Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым

Я – не то, что вы обо мне думаете

Оценить

Жанровая принадлежность, заимствованные мелодии, рассуждения о целевой аудитории – если вы хотите испортить отношения с музыкантами, то начните спорить с ними об этом. Однако привычка загонять все в рамки, проводить классификации и находить неожиданные аналогии – это, в свою очередь, необходимость или бич журналистов и критиков. В этот раз речь пойдет о тех группах, для которых вопрос о границах и рамках чрезвычайно важен.

I

Comic Jazz BabelЧто: Comic Jazz Babel
Где: «Leningrad Hall»
Когда: 2 октября

Расписывать, кто такой Василий Уриевский, нет смысла – и так все знают. Более того, ни секунды не сомневаюсь, что многие зрители шли на Comic Jazz Babel именно ради него. Тем не менее, CJB сам по себе проект интересный и состоит из профессионалов, которые что угодно могут сыграть – только напойте мелодию.

Василий с ходу принимает на себя функции не просто певца, но и конферансье (весьма успешно, надо заметить). Развлекуха, но, что самое забавное, в этих небольших монологах Василий рассказывает о творческих принципах: мол, да, очень похоже на то, что делает свинговый стебщик Ричард Чиз, который не гнушается перепевать и System of a Down, и Korn, но у нас свой подход, мы – это коллективный русский Ричард Чиз, который переигрывает всем прекрасно известные популярные русские песни, но, может, лучше было бы, если бы эти песни забылись. Да и вообще, это не столько каверы, сколько «каверканье» (так и сказал).

Василия можно понять, вернее, сложно с ним не согласиться: если CJB берут песню Аллегровой, Стаса Михайлова или Газманова, то ждать банального пересказа не стоит, поменяется все: ритм, структура, мелодии, иногда даже текст. Здесь «Малинки» Жанны Фриске и «Дискотеки Авария» превращаются в медляк с неожиданной концовкой, когда «лирический герой» узнает, что гуляет с мужчиной.

Напротив, меланхоличная «Вахтерам» Бумбокса становится отвязной плясовой шизофреника, который путает вахтеров с шахтерами, а потом, заикаясь, вдруг начинает петь «Прасковью» Uma2rman. В Hi-Fi’евский «Седьмой лепесток» вплетается «Я куплю тебе дом» «Лесоповала». Иногда бывает и откровенное хулиганство: так, например, Василий может спеть главный хит Александра Рыбака «Fairytale» сразу после слов «ты рыбачка, я – рыбак…». Словно предчувствуя грядущие сравнения, Василий сам отвечает на вопрос: да, при желании можно найти нечто похожее, тот же самарский шиз-оркестр «Каша», выступавший, к слову, через полмесяца в нашем городе. Да и не только их. CJB не играли перед публикой давно: в какой-то момент Василий, как и его коллеги, переключился на другое – за это время и выросли в России местные Ричарды Чизы. Однако, без лишнего пафоса, возрождение CJB – это очень приятное событие, возможно, даже главное музыкальное событие осени. И то, что «комический джаз» будет теперь регулярно звучать в «Leningrad Hall» – очень хорошо.

II

Scream Inc.Что: Scream Inc.
Где: «Harat’s Pub»
Когда: 17 октября

С украинцами Scream Inc. вышла забавная история: изначально они должны были выступать в клубе «Gatsby». Прямо скажем: как место дислокации, так и цены удивляли. Во-первых, «Gatsby» все-таки с рок-музыкой особо не ассоциируется. Впрочем, кому какая разница, одна из главных рэп-звезд – Oxxxymiron отыграл в рок-клубе «Варьете» и ничего.

А вот что удивляло куда больше – это цены на билеты. А они были следующие: танцпол – 900 рублей, место за столиком – 2500 рублей. Нехило. Обычно столько берут за достаточно известных в России артистов, не топ-уровня, может быть, но и не за новичков. А кто такие Scream Inc.? А Scream Inc. – это единственный официальный трибьют-бэнд Metallica в СНГ. То бишь их уровень мастерства настолько высок, что позволяет практически забыть, что поет за микрофонной стойкой не Джеймс Хэтфилд, соляки выдает не Кирк Хэмметт, яростно стучит не Ларс Ульрих, да и басист не ходит крабом по сцене, как Роберт Трухильо. И все же Scream Inc. – это не «Метла», цены были, прямо скажем, завышены.

Однако концерт в «Gatsby» не состоялся: практически за месяц до обозначенной даты организаторы сообщили, что по техническим причинам Scream Inc. не выступят. Как обычно, у потенциальных зрителей были свои версии – от вполне логичной «не окупилось бы за такие деньги» до шизоидно-конспирологической «по политическим причинам: группа же с Украины». Кстати, сами музыканты, когда я попытался их расспросить об этом, сказали, что не в курсе ситуации.

Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: 17 октября группа все-таки выступила, но уже в другом месте – в «Harat’s Pub» – наверное, самом подходящем для подобной музыки заведении, потому что где звучать трэшу как не в пабе? А если учесть, что концерты там бесплатны, то, можно сказать, всем меломанам был сделан подарок.

Я не буду подробно останавливаться на самом выступлении: читатель и без меня может догадаться, что клуб был забит под завязку; что у сцены толпились крупные мужчины с вместительными животами для пенного напитка; что под конец был слэм; что прозвучали практически все самые главные хиты группы типа «One», «Nothing Else Matters», «Master of Puppets», «Welcome Home (Sanitarium)»; что по звучанию и подаче Scream Inc. действительно достойны звания официального трибьют-бэнда, разве что тембр Макса Розкрута не совсем совпадает с хэтфилдовским, что, впрочем, искупается умением один в один снимать характерные интонации и манеру пения Батьки.

В общем, идеальный трэш-концерт с закономерным итогом: кто-то пролил жидкость на аппаратуру, из-за чего последний кавер вышел полуакустическим – с ударными и басом.

После концерта я пообщался с Андреем и Михаилом – барабанщиком и лид-гитаристом группы. Выяснилось, что приехали ребята не совсем здоровые – где-то в дороге (Саратов – 23-й город в туре) они отравились. Поговорили и про музыку. Оказалось, что Scream Inc. – единственный музыкальный проект для всех участников, более того, они все-таки умудряются зарабатывать на нем деньги, хотя, понятное дело, не шикуют. «Harat’s Pub» – не самая большая, но и не самая маленькая площадка, на которой им приходилось выступать. Среди известных: «Teleclub» (Екатеринбург) и «Главclub» (Москва), в котором и закончился их тур.

III

Around the World in 80 DaysЧто: Around the World in 80 Days
Где: «Leningrad Hall»
Когда: 25 октября

Первое и самое главное – Around the World in 80 Days стали для меня самой лаконичной группой на свете – тут даже Motorama им проигрывает. Оно и не удивительно: до выхода на бис ребята не проронили ни одного слова – элементарно рты были заклеены. Такая фишка у группы. Меня это, впрочем, не смутило: играют-то уроженцы Екатеринбурга пост-рок в его нынешнем виде – с обилием и порой даже доминированием электроники и полным отсутствием вокала. Только инструментал, традиционный звон тремоло и атмосфера. Атмосфера, надо сказать, трудноопределимая, потому что начисто лишена установки на конкретный визуальный образ. Частенько бывает, что слушаешь подобную музыку и сразу понимаешь: ага, вот это звучит как океан, а вот этот звук вызывает ассоциации с бесконечностью космоса. Всего этого напрочь лишен проект и, по словам участников, так и должно быть: куда больше их волнует эмоциональная передача. А эмоции… У каждого они свои и в разные цвета выкрашены. В общем, чтобы лучше разобраться, я пообщался с музыкантами после концерта.

Выяснилось, что они не очень любят, когда их относят к пост-року. Хоть и границ у этого течения музыки (именно течения, не жанра, на мой взгляд) практически нет, им все равно в нем тесно. Когда я спрашиваю про заклеенные скотчем рты, является ли это концепцией и высказыванием об отсутствии голоса в пост-роке, оказывается, что и здесь я намудрил, хотя ребята отдают себе отчет в том, что большинство считывает этот жест так же. Оказывается, все проще: «Мы просто говорим с помощью музыки». Интересна интерпретация и про эмоции, а не визуальные образы: «Композиции, конечно, должны вызывать чувства, но очень непонятные. Не должно быть ни добра, ни зла. Что-то среднее, бесполое и недосказанное…» (Константин Овчинников – барабанщик).

Музыка Around the Worldin 80 Days хорошо воплощает постмодерн со всей его интертекстуальностью и принципиальным уходом от конкретики. В некотором роде это даже отсутствие высказывания. Но отсутствие высказывания – это тоже высказывание, как ни смотри.

IV

Billy’s BandЧто: Billy’s Band
Где: «Черчилль»
Когда: 29 октября

Billy’s Band, кажется, могли бы называться брендом стейк-хауса «Черчилль», если бы кому-то вдруг пришла в голову идея заняться поисками соответствующего коллектива – питерцы не раз играли на Вавилова. Впрочем, конечно, не музыка должна быть для заведения, а заведение для музыки.

Billy’s Band, если кто-то вдруг не знает или не помнит – это знаменитый «романтический алкоджаз», который включает в себя, помимо собственно джаза, черты рока и блюза со свингом. Алкогольные пары витают в их музыке и в походке баяниста Антона Матезиуса, но витает в музыке и щемящая душу тоска.

Billy’s Band могут предлагать и «Оторваться по-питерски» (собственно, один из главных хитов), а могут и горько констатировать, что «жизнь когда-нибудь наладится… где-нибудь… как-нибудь. А пока – некуда» (чудесная «Некуда», которая на концерте не прозвучала).

Тем не менее, по привычке питерцев относят скорее к веселым и буйным. Эксцентричный Билли Новик говорит между песнями хриплым голосом: «Чо таить? Многие люди считают, что Billy’sBand – это «Оторвемся по-питерски». Это, конечно, так, но бывают такие осенние ночи, когда начинает казаться, что Billy’sBand– это… (театральная пауза перед пафосным выкриком) Billy’sBand – это все-таки короли медляков!»

А еще Билли долго и весьма своеобразно рекламировал фирменные значки группы, предупреждая, что недавно обнаружились «вредные» последствия их ношения: возвращение в семью, выведение из запоя. «Подумайте, нужно ли вам это», – под взрыв хохота констатирует Билли. После чего исполняет «песню из неприятных», «из темы про невозвращенство». Все ее знают – Billy’s Band начинают играть знаменитую «Песню Чебурашки». Смешно? Да тоже ведь смех сквозь слезы.

Куда стоит сходить в ноябре

2 ноября – 1. Июльские дни и Boys Who Cried «Wolves!» «Leningrad Hall». Вход: 150 рублей. 2. Spiritual Seasons (Украина) в «Harat’s Pub». Вход свободный. 3. Открытие обновленного «Machine Head» с участием саратовских групп. Вход свободный. 4. Anacondaz в «On Air». Вход: 700-1200 рублей.

3 ноября – Алессандро Сафина (Италия) в Театре оперы и балета. Вход: 1000-7500 рублей.

7 ноября – 1. Валентин Стрыкало в «Варьете». Вход: 600-1000 рублей. 2. Offspring cover party в «Harat’s Pub». Вход свободный.

8 ноября – 1. Schokk (Германия) в «On Air». Вход: 600-1500 рублей. 2. «Конец фильма» в «Черчилле». 2. DJ Riga в «АРС». Вход девушкам свободный.

10 ноября – 1. The Pink Floyd Show UK (Великобритания) в Цирке. Вход: 800-4500 рублей. 2. Алексей Брянцев в Театре оперы и балета. Вход: 600-2000 рублей.

12 ноября – Roxette (Швеция) в ФОК «Звездный». Вход: 3000-15000 рублей.

13 ноября – Игорь Растеряев в ТЮЗе. Вход: 600-2000 рублей.

14 ноября – Юлия Славянская в Консерватории. Вход: 800-1500 рублей.

15 ноября – «Глобальное потепление» в «OldSchool». Вход: 150 рублей.

16 ноября – L’One в «АРС». Вход: 800-1500 рублей.

20 ноября – «КняZz» в «Варьете». Вход: 600-1000 рублей.

21 ноября – Звезды проекта «Голос. Дети» в Театре оперы и балета. Вход: 600-2500 рублей.

22 ноября – 1. «Аркадий Коц» в «Honky Tonk». 2. Лок Дог в «On Air». Вход: 600-1000 рублей. 3. The Beatles (tribute) в «Черчилле». Вход: 500 рублей. 4. Алла Костина в «Machine Head». Вход: 250 рублей.

23 ноября – Глеб Самойлов в «Варьете». Вход: 500-1500 рублей.

26 ноября – Вадим Степанцов в «On Air».

28 ноября – «Тролль гнёт ель» в «Harat’s Pub». Вход свободный.

29 ноября – 1. Elvira T в «On Air». Вход: 500-1000 рублей. 2. Дмитрий Певцов и группа «КарТуш» в Театре оперы и балета. Вход: 1000-4000 рублей. 3. Танго и Кэш в «Machine Head». Вход: 250 рублей.