Неизвестный сериал

Дьявол на карнавале

Оценить
Дьявол на карнавале

Мистический цирк зажигает огни

Телесериал «Карнавал» (Carnivale), США, 2003 – 2005.
Автор идеи:Дэниел Кнауф.

Звезды: Майкл Дж. Андерсон (сериалы «Твин Пикс», «Секретные материалы»), Линда Хант («Год, опасный для жизни», «Дюна», «Двадцать баксов») Эдриенн Барбо («Побег из Нью-Йорка», «Калейдоскоп ужасов»), Патрик Бошо («Вирус», «Ловкие руки», сериалы «Притворщик», «Мой злейший враг»), Тим ДиКей (сериалы «Белый воротничок», «Переговорщики», «Числа»), Клеа Дювалл («Призраки Марса», «Прерванная жизнь», «Факультет»), Карла Галло (сериалы «Калифрения», «Кости»), Ник Стал («Человек без лица», «Город грехов», «Терминатор-3»), Джон Ханна («Осторожно, двери закрываются», «Мумия», сериалы «Схватка», «Инспектор Клот»), Джимми Симпсон (сериалы «Короли побега», «Доктор Хаус»), Майкл О'Нил (сериалы «Грань», «24», «Женщина-президент», «Воздействие»).
Жанр: мистика.
Продолжительность: 2 сезона.
Мой рейтинг: 9 из 10.

Есть сериалы, жанр которых определить трудно, и «Карнавал» Дэниела Кнауфа – именно из таких. Да, его главная, то есть мистическая, компонента налицо, но ею создатели не намерены ограничиться. «Карнавал» – еще и детектив, и мелодрама, и «роуд-муви», и почти документальное повествование о бродячем цирке, который во времена Великой депрессии и катастрофических пыльных бурь колесит по югу США, выступая в маленьких городках и зарабатывая скудные центы демонстрацией различных диковинок.

Заправляет «Карнавалом» карлик по имени Самсон (Майкл Дж. Андерсон), который, впрочем, утверждает, будто он – не главный, а лишь исполняет волю таинственного Начальства (Линда Хант), скрывающегося в особом фургоне. Среди циркачей авторы сериала особо выделяют нескольких: заклинательницу змей Рут (Эдриенн Барбо), бородатую женщину Лайлу (Дебра Кристофферсон), слепого Профессора Лодзя (Патрик Бошо), способного проникать в сны, хромого бригадира рабочих Клейтона Джонса по прозвищу Джонси (Тим ДиКей), гадалку Софи (Клеа Дювалл) со своей матерью, парализованной телепаткой и телекинетичкой Аполлонией (Дайан Салинджер), исполнительницу рискованных танцев Риту Сью Дрейфусс (Синтия Эттинджер), ее дочерей Либби (Карла Галло) и Дору Мэй (Аманда Эдэй), их отца-конферансье Феликса по прозвищу Стампи (Тоби Хасс) и других. Один только список этих персонажей и их профессий дает примерное представление о репертуаре.

В самом начале сериала к цирку прибивается некто Бен Хоукинс (Ник Стал) – молодой человек, сбежавший из тюрьмы и только что похоронивший мать. Начальство приказывает Самсону принять парня. Никто, кроме Начальства (в миру Люциус Беляков), не знает, что Бен обладает даром исцеления – и это еще не главное. У парня есть важное предназначение: он обязан остановить популярного проповедника брата Джастина Кроу (Клэнси Браун). Далеко не сразу сам брат Джастин осознает, что он – не просто грешник, но и демон, намеренный устроить ад на Земле (у ада почему-то черты атомного взрыва на полигоне в Аламогордо); когда же Кроу осознает, чтоему предначертано, он начинает собирать преданную паству.

Бен хорошо представляет себе образ своего антагониста (юношу терзают видения), однако и Джастин (которого тоже преследуют пророческие видения) догадывается, что судьба сведет его с Беном, и тот нанесет демону-проповеднику смертельный удар ножом. По всем законам драматургии предстоящая встреча этих персонажей обязана стать некоей кульминацией сериала, но... Зрителю не суждено увидеть ни победу над демоном, ни взаимной аннигиляции безусловно «темного» и условно «светлого» персонажей. В судьбы героев вмешались суровые обстоятельства непреодолимой силы: по воле руководителей канала НВО сериал был закрыт после второго сезона, хотя их, по замыслу Науфа, планировалось целых шесть.

Возмущение поклонников «Карнавала» можно понять. Сериал был снят командой перфекционистов, которая тщательным образом проработала исторический материал и с документальной точностью воспроизвела реалии времени и места (внешний вид главных героев, их речь, детали быта, музыкальный фон эпохи и пр.). Реалистическая составляющая сюжета переплеталась с библейскими аллюзиями; за чертополохом мелочей было укрыто нечто глобальное – смутное, туманное, труднопостижимое и оттого невероятно опасное, чреватое, быть может, гибелью всего человечества. И вот вся эта тщательно продуманная и богато аранжированная телеистория была прекращена буквально на полуслове. Оборванные сюжетные нити повисли. Через некоторое время Науф опубликовал свои сценарные наработки, чтобы зритель мог – хоть приблизительно – узнать о финале истории.

Впрочем, логику НВО тоже можно понять. Рейтинги первого сезона были обнадеживающими. Пилотный эпизод привлек более 5 миллионов зрителей, но затем рейтинг стремительно начал падать. Второй сезон собрал у телеэкранов менее двух миллионов человек – при том, что производство одной лишь пятидесятивосьмиминутной серии примерно соответствовало стоимости одного среднебюджетного полнометражного фильма. И хотя уже после первого сезона сериал получил пять премий «Эмми» и обрел своих фанатов по всему миру, НВО счел финансовые аргументы наиболее весомыми. Впрочем, нет худа без добра: даже лучшим драматическим шоу не удается слишком долго держать высокую планку. «Карнавал» был закрыт на взлете – и вошел в число культовых сериалов, о которых спорят до сих пор.