Неизвестный сериал

Юные годы знаменитого маньяка

Оценить
Юные годы знаменитого маньяка

Мальчик не хочет быть убийцей. Но всё давно предрешено...

Телесериал «Мотель Бейтсов» (Bates Motel), США, 2013 – 2014.
Авторы идеи: Роберт Блох, Энтони Киприано, Карлтон Кьюз, Керри Эрин, Билл Балас и др.
Звезды: Вера Фармига («Отступники», «Мне бы в небо»), Фредди Хаймор («Чарли и шоколадная фабрика»), Нестор Карбонелл («Темный рыцарь», «Козырные тузы», сериал «Остаться в живых»), Майкл Вартан (сериал «Шпионка»), Майкл О'Нил («Далласский клуб покупателей», сериалы «Грань», «24», «Воздействие»).
Жанр: криминальная драма с элементами патопсихологического триллера.
Продолжительность: 2 сезона по 10 эпизодов в каждом; сериал продлен на 3-й сезон.
Мой рейтинг: 9 из 10.

Вдове по имени Норма (Вера Фармига) крупно не повезло: лишь после того, как она вместе с сыном (Фредди Хаймор) приехала в городок Вайт-Пайн Бэй, штат Орегон, и вложила все деньги в мотель, выяснилось, что скоро ее бизнесу крышка. Оказывается, будет проложено новое шоссе (на другом конце города) – и мотель останется без постояльцев. Но даже если бы процветанию переселенцев ничего не угрожало, все равно нам не следует ждать идиллии. Потому что юношу, любящего маму, зовут Норман Бейтс. Вам это имя о чем-нибудь говорит? Ага, вижу, вы вздрогнули...

Всё началось в 1959 году, когда писатель Роберт Блох сочинил детектив с элементами романа ужасов – «Психо». Альфред Хичкок увидел в этом романе кинопотенциал и почти сразу приобрел права на экранизацию. Интернета в те годы еще не было, но спойлером могла стать сама книга, поэтому Хичкок, как говорят, выкупил в магазинах остатки тиража «Психо»: финал должен был стать шокирующей неожиданностью для зрителя, пришедшего в кино.

Впрочем, сегодня, более полувека спустя, скрывать что-то уже бессмысленно: фильм 1960 года с Энтони Перкинсом в главной роли ныне признан киноклассикой, поэтому теперь уже бесполезно скрывать развязку: убийства в мотеле совершал безумный Норман, а мамочка-с-ножом, которая будто бы наносила удары, оказывалась лишь частью расщепленного сознания ее сына. За минувшие годы роман Блоха обзавелся двумя сиквелами, лента Хичкока – аж тремя (во всех главную роль играл тот же Перкинс, ветшающий от фильма к фильму), а уж скольких режиссеров вдохновил образ Нормана Бейтса – нельзя и сосчитать. Вот уже на протяжении нескольких десятилетий каждому второму кинобезумцу что-то нашептывает мамочка – живая или усопшая (кажется, настала пора переименовать «Оскара» в «Зигмунда»).

Норман Бейтс стал нарицательным персонажем – настолько, что снимать сиквелы сегодня уже никто не решается (Гас Ван Сент попытался снять ремейк, перенеся действие в 1998 год, – и фильм оказался провальным). Тем не менее интерес к антигерою не угас до сих пор. Потому-то было решено воссоздать предысторию Нормана и его мамы Нормы – пока еще живой, здоровой и реальной. Формат сериала показался самым оптимальным. Тем более что сам Хичкок не был чужд ТВ. Более того: когда режиссер не получил от боссов «Парамаунта» денег на полнометражную ленту, он нанял для «Психо» телегруппу и за сравнительно скромные 900 тысяч долларов довольно быстро снял киношедевр жанра ужасов. Сцены убийства в ванной и финал с мумией в подвале входят в обязательную программу киношкол...

Любопытно, что герой Блоха претерпел две знаковых метаморфозы. В романе-первоисточнике Норман – это весьма неприятный на вид сорокалетний свиноподобный толстячок в очочках. В фильме «Психо» Хичкока Норман – двадцатисемилетний симпатичный молодой человек, учтивый и обаятельный (огонек безумия в его глазах зритель распознает не сразу). В телесериале мы встречаем Нормана номер три. Ему только семнадцать. Он хрупок, немного нелюдим и застенчив, но в остальном – как будто школьник как школьник: ходит на вечеринки, влюбляется, порой может надерзить учителям, старшему брату Дилану (Макс Тириот): да-да, в телеверсии наш герой – не единственный ребенок в семье, и у Дилана довольно важная роль во всей этой истории. Порой Норман может надерзить даже маме Норме – реальной маме, но не той, что живет у него в голове и возникает в состоянии стресса. Телезритель следит за юным Норманом, надеясь увидеть признаки подступающего безумия. Авторы сериала и впрямь покажут нам первые признаки душевной болезни – свидетельство того, КАКОЙ огонек тлеет внутри юноши. Есть такое понятие «амок» – вспышки агрессивной ярости, которые затем почти полностью стираются из памяти. Поэтому до конца второго сезона Норман не будет знать, ЧТО он совершил в минуты помрачения рассудка...

В сериале «Мотель Бейтсов» персонажа книги перенесли в современность, желая, во-первых, обострить сюжет, а во-вторых, избавиться от привкуса ностальгического ретро. Мирный городок, куда приезжает Норма с сыном, не такой уж мирный: тут выращивают «дурь» на миллионы, сжигают людей заживо, торгуют «живым товаром» и похищают детей. Здесь коп окажется убийцей и насильником, школьная учительница – нимфоманкой, почтенный отец семейства – наркоторговцем, член городского совета – марионеткой строительной мафии, а близкий друг мэра города – жестоким боссом преступного клана... Видите уютные домики с аккуратными патриархальными газончиками? Это только ширма, а за ней таятся такие чудища, которых Стивен Спилберг не выдумает. Во втором сезоне трупов будет еще больше, чем в первом: пожар, киднепинг, война наркобанд, подстроенная автокатастрофа... Пистолеты, помповые ружья, ножи, бейсбольные биты, монтировка, кочерга – всё идет в ход. И на периферии этой кровавой вакханалии – юный Норман Бейтс, чей наследственный недуг, спящий до поры, обостряется с каждым днем. Внутри юноши – боевая граната, но он не сам выдернет чеку, ему в этом «помогут».

Авторы сериала обозначают внешние истоки обострения болезни: реальность Вайт-Пайн Бэя, окружающая мальчика, с каждой серией сама будит его «темного попутчика» (если выражаться словами из сериала «Декстер»). К концу второго сезона прольется еще немало крови, а юноша, понявший в итоге, КАКОЕ чудовище он носит внутри себя, решит покончить с собой. Но затем откажется от своего замысла. При этом зритель, узнавший тайну Нормана намного раньше самого Нормана, будет едва ли не сочувствовать герою. Ведь юноша творит зло сам того не желая, в состоянии помрачения... В то время как люди-монстры из Вайт-Пайн Бэя ежедневно творят зло, будучи в здравом уме и трезвой памяти. Согласитесь, разница есть.