Неизвестный сериал

Детка, ты больше не в Канзасе

Оценить
Детка, ты больше не в Канзасе

Бывают ли кибернетические заклинания?

Телесериал «Заколдованное королевство» (Tin Man), США, 2007.
Авторы идеи: Крэйг Ван Сикл, Стивен Лонг Митчелл.
Звезды: Зоуи Дешанель («Мост в Терабитию», «Любовь и прочие неприятности», сериалы «Косяки», «Кости»), Алан Камминг («Эмма», «Люди Икс-2», «Дети шпионов», сериал «Хорошая жена»), Нил Макдонаф («Особое мнение», сериалы «Отчаянные домохозяйки», «Братья по оружию», «Город гангстеров»), Ричард Дрейфус («Слежка», «А как же Боб?», «Челюсти», «Близкие контакты третьего вида»), Каллум Кит Ренни («Эффект бабочки», «Помни», сериалы «Строго на юг», «Звездный крейсер «Галактика», «Блудливая Калифорния»), Блу Манкума (сериалы «Мертвые, как я», «Грань», «Секретные материалы», «Сверхъестественное»).
Жанр: научно-фантастическая сказка
Продолжительность: 1 сезон (3 серии).
Мой рейтинг: 7 из 10.

Всякий, у кого есть под рукой англо-русский словарь, без труда поймет, что правильный перевод оригинального названия мини-сериала Tin Man – «Железный человек». Впрочем, понятны и резоны российских прокатчиков: если бы они взяли родное название, зрители могли бы перепутать творение режиссера Ника Уиллинга с одноименным фильмом с участием Роберта Дауни. С другой стороны, «Заколдованное королевство» – заголовок условный: он сообщает о месте действия, но не проясняет истоков замысла сценаристов.

Итак, начнем с истоков. Много лет назад Лаймен Фрэнк Баум написал несколько книг про сказочную Страну Оз (в нашей стране больше известны пересказы первых двух книг цикла, произведенные Александром Волковым). Сказки многократно экранизировались близко к тексту (самая классическая – фильм 1939 года с Джуди Гарленд в роли Дороти), однако в один прекрасный день кому-то показалось, что сегодня сюжеты Баума выглядят несколько архаичными. Поэтому решено было сделать апгрейд, причем наиболее экзотическим способом: придать знакомой сказке некоторые черты SF-литературы.

Подобно девочке Дороти (у Волкова ее звали Элли), двадцатилетняя Ди-Джи (Зоуи Дешанель) в результате урагана попадает в другой мир – так называемую Внешнюю Зону (по-английски это Outer Zone, то есть та же O.Z.). В этом мире существует магия, но и наука тоже существует, а посему правительницу страны, чародейку Азкаделлию (Кэтлин Робертсон), охраняют вооруженные автоматами люди в длиннополых кожаных плащах. Вскоре выясняется, что героиня, собственно говоря, родом из тех мест и она – родная сестра Азкаделлии. Злодействовать сестричка стала не от хорошей жизни: пятнадцать лет назад ее душой завладела ведьма, и именно ведьма устроила дворцовый переворот, изолировала мамочку – королеву Лавандовые Глаза (Анна Галвин) – и теперь мечтает погрузить страну в вечную тьму. Для этой цели ей нужен магический изумруд, каковой мама спрятала, а секрет доверила Ди-Джи, вернее, ее подсознанию...

Прервем ненадолго пересказ. Для режиссера Ника Уиллинга переделка «Волшебника Страны Оз» стала первым опытом подобного рода. Через два года он снимет «Алису» – странноватую вариацию на тему сказки Льюиса Кэрролла, а еще через два года возьмется за Дж. Барри, предложив зрителям нечто вроде приквела к «Питеру Пэну». Везде принцип один: классический текст становится трамплином для режиссерского разбега, а уж куда его понесет дальше поток фантазии и где он приземлится, никому не ведомо.

Однако вернемся к приключениям нашей Ди-Джи. Итак, девушка ищет изумруд, а Азкаделлия и ее длиннополая свита (во главе со злодейским Зеро – Каллум Кит Ренни) следят за девушкой. На стороне Ди-Джи несколько персонажей, отчасти смахивающих на тех, которых некогда придумал Баум. Но и эти герои пережили в сериале апгрейд. Место Железного Дровосека (Tin Man) занял Бывший полицейский Кейн (Нил МакДонаф), примкнувший к Сопротивлению (то есть к врагам режима). Вместо Страшилы – бывший ученый Амброз, а ныне склеротичный Глючила (Алан Камминг), у которого ведьма отняла часть мозгов. Место Трусливого Льва занял заросший телепат Дикарь (Рауль Трухильо). Песик Тотошка стал учителем-оборотнем (его человеческое обличье представляет печальный и вальяжный афроамериканец Блу Манкума), а Великий и Ужасный Волшебник оказался цирковым фокусником по имени Мистик (Ричард Дрейфус).

Раз уж все герои сказки про Страну Оз имеют в сериале своих аналогов, то и главная героиня должна хоть как-то проявиться. И точно: ближе к финалу сериала выясняется, что Ди-Джи – прямая родственница, правнучка той самой Дороти и даже названа в ее честь (Dorothy Gale – то есть DG). Не будем пересказывать все прочие события, чтобы избежать спойлеров. И без того очевидно, что, как и в каждой приличной сказке, добро здесь обязано победить зло – зря, что ли, сценаристы собрали всю эту команду? Столь же очевидно, что, как и в каждом приличном научно-фантастическом кино, победа над злом не обойдется без замысловатой машинерии из арсенала голливудской SF.

Местами сериал выглядит забавно (особенно хорош Глючила), приключения героев небезынтересны, благодаря трехсерийному формату не успеваешь заскучать… Но! В здешнем сочетании волшебства с научной фантастикой есть и нечто шизофреническое (скажем, роль родителей Ди-Джи в нашем мире играли роботы-воспитатели, посланные мамой-королевой). Да и вообще: нужны ли компьютеры ведьме, у которой оживают – и превращаются в живых злобных существ – татуировки на груди? Совместим ли Билл Гейтс с Кащеем Бессмертным? Вопрос не праздный. Когда в финале сериала положительные герои пытаются остановить магический эксперимент, набирая на пульте коды отмены команд, зрителю становится неуютно. К какому стереотипу прислониться? Как избежать головокружения? Да, удачные гибриды бывают. Да, Хайнлайн сочинил «Магию Инкорпорейтед», а Стругацкие – «Понедельник начинается в субботу», однако в обоих случаях сращивание научного с волшебным выглядело ироническо-метафорическим (а зачастую и пародийным). В сериале, поставленном Ником Уиллингом, все как бы всерьез – а значит, придется вновь напомнить об очевидном: fantasy подчиняется одним законам, SF – принципиально другим. Там, где чудеса, где леший бродит и русалка на ветвях сидит, нет места осциллографам, реле, законам Ома и правилам буравчика, а также красным или синим электрическим проводкам, один из которых надо срочно перерезать ради спасения мира от неминуемой катастрофы...

Дороти, в Канзасе бы это прокатило. Но в Волшебной стране – фигушки.

tinman-cast.jpg