Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым

Память о том, чего не было

Оценить

«К морю синему поскорей неси меня,
поскорей неси меня, синяя вода»
(ВИА «Волна» – «Синяя вода»)

Группа: ВИА «Волна»

ВИА «Волна»Альбом: ВИА «Волна»

Трек-лист:
1967

Гонки
Моя радуга
Второй день
Песня о далеко ушедшем времени
Синяя вода
Когда ты проснешься
Звучащие сны
Девочка психоделия
Вельветовая волна
Мы будем вместе
Проводница радости
Эхо

Пушкин когда-то писал: «Мы ленивы и нелюбопытны». Да, та фраза была сказана по конкретному поводу – в связи с гибелью Грибоедова, но постепенно стала употребляться вне контекста. Вне контекста и я сейчас ее повторю. Живя в Саратове, мы многого не замечаем. Например, многие ли знают, что на улице Гоголя есть здание, колонна которого напоминает перевернутую бутылку? А вот на «Ленте» знают. И это единственное сооружение из России, не считая знаменитого дома-яйца в районе Чистых прудов, которое попало в этот список «съедобных» зданий.

Многие ли из вас знают про ВИА «Волна»? Боюсь, что нет – в официальной группе «В контакте» на момент написания этой статьи было 135 человек. Негусто, прямо скажем. А ведь про коллектив некогда писало одно из самых авторитетных изданий России – «Афиша». Многие ли местные артисты могут похвастаться тем же? Про кого попало писать в этом журнале не будут. ВИА «Волна» – тоже проект не проходной.

По сути, здесь можно было бы оставить обзор Фелиска Сандалова и больше ничего не писать – все и так сказано со знанием дела. И все же: прошло два года, вышел одноименный группе дебютник, да и вообще время вносит коррективы. Уж кому как не ВИА «Волна» об этом знать. Но об этом чуть позже, а пока про то, что представляет собой вокально-инструментальный ансамбль.

Этот проект появился не вчера. Лидер коллектива – Барсук Грол – рассказывает, что альбом записывался на протяжении пяти лет, собственно, столько лет и самой «Волне» (в старой заброшенной группе проекта в соцсетях легенда гласит: «Идея и образ ВИА пришла Бр Гр летом 2009 года, когда, странствуя по стране перехожим каликом, он набрел на город Смоленск, где он отведал истину плавленого сырка «Волна»). Тем не менее последние два года от проекта не было вестей – до выхода альбома последние записи в соцсетях датировались 2012 годом, хотя на эксцентричный сборник местного неформата – «Саратов Экспресс» – попал один из их треков. Короче, следует ли это считать перезапуском «Волны»? «Проект продолжал существовать эти пять лет в той или иной форме, поскольку как такового постоянного состава, постоянных репетиций не было никогда, – рассказывает Барсук Грол. – Ансамбль возникал, когда была в этом необходимость, например концерт. То есть этот год полной бездеятельности – это просто год без состава. Однако идеи и какие-то записи делались и тогда».

А что, собственно, с творчеством? Описание в старой группе гласило, что «ВИА «Волна» играет неопределенную музыку. Тут вам и психоделия, и советские штуки, и западные, и «Аквариум», и Егор Летов, и всё вместе и сразу». Конкретнее выражается Сандалов: «Вопреки блестящей псевдосоветской обертке, без кивков в сторону зарубежных коллег не обойдешься – «Волна» гонит мечтательный психоделический серф, которого пруд-пруди на мелких американских лейблах, а у нас покамест нет вовсе. Задача благородная – миф о советской школе легкой музыки напрашивается на вольный пересказ, да и опереться в этом деле на лучшие образчики западного лизергинового попа ничуть не зазорно».

То есть, спросите вы, эта музыка – ретро, что-то вроде попытки напомнить о том, чего у нас на самом деле никогда не было? А если так, то следом возникает другой вопрос: эстетика 60-х у ВИА «Волна» – это самоцель, выдвижение формы впереди содержания? Ответ мне дает сам Барсук Грол: «Это, что называется, и форма, и содержание. Это то, чего не только у нас не было, но не было вообще, если говорить о советско-российской музыке в едином ключе. Это, можно сказать, инди, которое имеет иные корни, с одной стороны, очевидно, советские, а с другой – те корни из музыки 60-х, которые в нашей стране по непонятным причинам не прижились. Например, «Бич Бойз», Лав. Но это не то чтобы удивительно, ведь сама советская музыка 60-х испытывала на себе много заимствований от тех, кого сейчас не помнят вовсе. Однако они присутствуют в каких-то наших корнях, бессознательно. Скажем, задолго до известных шлягеров Челентано и Тото Кутуньо у нас любили других итальянцев – например, Marino Marini, которые по популярности могли сравниться с «Битлз». В 60-е мы как никогда до и никогда после в популярной музыке были близки к общему мировому процессу. Это вообще удивительное время, 60-е». Чем? «На этот вопрос невозможно ответить кратко, потому что будешь тянуть за одну ниточку и вытащишь всё вообще».

ВИА «Волна», кажется, действительно выныривает из той музыки, что исполнялась, страшно сказать, уже полвека назад (альбом неспроста открывается песней «1967»). Плоть от плоти, дух от духа то время, хотя ни самого Барсука Грола, ни, полагаю, других участников коллектива на тот момент не было даже в проекте. Ретро никогда не уходит из моды, однако если сейчас, очевидно, наблюдается явный интерес к 80-м и 90-м, то более ранняя музыка, во всяком случае зачастую, воспринимается как архаика или как то, что можно и даже нужно обыгрывать в ироничном ключе (как тут не вспомнить прогремевших с «Женщиной» Dzierzynski Bitz?). Совсем иначе у ВИА «Волна», которые «реконструируют» музыку 50-летней давности, вполне явно осознавая скрытые в ней глубины, понимая особенности мелодизма того периода и его эстетику. Но это и не банальная игра в воспроизведение, в фанатскую эдакую кавер-группу без каверов. Все глубже: это не просто реконструкция, но еще и достраивание, попытка привести к общему знаменателю те процессы, которые были в нашей и мировой музыке десятки лет назад. В этом плане ВИА «Волна» является не просто музыкальной группой, а культурным проектом, который ценен уже сейчас хотя бы за попытку взглянуть без иронии, но с теплотой на те вещи. Взгляд Барсука Грола во многом исследовательский: вероятно, по этой причине альбом с казалось бы незатейливыми песнями так долго записывался. Однако результат радует: начиная от обложки, на которой Консерватория соседствует с летучими рыбами, заканчивая хорошей музыкой, записанной в правильном качестве: битрейт – 192 кбит/с. Флака в 60-е не было.

Итоговая оценка: 5. Безусловно, не главный релиз года, однако имеет все шансы быть замеченным отечественными меломанами, интересующимися андеграундом.

Лучшие песни: «Моя радуга», «Синяя вода», «Девочка психоделия»

Плюсы: легкость восприятия независимо от жанровых предпочтений.

Минусы: в общем-то, нет. Даже плохое качество звука нельзя сюда отнести – в 60-е оно было не лучше.

Познакомиться с музыкой проекта можно на https://vk.com/club7587651