Неизвестный сериал

Доктор худ спешит на помощь

Оценить

Есть такие преступления, раскрыть которые может только ученый

Телесериал «В последний миг» (Eleventh Hour), США, 2008-2009.
Автор идеи: Стивен Галлахер.
Звезды: Руфус Сьюэлл («Темный город», «История рыцаря», «Экстремалы», «Иллюзионист», «Легенда Зорро»), Марли Шелтон («Плезантвиль»), Омар Бенсон Миллер («Давайте потанцуем»), Майкл О`Киф («Чертополох», сериалы «Родина» и «Доктор Хаус»), Дайан Венора («Схватка», «Клуб «Коттон», «Ромео и Джульетта»), Джимми Симпсон (сериалы «Карнавал», «24», «Короли побега»), Р. Ли Эрми («Цельнометаллическая оболочка»), Энгус МакФадьен («Храброе сердце», «Эквилибриум»), Одид Фер («Мумия», «Обитель зла-2-3», сериал «Черная метка»), Джон Гетц («Кудряшка Сью», «Социальная сеть», сериал «Акула»), Ивана Милицевич («Реальная любовь», «Ванильное небо», «Казино Рояль», сериал «Банши»).
Жанр: детектив с элементами триллера, боевика и научной фантастики.
Продолжительность: 1 сезон (18 серий), сериал закрыт.
Мой рейтинг: 8 из 10.

Как 4 серии превратить в 18? Для знаменитого продюсера Джерри Брукхаймера (в его послужном списке «Скала», «Воздушная тюрьма», «Армагеддон», «Пираты Карибского моря» и др.) нет ничего невозможного: прибавить, расширить, умножить, наконец. На американскую почву перенесен одноименный четырехсерийный английский мини-сериал, поставленный по сценарию Стивена Галлахера, с Патриком Стюартом в главной роли (Терри МакДонаф, режиссер английского оригинала, попал в число создателей и американской версии).

Название можно перевести как «Одиннадцатый час». По жанру это нечто среднее между детективом и научной фантастикой (впрочем, временами достаточно умеренной – без космических пришельцев или путешествий во времени). Главный герой, гениальный ученый и по совместительству советник ФБР Джейкоб Худ (Руфус Сьюэлл), вместе со своими фэбээровскими помощниками Рэйчел Янг (Марли Шелтон) и Феликсом Ли (Омар Бенсон Миллер) – последний появляется среди персонажей ближе к концу сезона – расследуют преступления, которые связаны с научными изысканиями в области биологии и физиологии.

Ни для кого не секрет, что многие научные достижения можно использовать как во благо людям, так и во зло, и биология с химией здесь не исключение. Есть такое выражение – «технологии двойного назначения»: то, что может лечить, может и калечить; то, что может утолить голод, может и убить. Если даже обычную столовую ложку при желании можно превратить в смертельное оружие, то что уж говорить о более тонких материях! В центре внимания главных персонажей сериала оказываются, в частности, незаконное клонирование человека, заражение пищевых продуктов, преступные операции на мозге детей-аутистов, распространение опасного вируса и т.д.

Смысл названия сериала (как оригинального, так и русской версии) становится понятен почти сразу: во всех случаях Джейкоба Худа вызывают лишь тогда, когда происходит нечто экстраординарное в плохом смысле, притом на грани науки и фантастики. Зачастую герою противостоят его же коллеги, чей гений (по разным причинам – не только финансовым) служит злу. Как и в сериале «Доктор Хаус», каждая серия представляет собой отдельную загадку с финальной разгадкой. В отличие от Хауса, Худ – не сволочь и не социопат, а, наоборот, приличный человек, пусть и гений. Актеру Руфусу Сьюэллу с его демонической внешностью нечасто доверяют «положительные» роли, но здесь как раз такой редкий случай.

Если дальше искать аналогии, то можно сравнить «Eleventh Hour» с популярным сериалом «Грань», в ту пору еще не снятым. Как и в «Грани», тут явлен творческий союз науки и спецслужб – на пользу человечеству. Правда, в сериале про доктора Худа фантастики намного меньше, чем в «Грани», к тому же ученый не безумен и с памятью у него всё в порядке.

Сценаристы не всегда изобретательны. Одни и те же элементы сюжета могут кочевать из сериала в сериал, превращаясь в штамп, – например, мотив недавней потери главным героем близкого человека. Правда, и в «Менталисте», и в «Монке», и в сериале «Шах и мат» (где эта тема присутствует) смерть жен главных персонажей была насильственной, а потому герои, тоскуя по любимым, не могли не думать о поиске виновных. Это и составляло «горизонтальный» сюжет процедурала. Но поскольку смерть жены доктора Худа не является умышленной (женщина скончалась от рака), не будет и поиска виновного, и мотивов мести. А раз нет сквозного сюжета, эпизоды можно выстраивать в произвольном порядке; главный герой статичен, у него нет сверхзадачи, в каждой серии он один и тот же. Руфус Сьюэлл – хороший актер, который умеет выстроить роль. Но если ему поручают изображать функцию в человеческом обличье, трудно наполнить схему жизнью.

Все сказанное выше не означает, что сериал плох. По-своему он весьма недурен, а уж «технически» сделан наилучшим образом (не зря же, в конце концов, первую серию посмотрели более 12 миллионов зрителей). Но на одних спецэффектах долго продержаться нельзя. Похоже, именно психологическая одномерность доктора Худа не позволила зрителям увидеть в персонаже человека и привязаться к нему. Персонаж, к которому мы относимся с вежливым холодком, никогда не приобретет статус культового. Число зрителей «Eleventh Hour» вскоре поредело, рейтинги быстро пошли вниз, и производство сериала было остановлено после первого сезона. Нет Худа без добра.

Доктор худ спешит на помощь