Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым

Минус два

Оценить

Видимо, без срывов концертов никуда. Сначала в «Варьете» отменили провокационных LittleBig. В группе мероприятия «Вконтакте» потенциальным зрителям объяснили, что решение приняли музыканты, посчитав, что было продано недостаточно билетов. Любопытно, что изначально музыканты говорили что им все равно, для кого выступать – для большого зала или группы из двух человек. К сожалению, в многострадальном «Варьете» не состоялся и концерт Кости Чалых, известного по выступлению в группах «7раса», «Мои ракеты вверх» и Sunsay. Впрочем, это не значит, что в декабре нечего было смотреть.

Концерт «Меджикул»I

Что: первый день открытия бара-ресторана «Вертикаль». Концерт «Меджикул».
Где: Вертикаль
Когда: 5 декабря

Только-только закончилась презентация нового альбома Dottz, и я уже бегу на открытие «Вертикали». Ну как «бегу»? Перехожу улицу: ведь «Вертикаль» и Leningrad Hall разделяет всего квартал. Где-то на середине пути мимо меня проносится машина, и в ней на полной громкости звучит главный хит Егора Крида «Самая самая». Забавно, подопечный Black Star Inc. как раз будет играть на следующий вечер в клубе ARS, и хотя на Егора я не собираюсь, меня этот факт почему-то радует.

Как обычно и бывает на таких мероприятиях, официальное время начала не соответствует реальному. Но оно в общем-то к лучшему, потому что есть возможность рассмотреть бар-ресторан и понять, права ли была в своих оценках Ангелина Черток. Мне-то сложно судить – сам я в «Вертикали», вернее, в «ppl bar», когда на этом месте был он, появлялся эпизодически и никогда вечером – а именно это время самое главное. Впрочем, может быть, это и дало мне в результате иммунитет от восторгов заведением – я его воспринимал спокойно. До того вечера.

В районе 23-х без длинных предисловий на сцену поднялись те, ради кого я и шел – питерцы «Меджикул». Не будем изобретать колесо, процитирую слова, которые нашел про них в интернете, все равно точнее не скажешь: «Группа «Меджикул» – новая сенсация, рожденная петербургской музыкальной революцией последних лет. «Меджикул» балансируют на острие самых актуальных стилей: NuDisco, Futurefunk, Neosoul – но при всей футуристичности саунда сохраняют неповторимую душевность, напоминающую о моутаунском ритм-н-блюзе 70-х».

О подобной музыке говорят «бальзам на душу», а наставники проекта «Голос» почти наверняка подразумевают именно такой саунд у артистов, которые должны очистить эстраду от разъедающей ее колхозной попсы. Шаг назад (культурная память) и два шага вперед (актуальность и чуткость к тенденциям). Главное, чтобы со временем увлечение ретро-тематикой не пересилило все остальное. Впрочем, это вопрос к вероятным последователям, а не к «Меджикул».

Публика вскоре разделяется на две группы: тех, кто танцует у сцены, и тех, кто предпочитает сидеть за столиками или у бара. Последних, как показалось, большинство. Вообще изначально было любопытно посмотреть, как будут зрители реагировать на живую музыку, ведь «ppl bar» делал ставку на диджеев, да и «Вертикаль», очевидно, последует примеру – шаг навстречу такому формату лично я могу только приветствовать.

Первый блин не вышел комом – качество звука было примерно таким же хорошим, как в On Air или в стейк-хаусе «Черчилль». Еще удивила сцена, вернее, то, как на ней расположились музыканты. Вечно обделяемый вниманием фотографов барабанщик находился на одной линии со всеми музыкантами и при этом сидел боком к залу (!). Необычно, но и неплохо. Еще – довольно сильно приглушенный свет, добавляющий обстановке интимность, столь, кстати, присущую музыке «Меджикул». А она лощеная, как и вся нынешняя музыка, стремящаяся заигрывать с ретро и при этом, что бывает реже, не скатывающаяся в банальность из-за посредственных текстов. Тексты же песен отлично сочетаются с поведением фронтмена – Олега Сапронова, внешне несерьезные, но обладающие той долей игривости, которая не позволяет соскользнуть в безвкусицу. Послушайте хотя бы «Марфу». В общем, стильно, модно, молодежно, как говорится, только без ироничного подтекста. Помимо «Марфы» «Меджикул» также порадовали каверами на 2Pac и Daft Punk. Сменивший их за диджейским пультом DJ Klim (он же Клим Кайнов – музыкальный директор «Вертикали») позже назовет «Меджикул» русским Daft Punk и будущим российской электроники. И, кажется, вполне заслуженно. Ну а сама «Вертикаль» сдала на «отлично» экзамен как потенциально интересная концертная площадка для живых выступлений.

«Шнурки»II

Что: «Шнурки»
Где: Leningrad Hall
Когда: 6 декабря

«Ух... Там столько народу собралось! Клуб лопнет сейчас», – с изумлением говорит молодой человек.

Курящий рядом тип пролетарской внешности в синей олимпийке недолго думает и выдает: «Любит наш народ всякое г...но!» – дословную цитату из одноименной песни группы «Ленинград». И сегодня этот «тип» на несколько часов перевоплотится в Сергея Шнурова, а его товарищи – в группу «Шнурки» – трибьют-бэнд знаменитых питерцев.

Я поднимаюсь в зал и начинаю оценивать «масштабы бедствия». Молодой человек не соврал – редко когда немаленький, но компактный ресторан так ломился от гостей – позже менеджер группы Лина Липкина озвучит цифру – 172 человека. Для Leningrad Hall, поверьте, это явный перебор. Кое-как продираюсь через толпу и вижу прифигивающую за столиком Ангелину, которая явно не привыкла к трэшу, угару и чаду кутежа и, совершенно очевидно, не собирается пробиваться к сцене. Забегая вперед, все-таки скажу, что и она потанцевать успела, потому что грех было бы усидеть на месте под «Шнурки».

Я, напротив, чувствовал себя в своей тарелке, даже когда с боем пробивался к сцене, чтобы в упор снимать со вспышкой – ни о какой возможности выбрать ракурс для съемки и речи шло: не заедут в объектив локтем – и на том спасибо.

Как и типичный саратовский трибьют-бэнд, «Шнурки» – это местная супергруппа, в составе которой много известных музыкантов: из «Нанты», «Метро», да и других популярных трибьют-бэндов: Tanz Deutch, Jaronimoquai, The Offspirt. Имениты и вокалисты: Шнура изображает Александр «Sad» Попов, а Юлию Коган и Алису Вокс-Бурмистрову – Ирина Moon. Александр – известная фигура в саратовской музыке – вокалист Tanz Deutch и Soliptic, записывает электронные альбомы под маркой Septem и весьма своеобразный, сильно напоминающий творчество группы «Кровосток», рэп как Alexandr Sad. В общем, универсал. Из совершенно иной среды пришла Ирина Moon, поющая в проекте Di Lana и тяготеющая скорее к поп- и клубной музыке. Девушка, как говорила Лина Липкина в СМИ, поначалу смущалась, но теперь обжилась и выдала все женские партии без запинки, словно бы абстрагируясь от присущей «Ленинграду» местами неприкрытой пошлости. А вот Sad оставил двоякое впечатление: было заметно, что тексты еще до конца не выучены, и иногда Александра надо было выручать. С другой стороны, это стопроцентное попадание в образ. И если Тиль Линдеманн из Rammstein у Попова получается своеобразный, то Сергей Шнуров – почти вылитая копия по голосу и характерным интонациям.

Три отделения и почти три десятка хитов от раннего творчества до совсем новых работ, казалось бы, должны были вымотать зрителей, но нет, даже после «Шнурков» поредевший зал еще продолжал танцевать – уже под песни, включенные клубом.

Ну что ж, начало для группы хорошее, начало удачное, главное теперь – понять, где играть.

Phil «Big Daddy Blues» SpeatIII

Что: Phil «Big Daddy Blues» Speat
Где: Machine Head
Когда: 17 декабря

Скажем прямо, Фил Спит, он же Большой Папочка Блюз, не просто большая, а огромная находка для фотографов. Вот и я шел не столько из-за любви к блюзу, и тем более к Филу, сколько потому, что понимал – за ним будет интересно наблюдать. Сиденье для большого мужчины появилось на сцене еще до того, как он взошел на нее. Первую песню Фил отсидел, и я уже было решил, что все будет статичным, а значит, скучноватым. Но ничего подобного – уже на второй песне мистер Спит совершает «хождение в народ», прогуливаясь по всему залу, подходя к столикам и знакомясь с людьми – в основном, с дамами. Большой Папочка обходится все эти минуты без микрофона – он ему попросту не нужен. «И так услышат, я – зычный», – мог бы он, наверное, сказать, если бы хорошо владел русским.

Привычку подходить и общаться с новыми знакомыми Фил не потеряет до конца концерта, хотя и злоупотреблять не будет – разговоры только в перерывах.

Фил вообще строг: думаю, аккомпанировавшие ему в тот вечер музыканты в какой-то момент могли почувствовать себя не в своей тарелке – уж больно часто блюзмен что-то им покрикивал. Судя по всему, просил ускорить и без того не сонный темп. А ведь аккомпанировали Филу известные саратовские музыканты из групп «Нанта», «З-Бэнд», Mr. Jules Band (от них, кстати, позже вечером споет вокалистка Юни Рамиакатрариву) – мягко говоря, не новички. «Стоп! – скажете вы. – Они, что, ради концерта выучили его песни наизусть?». Нет, конечно, нет – Большой Папочка пел стандарты, а стандарты всем известны: «Born in Chicago», «Before You Accuse Me», «Sweet Home Chicago» и многие другие хиты старой школы. Да не просто пел, а еще и кукарекал, совершал руками магические пассы не хуже Путина и, конечно, пускал в ход все богатство своей мимики. Парадокс, но даже при таком устрашающем арсенале, пожалуй, не апологет стиля Канзас Сити, а маленькая девочка у сцены стала главным героем вечера. Девочка сумела влюбить в себя всех, включая самого Фила, который даже предлагал ребенку сесть ему на коленки. Девочка не решилась, зато села рядом, а в конце концов даже пожала Большому Папочке руку.

«Вечер в стиле Ностальжи»IV

Что: «Вечер в стиле Ностальжи»
Где: Blues House
Когда: 28 декабря

Вы наверняка раз сто видели в фильмах такую ситуацию: заходит герой в какой-то бар/кафе/ресторан, а там неизвестный певец/певица/группа играет для трех с половиной человек. Притом часто музыкант интересный. Не сказать, чтобы история была сильно распространенная для Саратова, но изредка мне доводилось с ней сталкиваться. Например, когда я пришел незадолго до Нового года в Blues House. Пианист Сергей Демин играл для четырех (!) человек. В клубе в принципе было больше народу, но непосредственно в зале, перед сценой, находились четверо. Потом присоединились еще двое. Плюс я. Итого семеро.

Грустная ситуация, но отчасти даже объяснимая. На этот концерт я попал случайно – планировал пойти на Костю Чалых, но, как уже сказал ранее, не сумел – отменили. В предновогоднее время, понятно, не до концертов: многие музыканты задействованы на корпоративах, народ судорожно предпринимает последние попытки закупиться подешевле на праздник. И даже если концерт связан с новогодней тематикой, не факт, что народ на него повалит.

Строго говоря, «Вечер в стиле Ностальжи» вышел в итоге не совсем концертом. Немногочисленная публика не столько слушала, сколько общалась, сам Демин тоже был целиком погружен в свою музыку. Играл-то он хорошо – все-таки профессионал, и композиции были разнообразные: от американских стандартов и работ собственного сочинения до всем знакомых песен в необычной джазовой обработке («В лесу родилась елочка», «Маленькой елочке холодно зимой», «Огней так много золотых...») и саундтреков из фильмов («Криминальное чтиво», «Шербурские зонтики»). Но для кого?

После концерта я пообщался с Сергеем, но он, вопреки моим ожиданиям, ни капли не расстроился: «Для такой обстановки и для такого заведения это нормальное явление. Моя задача – не мешать зрителю, дать спокойно посидеть, пообщаться».

После Сергея на сцену вышли в неполном составе Jenny Jam, исполнившие пару любопытных каверов с импровизациями – на «Sunny» и «Hit the Road Jack». Вышло озорно и любопытно. А я после этого пошел домой. Вот так завершился мой концертный год.

Куда стоит сходить в январе

3 – 1. D’Maselle в «On Air». 2. «Домушник для своих» в «Blues House». Вход: свободный.

4 – Tribute to Michael Jackson/Дмитрий Ежов в «Джентльменах удачи». Вход: 200 рублей.

5 – Сергей Аксенов в «Honky Tonk». Вход: 200 рублей.

6 – Публичная лекция Андрея Сергеева о современных черно-белых клипах в «New York Coffee». Оплата по тарифу кафе.

7 – Indeterminable в «Honky Tonk». Вход: 150 рублей.

9 – Валентин «Джек» Сохорев (группа «Медведь Шатунъ») в «Honky Tonk». Вход: 200 рублей.

10 – Презентация сборника «Saratov Independent Music» (SIM) в «Варьете». Вход: 200 рублей.

11 – 13/3VII в «Honky Tonk».

15 – Homie в «Redbar». Вход: 500-1000 рублей.

17 – Навиоль в «Blues House». Вход: 250 рублей.

18 – Дима Карташов в «ARS».

24 – Atmospheric Session (experimental music party) в «Machine Head».

26 – Евгений Дятлов в Театре драмы. Вход: 800-3500 рублей.

30 – Рома ВПР и Фестиваль всего на свете в «Machine Head». Вход: 400-500 рублей.

31 – Vanilla Sky (Италия) в «Варьете». Вход: 500-700 рублей.