывается). Неясно, почему гений получил фамилию трижды лауреата премии «Оскар» за персонажей в «Чужом», «Кинг-Конге» и «Инопланетянине». Может, для благозвучия?

В сериале много запоминающихся персонажей, причем у каждого – своя линия. Например, журналист Типпин на свой страх и риск начинает расследование гибели жениха Сидни, не подозревая, во что ввязался. А отец Сидни, агентище с многолетним стажем, все еще переживает предательство своей бывшей жены Ирины Деревко (Лена Олин), матери Сидни: Ирина оказалась «кротом» КГБ. Кстати, она вовсе не погибла, как полагает ее дочь, а жива и по-прежнему интригует, хитро играя на родственных чувствах. И так далее.

В числе коллег Сидни – надежный как скала (но не осведомленный об истинной природе СД-6) Маркус Диксон (Карл Ламбли) и смешной компьютерный гений, маленький и отважный Маршалл Флинкман (Кевин Вейсман; это один из самых живых и обаятельных второстепенных персонажей сериала, придающий ему «объем»). Нельзя не упомянуть Арвина Слоуна (Рон Рифкин), шефа Сидни и ее врага, начальника лос-анджелесского отделения СД-6. Он, разумеется, безжалостный негодяй, но идейный, принципиальный, со своим кодексом, со сложными мотивациями своего негодяйства, с приступами рефлексии и со сверхцелью, ради которой он охотится за наследием Рамбальди и готов пожертвовать жизнью любого, даже собственной дочери...

Отдадим должное Абрамсу: он ухитрился заманить в свой сериал на гостевые роли многих голливудских звезд – и тех, кто уже не в зените славы, и тех, кто по-прежнему в строю. Если смотреть «Шпионку» без пропусков, от серии к серии, то можно увидеть на экране Итана Хоука, Кристиана Слэйтера, Изабеллу Росселлини, Дэвида Кэррадайна, Фэй Данауэй, Рутгера Хауэра, Джину Торрес, Терри О'Куинна, Джона Ханну, а также наших соотечественников, бывших и нынешних: Владимира Машкова, Олега Видова и Евгения Лазарева. Роль доктора Бреззеля сыграл знаменитый режиссер Дэвид Кроненберг, а агента Маккенаса Коула – Квентин Тарантино собственной персоной (кстати, режиссера «Криминального чтива» тут можно увидеть даже не в одном эпизоде, а в целой арке).

К 2001 году, когда сериал «Шпионка» был запущен, ее создатель Дж. Дж. Абрамс был вовсе не так знаменит, как сегодня: да, он уже был одним из сценаристов «Армагеддона», «Кое-что о Генри» и сериала «Фелисити», но все же это были, скорее, «поиски жанра». Благодаря «Шпионке» ее создателю стало, наконец, ясно, что его конек – остросюжетное кино с неожиданными поворотами, взрывными перепадами тем и непременными заходами в область фантастики. Это намеренное смешение жанров, куда более органичное, мы позднее увидим и в других телепроектах автора (например, в сериале «В поле зрения»). «Шпионка» – котелок «макбетовских» ведьм, где непрерывно булькающее лихое варево: сыск, шпионаж, смена личин, слежка, поединки, секреты с тысячелетним бэкграундом и пр.

Для Абрамса «Шпионка» стала чем-то вроде полигона, где можно было опробовать разные сюжетные «технологии», не боясь, что на каком-нибудь крутом повороте подуставший зритель может выпасть. К 2006 году, когда сериал вышел на финишную прямую, Абрамс явно успел охладеть к своему некогда любимому детищу: в ту пору он уже более двух лет был увлечен новым телепроектом – популярным сериалом «Lost», известном в России как «Остаться в живых».

Alias