Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым
Синий туман
Правильный концерт – это множество мелочей: грамотная раскрутка, адекватный для площадки выбор артиста и цены за вход, фейсконтроль на входе по необходимости и многое-многое другое. В том числе и такой нюанс, как использование дым-машины, создающей правильную атмосферу. Некоторые январские концерты наглядно это показали.
I
Что: Валентин Сохорев
Где: Honky Tonk
Когда: 9 января
Валентин «Джек» Сохорев – лидер московской группы «Медведь Шатунъ». В принципе для многих он и есть «Медведь Шатунъ», поскольку идеологом и единственным бессменным участником проекта и является. А проект старый – с 4 октября 1993 года живет. Сохорев это хорошо помнит, потому что тогда, во время штурма Белого дома, была написана первая песня. Возможно, именно в творчестве Валентина эта тема и живет сильнее всего.
Потому-то я и шел с определенной опаской на концерт – можно ли по-настоящему оценить тот, чужой опыт, пропущенный через себя и увиденный собственными глазами, когда тебе на момент этих событий было четыре года и ты жил далеко от столицы? Думаю, нет.
Сразу скажу, что рассказа о дым-машине не будет. Вообще было бы странно, если бы она присутствовала на концерте Джека: когда звучит прямая мужская лирика, то всякие спецэффекты выглядят как ненужный выпендреж в контексте выступления. Есть свет, есть звук, есть гитара, есть зрительный зал, есть певец – остальное мелочи, которые в общем-то и не факт, что нужны. Между песнями – перерывы, разговоры за жизнь и за творчество, объяснения, почему Сохорев не любит Летова как человека, хотя и ценит многие его песни. Разговор своего со своими: на концерте, по подсчетам самого Валентина, человек 40 – нормально для андеграундного выступления, даже неплохо. Много знакомых. Временами мне кажется, что сидящий недалеко от меня рок-бард Михаил Медведев подпевает так громко, что я могу расслышать его голос за пением Сохорева, а наизусть Михаил знает, видимо, не меньше половины песен. И это не раздражает, напротив, в этом есть что-то приятное, правильное, как при осознании того, что ты делаешь общее с кем-то дело. И таким вольно или невольно создаваемым эффектом могут похвастаться единицы артистов.
После Валентина на сцену выходят LЭD – «Любители этого дела» – группа Елены Калякиной, хозяйка HonkyTonk. По их собственному описанию – «арт-рок с элементами панка и альтернативы». Формулировка, конечно, спорная, как и возможность, в принципе, совмещать арт-рок с панком, но любопытная. И музыка у ребят хорошая. Впрочем, о них мы поговорим в другой раз.
По иронии судьбы я встречу Сохорева в тот же вечер в «Machine Head». По всей видимости, Валентин с организатором поехал послушать «Тропы не врут» и «Аэроволну». Сразу после концерта саратовских групп в рок-баре пустили клубную музыку, видимо, неожиданно для многих – это была впервые проводимая не в закрытом формате вечеринка «35HP». Валентин ушел раньше меня – пора было ехать, или такая музыка ему не понравилась, или и то и другое одновременно – не знаю.
II
Что: Homie
Где: Redbar
Когда: 15 января
«Саратов МЯСО!! Антону негде было даже встать!! Спасибо за такой прием!» – напишет через пару часов после концерта Виктор Красавцев – продюсер Homie. Свою фразу он подкрепит фото. Насчет «встать», кстати, есть небольшая доля лукавства. Народу на концерте действительно было так много, что яблоку негде было упасть, но Homie выступал не на сцене, а на барной стойке (кстати, у него есть песня «Барная»), что, как по мне, было честнее по отношению к пришедшим: все-таки «Redbar» – это ночной клуб, где гораздо больше шансов услышать сет-диджея, чем увидеть выступление певца, который, как ни крути, должен быть хорошо виден из любой точки зала. Вариант с барной стойкой был единственным в таком случае, особенно если учесть, что по планировке «Redbar» отдаленно вызывает ассоциации со старым «Machine Head»: не столько длинный, сколько широкий зал, чья потенциальная вместимость ограничивается архитектурными особенностями помещения. В «Машине» это были две колонны у сцены, в «Redbar» – длинная зеркальная стена, практически разделяющая площадку пополам. Не будь ее, конечно, плотность не была бы такой зашкаливающей. Впрочем, не сносить же стенку ради одного концерта?
Homie выходит не сразу: довольно долгое время на сцене выступают JanAdi – дуэт местных рэперов Amran и Shamo. Судя по информации на официальной странице музыкантов, «это Новое имя в мире музыки», но мы таких новых имен немало встречали, и новизна их состоит, скорее, в дате основания, нежели в плане идей: вполне себе модный клубный рэп, явно чувствуется, что ребята в курсе того, что трэп все еще в тренде, и раскручивают этот поджанр пока горячо. Трек «Танцуй», пожалуй, имеет все шансы стать на ближайшее время визитной карточкой ребят.
Наконец, через какое-то время на сцену выходит Homie – тоже, в общем-то, как пишут, рэп-исполнитель, хотя, конечно, к рэп-музыке его песни можно отнести с большой натяжкой: скорее, это все-таки поп-музыка, но в достаточно современном ее изводе, когда чистота жанров превращается в атавизм.
Признаться, я побаивался слушать певца вживую – когда голос настолько сильно пропущен через автотюн, то появляются разумные сомнения: а музыкант вообще умеет петь? Ответ я так и не получил, как ни старался вслушаться в пение. То ли звук был плохой (да вроде бы нет), то ли обрабатывается на ходу, то ли фанера (в чем тоже сомневаюсь сильно), то ли от природы схож с тем, что слышим на записи (тогда зачем автотюн – фишка, что ли, такая?). Непонятно. Но это на самом деле не сильно волновало: в конце концов, куда интересней было понять, чем именно этот артист так популярен? И снова ответ не представляется очевидным: вроде про взаимоотношения полов не пел только ленивый; адресация к школьникам (тот же «Выпускной», «Кокаин») не нова, не только Homie сознательно это делает и делал; как-то ненароком всплывающая тема наркотиков и бухла? А может, просто грамотная раскрутка? Не думайте, впрочем, что я считаю Homie пустышкой, отнюдь.
Отчасти, не во всех, но в некоторых его песнях, вполне конкретно ощущается своеобразная эстетика, эстетика довольно сильно перетравившегося информацией и бог знает чем поколения, такой городской, несколько отчужденный и со стороны взгляд, с отмечанием тысячи мелочей и столь же быстрым их забыванием, и как следствие – тенденция к описательности («Дура», «Кокаин», «Плацкарт номер восемь»). Плохо это или хорошо – бог знает. Но любопытно.
Однако больше всего с концерта, как ни странно, запомнилось совершенно другое: как бесперебойно дым-машина под визг девочек погружала в туман первые ряды. Удивительное терпение у тех, кто там стоял! Впрочем, в зале ведь был аншлаг...
III
Что: Atmospheric Session II: experimental music party
Где: Machine Head
Когда: 24 января
Предыдущая «Atmospheric Session» проводилась практически за год до того – в марте 2014-го, когда «Machine Head» еще не закрыли на ремонт. Порядочный срок, чтобы саратовские зрители успели соскучиться по атмосферной музыке. Пока что, судя по тому, кого приглашают организаторы, под атмосферной музыкой подразумеваются те, кто играет пост-рок.
Вообще идея проведения подобных мероприятий в Саратове может показаться рискованной. На то имеются причины: во-первых, та волна фанатизма по пост-року, которая наблюдалась несколько лет назад в России и в мире, наш город обошла. Во-вторых, прогнозируемость выбора участников, во всяком случае, местных. Когда на весь Саратов есть две группы, играющие пост-рок: Dottz и GammaRaysoftheSun, сами понимаете, конкуренция просто отсутствует.
Dottz играли в прошлом году, играли и в этом. Вся интрига, в результате, сводится исключительно к имени хедлайнера. В этот раз ими стали тольяттинцы Lost Piligrim, выступавшие всего месяц назад в «Magic», а третьей группой стали балаковцы Birds Fly Away to the Moon, которые в свое время должны были разогревать екатеринбуржцев Around the World, но почему-то это не сделали.
Наконец, третий и менее заметный, но, вероятно, ключевой момент – насколько живуч сам формат. Попросту говоря, я уверен, что те же Dottz могут хорошо звучать как сольно на презентации диска, так и не затеряться среди более мейнстримовых артистов на презентации SIM, но не заскучает ли местный зритель, если прогонять пост-рок сплошняком? Поначалу опасения подтверждались... Что саратовцы, что балаковцы – это крепкий пост-рок, с достаточно конкретными мелодиями и без злоупотребления характерного для многих представителей жанра размазывания риффов – формально для атмосферы, а по факту – из-за отсутствия фантазии. В то же время очевидно и определенное самоограничение их музыки – практически полный отказ от вокала и электроники. В общем, выступили хорошо – но не открытие. И вот здесь произошло самое необычное...
На сцену выходят тольяттинцы. Я поначалу думаю: «Ну вот, понторезы...». Да и как не думать, если у одного из гитаристов восьмиструнка, а басист играет на шестиструнке? В общем, как бы апломб не превратился в облом. Но с первой же песни становится понятно, что если на гитаре есть лишние струны, то они обязательно «выстрелят». И выстрелят не бездушной математической точностью джента, а как у Deftonesна последних альбомах – неожиданно и к месту.
Lost Piligrim – не совсем пост-рок, в нем много замеса из хардкора, изредка – того же мат-метала. Хватает грува (для того «лишние» струны и нужны), но грува своеобразного, очень тревожного, нервного, словно вступающего в диссонанс с замечательной атмосферой кислотной дискотеки, которая достигается через ядовитую подсветку и постоянно работающую дым-машину. В этом тольяттинцы принципиально отличаются от более спокойных и размеренных саратовцев, под которых даже можно потанцевать (все тот же басист волжан быстро оценил восточный колорит Dottz и забавно пританцовывал на их «Shezade»). Что особенно приятно – несмотря на всего лишь второй приезд команды к нам, чувствовалось, что они с публикой настолько на одной волне, что группа всячески поддавалась уговорам не уходить со сцены. Стоит ли удивляться, что в какой-то момент лидера тольяттинцев – «Люка» – зрители подхватили и понесли по клубу? Это ли не правильный рок-концерт?
IV
Что: Рома ВПР и Фестиваль Всего на свете
Где: Machine Head
Когда: 30 января
Редкий гость наших обзоров – регги. Рома ВПР – один из тех музыкантов, кто действительно играет реггей, а не в стиле реггей – не сказать, чтобы частый гость нашего города, но, безусловно, с ним знаком. Харизматичный человек, раздающий коллегам забавные интервью и записывающий не банальные десятисекундные видеоприглашания на концерт со стандартными «Всем привет! Это <вставить имя>! Приходи <вставить число и время> в <вставить клуб>. Жду именно тебя!».
Искренняя качественная музыка, заставляющая людей улыбаться, и это правда – большего количества улыбок, расслабленных танцев я, кажется, не видел ни на одном другом музыкальном мероприятии.
Полновесный сет (двадцать одна песня) без перерыва, способность с пол-оборота завести зал, казалось бы, не прикладывая усилий. И это со стандартными пожеланиями «мира» и «почетухи»! Впрочем, как мне показалось, зал приходил уже подготовленный к этому: первые аккорды – и руки поднимаются вверх, а дреды начинают свой танец в воздухе. «Круто!!! Это реальная музыка, подача на уровне, слов нет...! Слушал, слушаю и буду! Спасибо за песни добра!!! One Love!» – напишет в группе мероприятия в соцсетях один из зрителей. Мне остается только согласиться, потому что это не тот концерт, где что-то можно выделять – он ровный в своем качестве от начала и до конца. Вам остается только поверить мне на слово.
Куда стоит сходить в феврале
2 – The Meantraitors в «Magic». Вход: 300 рублей.
4 – Malcolm Bruce, Will Johns (оба – Великобритания) и фестиваль «Songs of Cream» в «Machine Head». Вход: 500 рублей.
6 – 1. Bob Marley 70th BD Party в «Machine Head». Вход: 300 рублей. 2. Sabbath Inside (Black Sabbath tribute band) в «Harat’s Pub». Вход свободный.
7 – 1. Скамейка запасных, Ci(a)nid в «Honky Tonk». Вход: 150-250 рублей. 2. DJ Woof в «On Air». 2. Шиз-оркестр «Каша» в «Черчилле».
8 – 1. «Изморозь» в «Honky Tonk». Вход: 300-400 рублей. 2. «Хоть кого» в «Irish Papa’s Pub». Вход: 300-600 рублей.
9 – Nine Eleven (Франция) в Швейной фабрике. Вход: 200-250 рублей.
10 – Александр Розенбаум в Театре оперы и балета. Вход: 1000-4000 рублей.
14 – DJ Marybe в «Вертикали». Вход: 300 рублей. По клубной карте – бесплатно.
15 – Фестиваль «Желтая гора» в ФОК «Звездный». Хедлайнер: «Мураками». Вход: 500 рублей.
17 – 1. Леонид Агутин и Анжелика Варум в Цирке. Вход: 800-6000 рублей. Публичная лекция Андрей Сергеева о музыке Исландии в «New York Coffee». Вход: по тарифу кафе.
19 – 1. Kenny Washington (США) в «Черчилле». 2. Jose Luis Pardo (Аргентина) в «Machine Head». Вход: 400 рублей.
21 – 1. Iowa в «Amon-Ra». 2. Монгол Шуудан в «Machine Head». Вход: 400 рублей.
22 – Дидюля в Театре оперы и балета. Вход: 1000-2800 рублей.
25 – Ashowa (Норвегия) в «Варьете». Вход: 200-300 рублей.
27 – 1. «Операция Пластилин» в «Варьете». Вход: 300-400 рублей. 2. Рок-опера «Парфюмер» в Театре оперы и балета. Вход: 1500-3800 рублей.
28 – 1. Фестиваль джазовой музыки в «Jazz Bar». Вход: свободный. 2. Sage в «Beautiful».