Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым

Стандартны и прогнозируемы? А вот и нет

Оценить

У нас то густо, то пусто: либо никто не выпускает альбомы, кроме стахановцев «Зомби Утёсов», либо выпускают в таком количестве, что просто девать некуда. Так, например, в ноябре подготовили новые работы «Кок Оду», Dottz, Trainspotting, Скипетр и проект So Souls Become Stars, который стоит особняком от всех остальных, поскольку играет очень зловещую электронную музыку, в которой совмещаются индастриэл, дарк эмбиент и другие специфические «темные» жанры. Но о проекте Дмитрия Щукина поговорим как-нибудь в другой раз, а сегодня речь о новинках, вышедших с разницей в день – новых альбомах пост-рокеров Dottz и банана-панкеров «Кок Оду».

DottzГруппа: Dottz

Альбом: Captain Snail

Трек-лист:
Handicap
Captain Snail
Shezade
Push-Up
Torpor
Lite

С пост-роком Саратову как-то не повезло: на весь город команд подобной формации у нас всего две и одна из них – Dottz. Но дело даже не в этом, просто пост-рок находится сейчас в не самом завидном положении: с одной стороны, он по-прежнему моден, пускай и не у широких масс, с другой стороны, жанр находится на перепутье: либо продолжать развивать изначально здравые мысли, пытаясь преодолеть рок-музыку за счет освоения новых пространств, либо окончательно отказаться от новаторских замыслов и погрузиться в пучину копирования лидеров типа Mogwai или God is an Astronaut. Если Dottz хотят не просто выпустить пластинку, а оставаться в обойме и рассчитывать на нечто большее, чем просто именоваться «пост-рок из Саратова» и «разогревать» редких гостей подобной формации, то им необходимо все это учитывать.

DottzСчитайте, что я сплевываю, потому что пока им это удается, притом удается на грани. В сущности, для фанов жанра «Captain Snail» ничего нового не скажет – здесь попросту нет новых горизонтов, и даже отказ от присутствовавшего ранее эпизодически вокала только подтверждает наметившуюся давно тенденцию жанра. То есть вроде как Dottz вполне стандартны и прогнозируемы? А вот и нет. Почему? Потому что тенденции тенденциями, а помимо нестандартных ходов важно еще и банально композиторское мастерство. Не секрет, что пост-рок для неофита может показаться скучным и тягомотным жанром, в котором эксплуатируют до посинения тремоло и другие набившие оскомину эффекты. А всего этого у Dottz, как ни странно, практически нет, зато есть своя фишка – восточный мелодизм, который изредка прорывается, особенно в самой удачной композиции альбома – «Shezade», плюс интересные гитарные ходы, из которых можно набрать потенциальных соляков на несколько альбомов условной метал-команды. «Captain Snail» – очень ровный и крепкий материал, за который однозначно не будет стыдно и перед специалистами в жанре. Не более, но и не менее.

Итоговая оценка: скорее 5, чем 4.
Лучшие песни: «Shezade», «Push-Up».
Плюсы: грамотные аранжировки, хитовость, качественная запись.
Минусы: отсутствие новых идей, что все-таки принципиально важно для такого условно прогрессивного жанра как пост-рок.

Кок ОдуГруппа: Кок Оду

Альбом: Вверх палец!

Трек-лист:
Эти рокеры
Моя Цыгания
Человек, который светится
День святого Патрика
Самба для Алёны
Шар земной
Наш Harat’s Pub
Фрэнсис (Клуб 27)
Кельтская боевая
Леди Ляга
Танец бурбы-сауль feat. Los de Abajo
Рок-н-ролл

Все течет, все меняется. Ныне «Кок Оду» уже не российско-гвинейская банана-панк-группа, что бы ни твердила википедия. Меняется география коллектива, постепенно смещаясь то в Латинскую Америку, то в Ирландию, которая, по правде говоря, уже набила оскомину, вернее, не она, а плодящиеся как грибы после дождя коллективы с «кельтской» музыкой. Латиноамериканское вторжение тоже, конечно, сейчас чувствуется, но, во всяком случае, у «Кок Оду» эти моменты выглядят качественно, благо, в роли помощников выступают не последние люди – известная мексиканская группа Los de Abajo, спевшая в акустической версии с «Кок Оду» «Танец бурбы-сауль» («тяжелая» версия была на прошлогоднем альбоме «Новая Гвинея»). Другой момент, как верно заметил в своей рецензии Кирилл Захаров – это все больший уход от панка. Да, элементы этой музыки все еще ощущаются у «Кок Оду», но все меньше и меньше. Припанкованный оптимистический поп-рок – так, возможно, было бы правильней.

Кок ОдуА вот что еще нельзя не заметить – это почти полный отказ от привычной развеселому Вадиму «Обезьяну» Туватину тематики зверей-людей, прямо как по басням Крылова. Единственная попытка вернуться к излюбленной теме – это стебовая «Леди Ляга». Ляга – это и лягушка, и девушка, и Леди Гага, как несложно догадаться. Короче, «смешались в кучу кони, люди...» И, кстати, это не единственный пример выбивающейся из общего ряда песни – к ним можно отнести и «Мою Цыганию». Что ж, освоение новых просторов не может не приветствоваться, тем более что песня стала одним из главных хитов альбома.

Парадокс, но несмотря на известные проблемы со сменой состава, скорострельностью новой пластинки при существенных изменениях в концепции группы, «Вверх палец!» совершенно не выглядит слабой работой, как обычно бывает у переходных альбомов, к каким пятая пластинка коллектива, видимо, будет относиться впоследствии. Напротив, возможно, это даже лучшее, что «Кок Оду» создали. Так что палец вверх (название взято из припева «Танца бурбы-сауль») смело можно ставить.

Итоговая оценка: и снова скорее 5, чем 4.
Лучшие песни: «Танец бурбы-сауль», «Моя Цыгания».
Плюсы: грамотно составленный трек-лист, поиск новых идей, безудержный оптимизм (не считая песни «Фрэнсис»), который делает такой же яркой и музыку.
Минусы: некоторая неровность, характерная для переходного альбома.

Фото из личного архива и тематических групп в vk.com