Неизвестный сериал

Игры с человейником

Оценить
Игры с человейником

Завершена вторая серия опытов Стивена Кинга над людьми-букашками

Телесериал «Под куполом» (Under the Dome), США, 2013 – 2014.
Авторы идеи: Стивен Кинг и Брайан К. Вон (по мотивам одноименного романа Стивена Кинга).
Звезды: Майкл Фогель («Монстро»), Рашель Лефевр (сериал «Юристы Бостона»), Дин Норрис («Маленькая мисс Счастье», сериал «Во все тяжкие»), Джефф Фэйи («Газонокосильщик»), Саманта Мэтис (сериал «Остаться в живых»), Леон Риппи (сериал «Воздействие»), Дуайт Йокам («Адреналин», «Три могилы»), Карла Кроум (сериал «Плохие»), Бретт Каллен (сериалы «Огни ночной пятницы», «В поле зрения»).
Жанр: научная фантастика с элементами мелодрамы, детектива и психологического триллера.
Продолжительность: 2 полных сезона; заказан 3-й сезон.
Мой рейтинг: 8 из 10.

Маленький мальчик решил наблюдать за муравейником. Но чтобы насекомые не стали расползаться, ребенок накрыл муравейник большой стеклянной банкой. Теперь насекомые оказались взаперти и не поймут, отчего вдруг окружающий воздух стал непроницаемой твердью, а экспериментатор смотрит сверху на дело рук своих. Он – бог для этих насекомых: может отпустить их, может погубить, может направить на банку яркий луч фонаря (и внутри станет ослепительно светло), а может закрыть банку куском материи (и внутри станет темно, как в гробу). Теперь замените банку огромным непроницаемым куполом, вроде силового поля, пацана – неземными силами, а муравьев – жителями американского городка Честерс-Миллз в штате Мэн, и вы получите сюжет сериала.

Фантастика переплетается здесь с политикой, робинзонада с детективом. Пока два главных харизматика – бывший солдат Дейл Барбара по прозвищу «Барби» (Майкл Фогель) и член городского совета Джеймс Ренни по прозвищу «Большой Джим» (Дин Норрис) – будут выяснять отношения друг с другом, то сходясь в поединке, то заключая перемирие, несколько подростков Честерс-Миллза попытаются понять алгоритмы «поведения» купола, а редактор городской газеты Джулия Шамуэй (Рашель Лефевр) сумеет даже выйти на контакт с теми, кто управляет экспериментом, но не сможет разобраться в их мотивах...

Сериал «Под куполом» снят по одноименному роману живого классика жанров Science Fiction & Fantasy Стивена Кинга, а в качестве продюсера выступил его не менее легендарный тезка Стивен Спилберг. Тысячестраничная эпопея – быть может, не самое яркое и динамичное из сочинений мэтра, но уже со второй половины повествование набирает обороты и захватывает читателя. В свою очередь, сериал – очень качественная теледрама с хорошими актерскими работами, бодрым темпом, отличными спецэффектами (бедную корову, разрезанную куполом надвое, забыть невозможно) и впечатляющим начальным рейтингом; и даже если бы его не было, Under the Dome уже окупил затраты на производство и вышел на прибыль за счет продажи прав на показ в других странах. И все-таки сериал отличается от романа – не в лучшую сторону.

Сценарист первого сезона Брайан К. Вон использовал лишь основной сюжетный посыл романа (купол) и часть основных персонажей: у некоторых остались в неприкосновенности имена и внешность, но внутренний мир претерпел метаморфозы. Зрителя, который все же рискнул прочесть книгу заранее, не покидает ощущение, что прежде связок с романом было больше и сценарий трансформировался на ходу, по ходу съемок – примерно так грамотный портной подгоняет костюм прямо на клиенте. Лишь этим можно, например, объяснить превращения сына Большого Джима, Ренни-младшего (Алекс Кох). И в книге, и первых эпизодах сериала Младший выглядит психопатом, агрессивным и опасным. Однако в романе рисунок роли неизменен вплоть до финала, а в сериале уже к середине первого телесезона концепция резко меняется. И тотчас же молодой человек теряет черты злодея: вместо упертости маньяка появляется романтическая одержимость влюбленного, а во втором сезоне нет и одержимости – персонаж становится однозначно положительным, почти образцовым.

Кстати, и Ренни-старший шарахается из стороны в сторону. У Стивена Кинга в беллетристике добро и зло обычно разведено по полюсам. Сериальный сценарист Брайан К. Вон младше Кинга на три десятка лет, и ему, наоборот, интересно встраивать образ

Большого Джима в ряд нынешних «амбивалентных» телеперсонажей. Порой кажется, что актер Дин Норрис, только что изобразивший «положительного» борца с наркомафией в сериале «Во все тяжкие», не стремится выбраться из шкуры копа Хэнка Шредера, а сценарист сознательно потакает ему, нагружая кинговского Негодяя Негодяича рефлексией и чуть ли не рудиментами благородства. И лишь тогда, когда сюжет начинает тормозить или когда протагонисту Дейлу Барбаре в Честерс-Миллзе не хватает антагониста, сценаристы вновь «включают» мерзавца – и Большой Джим начинает опять совершать злодейства, причем чаще всего немотивированные.

Сам Кинг, по-детски увлеченный этим сериалом (он даже снялся в коротеньком камэо), с самого начала объявил, что он-де доволен экранизаторами и что все переделки фабулы осуществлены с его личного благословения. А во втором сезоне и сам присоединился к сценарной группе. И поскольку романисту дважды входить в одну реку скучно, он с удовольствием стал переделывать собственное творение – отчего ощущение импровизации только усилилось, а герои все больше стали терять индивидуальные черты и походить на марионеток; особенно не повезло учительнице Ребекке Пайн (Карла Кроум), которая, по воле авторов, то лелеет поистине чудовищные замыслы, а то вдруг творит чистое добро – и в итоге погибает из-за своего милосердия именно в тот момент, когда Большому Джиму предстоит окончательно занять нишу плохиша...

Между романом и сериалом есть еще одно и, пожалуй, наиболее принципиальное несовпадение. Дело в том, что Кинг-прозаик почти до самого финала держит главную интригу – инопланетную природу купола, а сценаристы (включая и Кинга-сценариста) раскрывают карты почти сразу. И понятно почему. Если в романе повествуется о том, каким образом поведут себя самые обычные американцы в необычайных обстоятельствах, то в сериале каждая новая серия добавляет к причудам купола еще больше фантастических нюансов. Во втором сезоне Кинг, похоже, не прочь даже позаимствовать пару сюжетных поворотов из своего же параллельного телепроекта – сериала «Хэйвен» (материализация гостьи из прошлого).

Конечно, чудо-купол – сам по себе затейливый гаджет, который в любой момент может выдать сюрприз и подтолкнуть фабулу в каком угодно направлении. Любая новация, любая катастрофа (равно как и избавление от катастрофы) – всё почти мгновенно. Поскольку купол человеческой логике неподвластен, авторам легко: не надо всякий раз ломать голову над мотивировками метаморфоз. Однако эта легкость таит и опасность немалую: постоянный фактор «бога из машины» оттесняет людей на роль статистов и снижает интерес к чисто человеческим конфликтам. Во втором сезоне жестяной привкус компьютерного квеста становится все сильнее. В мире, где нет ограничений для воображения и потому возможно всё (включая нуль-транспортировку, перемещение во времени, предвидение будущего и воскрешение мертвецов), нет места и для сильных эмоций. Психологию вытесняет машинерия. Когда купол играет с людьми, а сценаристы играют с куполом, опасность заиграться резко возрастает. В конце второго сезона жителей Честерс-Миллза как будто удалось вывести из-под купола. Но вот только куда их приведет фантазия авторов сериала, не может предугадать никто.