Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым

Страх и паранойя в Саратове

Оценить

Проект: So souls become stars

So souls become starsАльбом: «One planet, one life – one chance»

Трек-лист:
1. Intro
2. Сквозь пространство и время
3. ME-2 (v. 1.1.0)
4. Состояние аффекта
5. Чужие
6. Первобытный страх (outlast)
7. Dreams of melody
8. Pathology
9. Паранойя
10. War!
11. Фактор страха
12. Пляска смерти
13. Ghosts
14. Boogeyman
15. По образу и подобию
16. [CBCM]
17. Evil[en.ko]
18. Dead Silence
19. Gravitation
20. Outro

«В дальнейшем важно знать, что страх нельзя изгнать полностью. <…> Страх всегда останется большим партнером в диалоге, если человек будет советоваться с самим собой. При этом страх стремится к монологу, и только в этой роли он сохраняет за собой последнее слово». (Э. Юнгер «Уход в лес»)

Взглянешь на трек-лист – и уже становится понятно, чего стоит ждать. Хотя бы примерно. Тут либо что-то мрачное электронное, либо из экстремального метала – третьего не дано. Второе отметаем, остается первое – причудливая смесь из дарк-эмбиента, трип-хопа, нойза и бог знает чего еще, но базирующееся на индастриале. Нечто подобное делают в Саратове «Зомби Утёсов» или в Петровске «Чайник болотных богов», с той лишь разницей, что все они, имея, в принципе, общие музыкальные корни, по-разному подходят к написанию музыки. Если безвекторный трип «Зомби Утёсов», кажется, не имеет каких-либо сдерживающих факторов, то «Чайник болотных богов», напротив, чрезвычайно строг в звукоизвлечении и не допускает ни одной лишней детали.

Страх и паранойя в СаратовеSo souls become stars не похож ни на тех, ни на других: он не инфантилен, но в нем нет и прорывающегося аналитизма «Чайника…». Во многом SSBS движется по наитию, другое дело, что наитие это вполне осмысленное и доходчивое, со спейсом, но без спайсов, так сказать. Местами, я бы даже сказал, обывательское. То есть, слушая альбом Дмитрия Щукина, готовившийся два года, понимаешь, что если он захочет затронуть главенствующую на дебютнике тему страха, то музыка действительно будет вызывать схожие эмоции у многих людей. Дмитрий, хочет того или нет, но весьма умело перемежает клише с собственными идеями. Хорошо бы проверить на ком-нибудь «One planet, one life – one chance», дав предварительно прослушать его без списка песен, – угадал бы человек, чему посвящена та или иная тема?

Эта узнаваемость, впрочем, касается далеко не каждого трека. Взять, скажем, чрезвычайно любопытный «По образу и подобию» из второй части – звучание хорошее, но почему именно так называется песня, понять невозможно. Кстати, насчет второй части: несмотря на формальную целостность альбома, он вышел поэтапно. Первая половина треков появилась в Сети в конце ноября, в то время как вторая часть была опубликована только 20 февраля. Дмитрий пишет на странице проекта, что тематика частей разная, хотя при прослушивании это не бросается в глаза, напротив, релиз производит целостное впечатление, где каждый резкий обрыв и смена настроения если и делается, то для контраста, а не из-за отсутствия чувства вкуса у автора. Думаю, ему пришлось немало попотеть и отсеять множество удачных треков, чтобы вышел альбом. На самом деле цифры известны: из примерно полусотни работ в итоге свет увидели только двадцать.

Страх и паранойя в СаратовеУ Дмитрия Щукина помимо SSBS еще два проекта: «Дом Свифта» – психоделическая альтернатива и Intoxication Hatred – то же самое, в общем-то, что и SSBS, только с элементами сладжа и киберграйнда. SSBS пока что кажется наиболее сбалансированным и продуманным проектом: густая атмосфера ночного города, покрытого паутиной страхов и параной, охватывает тебя с первых же секунд прослушивания. И все же некоторые мысли автора остаются туманными – так, не совсем понятно, почему альбом носит название «One planet, one life – one chance». Неужели просто игра от противного: посмотрите, о чем треки, и ужаснитесь? А ужасаться есть чему: например, Evil[en.ko], очевидно, отсылает к фильму «Эвиленко» Дэвида Греко, где Малкольм Макдауэлл сыграл советского маньяка. Прототипом для маньяка стал Андрей Чикатило.

Альбом SSBS безусловно стоил того, чтобы быть записанным и хотя бы выложенным в соцсети. Да, пожалуй, в определенных моментах он повторяет то, что уже было проговорено старшими коллегами, но у него есть свое лицо, а учитывая, что в нашем городе достаточно мало музыкантов, работающих в этом русле, то выход SSBS становится достаточно заметным событием.

Итоговая оценка: 4/5

Лучшие песни: Сквозь пространство и время, Состояние аффекта, Pathology, Фактор страха, По образу и подобию, Evil[en.ko]

Плюсы: Внятность в том жанре музыки, в котором это сделать чуть ли не сложнее всего, яркость музыкальных рисунков, жанровая редкость для наших широт. Хватает разнообразия, альбом не успевает надоесть.

Минусы: «Чего недостает – это качественной обработки и звукоинженеринга», – честно признается Щукин, и это действительно так. Альбом, конечно, кустарный, и при должном мастерстве, фантазии и желании любой человек может записать такой же дома. Может, и записывают, но мы о них не знаем.

P.S. Через пару минут после того, как рецензия была дописана, Дмитрий прислал ответ на вопрос о названии. Цитирую: «одна жизнь один путь и т.п. – я выбрал свой путь и он 1 – занятие музыкой – это то, что мне интересно, то, как я живу, в чем развиваюсь и самосовершенствуюсь – не думаю, что когда-то что-то изменится и я стану, к примеру, бизнесменом – открою сеть шаурмы по городу и т.п.))». Вот так все просто, оказывается…

Фото из личного архива автора.