Неизвестный сериал

Смерть от скуки ему не грозит

Оценить
Смерть от скуки ему не грозит

Как писатель-неудачник превратился в детектива-неудачника

Телесериал «Смертельно скучающий» (Bored to Death), США, 2009-2011.
Автор идеи: Джонатан Эймс.
Звезды: Джейсон Шварцман («Королевство полной луны», «Отель «Гранд Будапешт», сериал «Моцарт в джунглях»), Зак Галифианакис («Мальчишник в Вегасе», «Бёрдман», сериал «Вернуть из мертвых»), Тед Денсон («Спасти рядового Райана», сериалы «Схватка», «C.S.I.: Место преступления»), Мэри Стинберген («Назад в будущее», сериалы «Оранжевый – хит сезона», «Правосудие»), Хезер Бёрнс («Мисс Конгениальность 1-2», «Любовь с уведомлением», сериал «Элементарно»), Дэвид Раш (сериалы «Кувалда», «Коломбо»), Оливер Плэтт («Двухсотлетний человек», «Время убивать», сериалы «Большая буква «Р», «Хорошая жена»), Ф. Мюррей Абрахам («Амадеус», «Последний киногерой», сериал «Родина»).
Жанр: комедийный детектив.
Продолжительность: 3 сезона (24 серии); сериал закрыт.
Мой рейтинг: 10 из 10.

Джонатан Эймс – имя не только сценариста, но и главного героя (его роль играет Джейсон Шварцман). Подобно главному персонажу романа «Проснитесь, сэр!», созданному реальным писателем Эймсом, Эймс-сериальный – тоже неудачливый литератор (после первой своей книги он очень долго не может сочинить вторую) тридцати лет от роду. У главного героя проблемы и в личной жизни. Эймс живет в Нью-Йорке, любит покурить «травку» и выпить бокал-другой белого вина; обе эти склонности мало способствуют творчеству.

Однажды герой решает круто изменить жизнь и попробовать свои силы в другой сфере деятельности, а именно – в сыске. Джонатан дает в интернете объявление, предлагая потенциальным клиентам свои услуги, называя себя частным детективом без лицензии (а что, он же читал много детективных романов! неужто он хуже Филиппа Марлоу и Сэма Спейда – персонажей Чандлера и Хэммета?). По правде сказать, герой не очень верит, что кто-то откликнется, но, к его удивлению, клиенты находятся почти сразу. Окрыленный, Джонатан берется за их дела, но каждое оборачивается для него комически-непредсказуемыми последствиями. Ни Спейд, ни Марлоу не сталкивались с ТАКИМИ ситуациями и ТАКИМИ клиентами...

В этом сериале симпатично многое: от музыкальной джазовой темы на титрах и прелестной начальной заставки до элегантных развязок, полных авторской иронии и самоиронии (реальный Эймс играет тут Ирвина – одного из самых придурковатых персонажей). Во всех сюжетах важную роль играет компания главного персонажа: закомплексованный рисовальщик дурацких эротических комиксов Рэй Хестон (Зак Галифианакис) и богатый седовласый плейбой Джордж Кристофер (Тед Дэнсон), редактор глянцевого журнала (в третьем сезоне он владелец ресторана). Все трое любят «травку», все трое порой не могут совладать с тараканами в своих головах и ведут себя как патентованные фрики. Но в нужный момент они готовы помочь другу, который вляпался в очередную неприятность...

Примечательно, что в двух эпизодах снялись знаменитый режиссер Джим Джармуш и известный актер Кевин Бэйкон: оба сыграли самих себя, притом оба, как и Эймс, не побоялись автоиронии и даже автокарикатуры. Мэтр Джармуш, например, разговаривает с героем, задумчиво катаясь вокруг него кругами на велосипеде, а Бэйкону, переигравшему в своей жизни немало злодеев, по сюжету, очень хочется сыграть какого-нибудь героя из комиксов. Пускай даже придурковатого и не самого крутого, главное – положительного.

В третьем, заключительном, сезоне меньше детективных сюжетов, зато больше историй, связанных с жизнью главных героев. Джонатан узнает, что его отец – не его отец. Джорджу становится известно, что его дочь выходит замуж за молодящегося 63-летнего старика Бернарда (Дэвид Раш). Рэй расстается с женой, осознав, что ему нравятся СОВСЕМ ДРУГИЕ женщины. Авторы придумывали еще немало необычных ситуаций, но терпение продюсеров канала HBO лопнуло: после двух сезонов число зрителей сезонов сократилось на 44%, и третий сезон оказался последним, несмотря на сетования фанатов.

Впрочем, «Bored to Death» – один из тех немногих телепроектов, которые изначально не рассчитаны на массовую аудиторию и очень высокие рейтинги. История горе-сыщика Джонатана и его друзей может вызвать интерес у одних зрителей и крайнее раздражение у других. По большому счету, это мало похоже и на детектив, и на традиционную однокамерную комедию; юмор тонок, а пародийная составляющая высока. Впрочем, это и не пародия тоже: «Bored to Death» – не насмешка над нуаром 40-50-х, а дань уважения этому жанру, пусть даже его сегодняшняя ипостась выглядит забавно.

Телесериал как вид искусства демократичен по природе своей. Как правило, его авторы упрощают фабулы и понижают планку качества, опасаясь быть непонятыми и потерять аудиторию. «Bored to Death» – редкая (а потому особенно ценная) попытка выиграть в качестве, пусть и проиграв в количестве; эта игра полутонами и ставка на оригинальность, которую может оценить по достоинству лишь непредубежденный зритель. Застенчивый лузер, сыгранный Шварцманом, скрывается, наверное, в каждом из нас, но далеко не каждый зритель не побоится это признать.

Bored to Death