Неизвестный сериал

Когда Родина изменила тебе

Оценить

Атомная подлодка. Ядерные боеголовки. Палец на кнопке

Телесериал «Отчаянные меры» (Last Resort), США, 2012.
Авторы идеи: Шон Райан, Карл Гайдусек.
Звезды: Андре Брогер («Город Ангелов», «Радиоволна», «Пассажиры»), Скотт Спидман («Другой мир», «Проклятый сезон»), Роберт Патрик («Терминатор-2: Судный день», «Факультет», «Психушка», «Стриптиз», «Мир Уэйна»), Брюс Дэвисон («Люди Икс», сериалы «Королевский госпиталь», «Касл», «Воздействие»).
Жанр: политический триллер с элементами боевика и мелодрамы.
Продолжительность: 1 сезон; сериал закрыт.
Мой рейтинг: 8 из 10.

Вообразите: недалекое будущее. Политическая обстановка в мире становится еще более нервозной, чем сегодня. Минобороны США уговаривает нового президента США «поиграть мускулами». По приказу ЦРУ команда «морских котиков» подбрасывает в Пакистан компактные ядерные устройства, после чего атомная подлодка «Колорадо», руководимая капитаном Маркусом Чаплиным (Андре Брогер), получает приказ нанести по Исламабаду ракетный удар. Есть одно важное «но»: злополучный приказ приходит не по обычному каналу – а это нарушение протокола. Поэтому капитан откладывает пуск и просит подтверждения приказа. В ответ власти США обвиняют капитана в бунте и пытаются уничтожить «Колорадо».

Однако субмарине удается уйти от удара. Экипаж высаживается на острове Санта-Марино. Отныне «Колорадо» – не боевая единица ВМФ США, теперь они автономные граждане. Вернуться без последствий экипаж не может, но и американские власти, помня о боеголовках, не могут препроводить их обратно силой. Ситуация зашла в тупик; хороших путей выхода нет – есть лишь плохие и катастрофические.

Любители голливудского кино знают, что сюжет о бунте на борту ядерной субмарины отыгрывался во многих лентах. Достаточно вспомнить известный фильм Джона Мактирнана «Охота за «Красным Октябрем» (The Hunt For Red October, 1990), где советский капитан Рамиус (Шон Коннери), нейтрализовав замполита-догматика по фамилии Putin, уводит «Красный Октябрь» в логово вероятного противника. Не менее знаменит и фильм Тони Скотта «Багровый прилив» (Crimson Tide, 1995), в котором не капитан, а старпом (Дэнзел Вашингтон) на подлодке «Алабама» отказывается запустить ракету в сторону Камчатки. Уверенный в своей правоте, старпом изолирует капитана «Алабамы» и берет командование на себя. Заметьте: и в том, и в другом фильмах 90-х критическая ситуация, чреватая третьей мировой, к финалу все же гасится. Непоправимого не случается, ракеты остаются в своих шахтах.

В сериале «Отчаянные меры» – все немного по-другому. Сценаристы нарочно обостряют сюжет: капитан другой субмарины все-таки исполняет приказ и производит залп. Пакистан в руинах, конфликт разгорается, и «Колорадо» со своими боеголовками и крутым командиром на борту автоматически становится важной фигурой мировых политических шахмат – не ферзем, но и не пешкой...

Английский писатель Даниель Дефо, сочинив книгу о приключениях Робинзона Крузо, невольно стал основоположником особого жанра (литературного, затем киношного) под названием робинзонада. Самая классическая, «островная» робинзонада подразумевала вынужденную либо добровольную изоляцию человека (или группы людей) от остального общества. При этом человек мог сколько угодно ностальгировать по социуму, в то время как социум, живущий по закону больших чисел, даже не замечал потери отдельно взятого бойца (мало ли в девственных джунглях донов Педро?).

Авторы «Отчаянных мер» – дети технологической цивилизации – выворачивают схему наизнанку: даже если бы команда «Колорадо» вдруг решилась на отшельничество в джунглях, мир не оставит моряков в покое. Точка на карте превращается в занозу для многих игроков. К островку, о существовании которого еще недавно мало кто знал, теперь отношение иное. Ставки выросли. Не только у США, но и у Китая, России, Пакистана в этом деле – свой пиковый интерес. И каждая из сторон хочет сыграть в собственную игру.

Сценарная команда «Last Resort» сработала не на отлично. Скажем, большинство «вашингтонских» эпизодов прописаны наспех и выглядят банально. Да и сегмент сюжета, который связан с заговором администрации США и контрзаговором военных, состоит из готовых конспирологических штампов, мелькающих с калейдоскопической скоростью. Зато все, что касается подлодки «Колорадо» и его разношерстного экипажа, заслуживает зрительского внимания.

Здесь нет ни «положительных», ни «отрицательных». Почти все – нормальные люди, поставленные в крайние обстоятельства. Каждый из первой пятерки – капитан субмарины, старпом Кендал (Скотт Спидман), женщина-лейтенант Шепард (Дэйзи Беттс), боцман Проссер (Роберт Патрик), «морской котик» Кинг (Дэниел Лиссинг) – ведет свою линию, и порой бывает трудно угадать, как через минуту будут складываться отношения между ними, какие альянсы они заключат друг с другом и что будут готовы поставить на кон, чтобы вернуться обратно домой и не с репутацией предателя. Все они давали присягу, и едва ли кто-то, отправляясь служить во флот, собирался изменять родине. Но что делать, если родина изменила им? И хватит ли у них терпения не путать государство и страну, чиновников и сограждан? Особенно в тот момент, когда пальцы легли на красные кнопки и счет пошел на секунды?

Рейтинги сериала с самого начала были не блестящими, а к середине первого сезона они пошли вниз: американский зритель, похоже, устал от проклятых вопросов и неоднозначных героев. Не пропустите последние пять минут последней серии первого – и единственного – сезона: в них создатели «Last Resort» вместили все те события, о которых планировалось рассказать дальше. Но не вышло. Телепродюсеры, разрушители миров, сильнее ядерных ракет.

Last Resort