Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым
Здесь куют металл, а здесь – нет
Группа: сборник
Альбом: Saratov Independent Music – 2014
Трек-лист:
CD 1:
1. Acoustic Dream – Of Flights and Falls
2. Radioaction – In Search
3. Dottz – Handicap
4. Отсчёт пошёл – Кумир
5. Mon Ami – Радиоволна
6. Пляски Святого Витта – Не доверяй
7. Фермер Джон – Бескрайние джунгли
8. Gonnalon – Time
9. Зелёный самолёт – Генерал
10. Trainspotting – Я буду жить
11. Spaceporn – Latitude
12. Кок Оду – Френсис (Клуб 27)
13. Harold T. Wilkins – Троянда
14. Проrockъ – Последние новости
15. Gamma Rays of the Sun – Exist
16. Angel’s Fault – Не звони
17. Glint Wein Street – Одинокий волк
18. Последняя звезда – Никогда
19. 13 a.m. – Ритм дождя
20. ЧердакЪ Ангела – РОК на века
21. Colt – И это было...
CD 2:
1. Druknroll – Saturnation
2. I the Suffering – Oblivion
3. Svartstorm – Проклятые
4. Demogorgoth – Anubis Gates (feat. Ира Сиденко)
5. Рви меха! – Речка
6. Badhead – We are Badhead
7. Metaphor of Life – Новый день
8. DomiNation – Без боли
9. We’re Here to Kill – Псы (feat. Олег Кирейчук)
10. ЖабЪ – Пиво тяжелее кваса
11. QuetzalQoatl – Kuklucan wasn’t returned
12. Экструдер – Рыцари свободы
13. Духи предков – Небесный кузнец
Как и в декабре, новинки в саратовской музыке продолжают появляться достаточно регулярно. Однако когда выходит очередной сборник Saratov Independent Music (SIM), то говорить нужно именно о нем – все-таки именно благодаря ему любой человек может понять примерное состояние рок-музыки в Саратове. Попытаемся и мы.
Но для начала о принципах комплектации дисков. Первое, что обращает на себя внимание, это сокращение числа треков. Если в предыдущие годы суммарное количество песен превышало четыре десятка, то в этот раз их меньше: на втором диске вместо привычных двадцати уже чертова дюжина. Правда, по забойности они могут дать фору первому – туда попали группы куда более тяжелые по формации, короче, метал. И это вторая особенность сборника за 2014 год – четкое разделение двух дисков по степени «тяжести», что даже отразилось, видимо, и на дизайне: первый CD – белого цвета, второй – черного. Да, нужно сделать оговорку: «забойность» – не значит «лучше». А теперь по порядку.
Открывает первый диск самая, пожалуй, неформатная песня – «Of Flights and Falls» фолк-рок-проекта Acoustic Dream. Полностью акустических рок-проектов в нашем городе, можно сказать, что и нет, поэтому группа по-своему уникальная. Вполне вероятно, что о грядущей дебютной пластинке мы еще поговорим, поэтому не будем забегать вперед и рассказывать, чем же еще интересен проект. Однако Acoustic Dream в качестве «открывашки» смотрятся почти возмутительно неожиданно. Странное решение, впрочем, хозяин – барин. Следом идет не менее странный трек «In Search» Radioaction – группы, которую сейчас хвалят в музыкальном сообществе Саратова и песней которой открывался второй диск прошлогоднего SIM. В этот раз они сделали своеобразный ход, предложив, видимо, свой самый далекий от рок-музыки трек с грядущего альбома. С юмором у ребят все в порядке, и логично, что эта песня станет лишним поводом поговорить о большой любви музыкантов к Depeche Mode. Самое же забавное заключается в том, что «In Search», будучи не совсем роковой композицией и, вполне вероятно, не самой хитовой песней у парней, на этом SIM’е выглядит фаворитом. Это не столько говорит об уровне сборника, сколько о крутости самих Radioaction.
В дальнейшем звучание SIM’а приобретает уже более традиционный рокерский дух, хотя игра на контрастах сохраняется, когда диаметрально противоположные по настроению песни могут соседствовать (особенно это касается ряда MonAmi– Пляски Святого Витта – Фермер Джон – Gonnalon – Зелёный самолёт). Однако такой дикий контраст даже добавляет своеобразную изюминку диску. Увы, но это в большей степени касается CD 1, потому что второй диск кажется монотонным.
Еще один любопытный момент – это выбор песен. Если вы не новички, у которых и профессиональных записей-то нет, то нужно с умом подойти к делу. На SIMе’ заметно, насколько разные подходы у музыкантов для презентации себя. Например, Radioaction, очевидно, грамотно подогревают интерес, выпуская очередную неальбомную версию нового хита; «Кок Оду», напротив, подогревать интерес ни к чему – альбом вышел, а вот показать то, что на нем могли и не заметить – а именно нетипичную для творчества панков минорную «Френсис (Клуб 27)» – можно. Функцию развеселого и экзотичного «Кок Оду» на SIM’е выполняет, скорее, вторая группа вокалиста – «Фермер Джон». Мэтры местной рок-сцены Gonnalon, напротив, решили извлечь из закромов старенькую, еще прошлого десятилетия «Time», которая, наконец, обрела студийное воплощение, впрочем, как показала презентация сборника в «Варьете», новый концертный вариант еще интересней, как и «Не доверяй» Плясок Святого Витта, достаточно неожиданно для меня мощно выступивших.
А вот с новичками не все так понятно. Опять-таки, на презентации сборника в «Варьете» и афтепати в «Machine Head» были сплошь «знакомые все лица», за исключением группы со странным названием «Отсчёт пошёл», для которых это вообще был первый концерт (!). Их, видимо, и надо считать открытием. И действительно, их «Кумир» звучит достаточно мощно. Смущает только одно, как было верно замечено на презентации, это – «верните мой 2007». Ну, или 2003. «Отсчёт пошёл» напоминает крепкую альтернативную группу начала прошлого десятилетия с вокалом в духе Лейна Стэйли из Alice in Chains. Хорошая боевая единица, но несколько запоздалая.
Увы, но это ощущение непрорыва не покидает при прослушивании дисков. Несмотря на то, что средний уровень качества записи и просто планка качества растет от года к году, SIM показывает, в первую очередь, то, что у нас не все плохо с рок-музыкой. Даже хорошо местами. Но именно – местами. Это бросается в глаза, точнее в уши, когда слушаешь второй диск: метала не то чтобы мало, а нет в нем разнообразия. Здесь не встретишь условный авангард-метал, зато витает в воздухе порядком надоевший пластмассовый дэткор. Здесь можно встретить чрезвычайно удачный трек Demogorgoth, одна проблема – примерно то же и лучше многие годы делают опальные в нашей стране Behemoth. Блистают Svartstorm, но и скука невольно находит – в рамках их жанра уже лет 10 точно ничего нового. И реинкарнация «Князя тьмы» явно не из тех, кто собирается менять ситуацию. Впрочем, это не застой конкретно саратовского метала и даже не застой метала российского. Просто тяжелая музыка сейчас находится в ступоре.
Стоит ли удивляться, что на таком невеселом фоне та же «Троянда» Harold T. Wilkins неожиданно выстреливает? Инди, но не совсем инди, да еще и, в случае этой песни, на украинском языке! Молодцы, удивили. И хотя к записи есть претензии, очевидно, что это новая кровь и проект, который на ближайшее время может стать одним из самых заметных в нашем городе. Благо, как можно судить по живым выступлениям, харизма вокалиста позволяет.
В общем, что такое SIM? Это сборник хорошо записанных песен самых разнообразных жанров рок-музыки. Что-то хорошо, что-то плохо. Это самое главное. SIM, независимо от строгости отбора, показывает истинный потенциал местной музыки. В категории «рок» она хорошая. Не очень прорывная. Но все-таки хорошая. SIM, в любом случае, честен и, что ни говори, полезен. Особенно для тех, кто уверен, что в Саратове ничего нет. В том числе и музыки.
Итоговая оценка: 5
Лучшие песни: Acoustic Dream – «Of Flights and Falls», Radioaction – «In Search», Пляски Святого Витта – «Не доверяй», Harold T. Wilkins – «Троянда», 13 a.m. – «Ритм дождя», Demogorgoth – «Anubis Gates», Рви меха! – Речка, Badhead – «We are Badhead».
Плюсы: очередной шаг вперед как для саратовских групп, так и для составителей сборника, много достойных коллективов, практически отсутствуют проходные треки.
Минусы: своеобразная расстановка композиций (можно как в «минус», так и в «плюсы» по желанию), отсутствие по-настоящему взрывных актуальных идей у саратовских рокеров (опять-таки, не столько минус, сколько констатация факта – едва ли в других регионах России лучше).