Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым
Женщины в «машине», мужчины – у «Черчилля» и «зажатые» зрители
В прошедшем месяце я ходил на концерты только в пару заведений. И если в «MachineHead» выступали два девичьих коллектива (да простит меня Оливье — гитарист Anatomie Bousculaire, единственный мужчина в этом женском царстве), то в «Черчилле» составы были исключительно маскулинными. В самую пору задаться вопросом — а отличаются ли женщины и мужчины в композиторском плане и по подаче?
I
Что: Ива Нова
Где: Machine Head
Когда: 7 марта
По сути, все, что я знал об этой группе перед походом на концерт, — девушки из Питера играют этно-экстрим, к счастью, вопреки формулировке, близкий к world music, а не к фолк-металу. А вот сама формулировка вызывала недоумение: что за этно-экстрим такой и как это вообще может выглядеть?
Однако выступление шаг за шагом развеивало мои сомнения: парадокс, но этот квартет действительно звучит не просто как фолк (фолк, разумеется, не в чистом виде, как и предполагает world music, а в переосмысленном современном — с обилием умной электроники), но как фолк «экстремальный», практически всегда безудержно плясовой. При этом «Ива Нова» умудряются не скатываться в кабак и в какой-то в негативном смысле «лубок».
«Ива Нова» — редкий случай изобретательной группы, не перекручивающей, и потому обходящейся без фальши, прекрасно знающей, как проплывать между сциллами и харибдами, когда чрезвычайная самонадеянность и уверенность в своих силах оборачиваются крахом. Что-то вроде Патрика Зюскинда от музыки.
Полагаю, дело не только в интересных мелодиях, но и в очень серьезном и продуманном акценте на партиях ударных. Девушки прекрасно понимают, что грамотно заданный ритм порой способен вытянуть даже плохой материал. В их же случае ударные словно бы нивелируют возникающие в силу специфики жанра «заумности», все песни идут на удивление ровно, без перегибов. И да, «Ива Нова» вживую и в записи — две разные группы. Вживую они смотрятся в разы интереснее — достаточно редкий случай. Одно печально — долгое время зал не мог раскачаться, хотя группа еще до первой песни сделала «конструктивное предложение: выходите сюда — здесь лучше звук и здесь лучше видно, а нам нужно видеть глаза».
И еще: «Ива Нова», если можно так выразиться, по-хорошему женская группа. Но эта «женскость» не бьет по глазам, нет приторной жеманности и кокетства, зато много чисто живой концертной энергии. «Ива Нова» постоянно удивляют: берут, например, и исполняют песню эгофутуриста Василиска Гнедова. Кто еще его сейчас вспомнит, кроме филологов?
В общем, замечательный концерт, который слегка подпортил только один факт — поначалу некоторая зажатость зрителя, из-за чего вокалистка Анастасия Постникова даже сравнила пришедших с испанцами — мол, так же раскачиваются медленно. А Анастасия имеет право делать такие выводы — группа гастролирует и по Европе, в частности, весь апрель «Ива Нова» будет давать практически ежедневно концерты в Германии. Может, в следующий приезд саратовская публика будет веселее?
II
Что: Anatomie Bousculaire
Где: Machine Head
Когда: 17 марта
Французы в наш город приезжают не сказать, чтобы уж очень часто, но бывает. Я имею в виду именно французов-музыкантов, а так гости из Западной Европы — нередкий гость стараниями «Альянс Франсез», представители которых, к слову, в тот вечер были в клубе. К организации концерта, впрочем, они не имели отношения.
О том, что к нам приедет французское трио (ранее исключительно состоящее из девушек, ныне место гитариста занял Оливье из группы «Le Bestoile»), успели объявить на своем выступлении еще «Ива Нова», у которых теплые отношения с французами — с ними девушки делили площадки. Более того, Анастасия помогала записать песню «Never Give Up (Freedom for Pussy Riot)». Да и вокалистка Сесиль Тулье в восторге от петербурженок: «Об этом можно написать книгу — без них мы бы не приехали в Россию и не узнали бы ее изнутри. Мы встретились пять-шесть лет назад в Вильнюсе на одном фестивале. И здесь нам было важно выступить, потому что мы знаем, что десять дней назад «Ива Нова» играли в «Machine Head». Мы с ними — большая семья».
Жанр, в котором выступает французское трио, был заявлен как гранж, но относить их к нему было бы спорно, тем более что у группы в последнее время явно наметилось включение несколько чуждой жанру, но уместной в их творчестве электроники. Да и сами девушки не скрывают свою симпатию к подобной музыке, перепевая мэнсоновскую «The Nobodies» и признаваясь в любви к Тренту Резнору из Nine Inch Nails (они собираются в будущем сделать кавер на один из его главных хитов, поскольку, замечает Сесиль, не всегда ж петь о любви и сексе).
Собственно, любовь и секс — две главные темы их творчества. Да и выступление группы — что, как не признание в любви?
По моим ощущениям, четверть, если не треть концерта Сесиль провела в зале, раскачивая публику, и даже пела не раз какому-нибудь человеку. Это жирный плюс. Публика, как обычно, смущалась, тушевалась, хотя под конец расслабилась и, когда Сесиль предложила сделать «паровозик», с радостью откликнулись. В этом и состоит, наверное, прелесть андеграундных концертов.
III
Что: Radio Kamerger
Где: Черчилль
Когда: 21 марта
Когда наших футболистов ругают за то, что они получают неадекватные зарплаты, — смотрите, мол, на фарерцев, у них капитана сборной с основной работы не отпускают, сразу хочется провести аналогии с нашей эстрадой и теми, кто пробился через интернет. Ну, или начинал с игры на улице и время от времени может снова в свое удовольствие поиграть там. Что это такое, спокойно может рассказать Семен Лашкин — вокалист и виолончелист группы Radio Kamerger, впервые приехавшей в Саратов 21 марта и сразу в «Черчилль». Даже название у них уличное, ведь Лашкин сотоварищи выступали в Камергерском переулке. Оттуда и пошло. Не стоит, впрочем, думать, что в группе собрались неизвестные новички: барабанщик Александр Леер с 2010 года играет в «ДиДюЛе», некоторое время до того был клавишником в «Серебре», а Семен Лашкин пробовался в проекте «Голос», правда, неудачно — его номер в эфир не попал (для тех, кто не в курсе, далеко не все номера со слепых прослушиваний затем показываются). После концерта Семён скажет мне, что несмотря на, казалось бы, неуспех, ему это помогло и лишний раз мотивировало работать над собой.
Radio Kamerger — достаточно любопытная формация в процессе становления, вернее, перехода из статуса кавер-бэнда в статус группы со своими песнями. Некогда подобный путь прошли финские виолончелисты Apocalyptica, которых Семен иронично упомянул в ходе концерта: мол, от сравнений никуда не денешься. Хотя, понятно, сравнения натянуты: финны обходятся виолончелями, ударными и приглашенными вокалистами, у Radio Kamerger вокалист свой, но кроме виолончели и ударных есть также духовые, скрипки, да и выбор песен для каверов принципиально разный: ребята берут не только классику рока типа Metallica, Nirvana или Queen, но и, скажем, Майкла Джексона или Адель. На каверы в тот вечер и была сделана ставка, как позже признается лидер коллектива: все-таки их творчество еще не настолько известно, как признанные хиты, да и на полноценную программу не хватает. Логично, что публика принимает каверы лучше, на ура. Для Семена это нормальная ситуация: «Кавер-бэнды — это больше развлекательный жанр, но в этом нет ничего плохого. Просто такой жанр».
Кстати, об «ура» и публике… Аудитория у «Черчилля», конечно, специфическая (говорю это без всякого оттенка негатива): неформала в косухе там никогда не встретишь, типичный посетитель этого заведения, скорее, человек среднего возраста с достатком. Отсюда вытекает очевидная сложность для самих музыкантов: такая публика крайне редко бурно выражает свое восхищение. Казалось, что и Radio Kamerger станут заложниками ситуации, однако в самом начале второго отделения они умудрились на медляке, что не совсем типично, заманить публику к сцене. И публика не разошлась.
Я не так уж часто бывал в «Черчилле», но столь быстрого завоевания аудитории в этом месте я не видел ни разу. В какой-то момент я спокойно выдохнул: по лицам стоящих у сцены было видно, что они уже иначе воспринимают RadioKamerger: не «сыграйте это хорошо», а «покажите, как вы переосмыслили эту песню» (а переосмыслений хватало). Разве это не отлично?
Ну, а консервативный «Черчилль» (звучит как масло масляное, конечно) в очередной раз приятно удивляет тем, что старается предоставлять площадку не только признанным мэтрам, но и молодым, перспективным.
IV
Что: Евгений Маргулис
Где: Черчилль
Когда: 26 марта
В Саратов в очередной раз приехал Евгений Маргулис — прекрасно известный блюзмен, основатель «Воскресенья» и бывший участник «Машины времени».
Под наигрыш «Огней так много золотых…» (в последние годы публика стала спокойно реагировать на подобные «открывашки») Евгений Шулимович заговорил о том, что мог бы оказаться нашим земляком, «но Бог миловал» (чуть позже добавит, что все равно нас любит). Здесь жила его тетя и усиленно зазывала сюда маму будущего музыканта. Поэтому шутливый Маргулис отметил: «Я, наверное, единственный из москвичей, кто знает, что такое Красный Кут».
Описывать концерты Маргулиса даже как-то странно: сет-лист прогнозируемо заканчивается заготовленными напоследок хитами «Машины времени»: «Шанхай-блюз» и «Мой друг (лучше всех играет блюз)», мастерство, которое не пропьешь (и речь не только о Маргулисе-музыканте — блестящем, если кто запамятовал, басисте, но и о его коллегах), ну и просто идеальное совпадение музыки с форматом заведения. В общем, это был концерт прогнозируемо качественный, но и оттого слегка предсказуемый: небольшое, но информативное и нередко рассчитанное на «своих» объявление песни, легкие укоры в адрес зала, что он не может расслабиться и, конечно, песни-песни-песни… Надо заметить, что публика все-таки иногда отвечала. Например:
— Если хотите плясать, пляшите — нас это никак не унизит. У меня ощущение, что все собрались на симфоническом концерте и стесняются высказать всю дурь, что у них есть.
— А мне муж не разрешает танцевать.
— Брось его к чертовой матери!
Евгений Шулимович любит и умеет общаться с залом. И зал не сразу, так чуть позже раскроется. Это нормально. Все-таки 70-е давно прошли: поменялась музыка, поменялись люди…
Куда стоит сходить в апреле?
2 — 1. «Пелагея» в Театре драмы. Вход: 1000-4000 рублей. 2. «Василий К & Интеллигенты» в «MachineHead». Вход: 350 рублей. 3. «Летать!» в «On Air».
3 — Fstep (Capital Bass) в «LOOK Restobar».
4 — «Рыжая» в «OldSchool».Вход: 350 рублей.
5 — 1. «ДДТ» в ЛД «Кристалл». Вход: 600-2500 рублей. 2. Фестиваль франкофонской песни «Festichant» в «Machine Head». Вход: свободный.
6 — «Канцлер Ги» в «On Air».
7 — Вдовин, Сомов, Саввин в «Machine Head». Вход: 300 рублей.
10 — «Триада» в «On Air». Вход: 600-800 рублей.
11 — 1. Бранимир в «Magic». Вход: 250-350 рублей. 2. «Танго и КЭШ» в «Черчилле». 3. Баста и Смоки Мо в ФОК «Звездный». Вход: 1400-3500 рублей. 4. DJ Kaeki в «Вертикали». Вход: 500 рублей.
13 – Atmospheric Session III в «Machine Head». Вход: 250 рублей.
14 — Публичная лекция Андрея Сергеева о Лане Дель Рей в «New York Coffee». Вход: по тарифу кафе.
15 — «Город 312» в «Klausberg». Вход: 1500-5000 рублей.
18 — «Убийцы» в танцевальной студии «OldSchool». Вход: 200-300 рублей.
19 — Atlantida в «Machine Head». Вход: 500-800 рублей.
24 — 1. Фестиваль «Вокзал» у главного входа вокзала. Вход: свободный. 2. Андрей Маликов в «Gatsby». Вход: 400-1000 рублей.
25 — 1. Drauggard (Россия/Австрия) и Wyrms (Франция) в «Magic». Вход: 250-350 рублей. 2. Materic в TBA (площадка будет объявлена позже). Вход: 250 рублей.
29 — «Красные звезды» в «OldSchool». Вход: 300-400 рублей.