Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым

Ужасы поволжской музыки. Экспрессом. Без СМС

Оценить

Саратов ЭкспрессГруппа: сборник

Альбом: Саратов Экспресс

Трек-лист:
1. Dustywind – Collateral Background
2. Торчащие медсёстры – Горец
3. Oksennus Paska – Sweet Dreams (Eurithmics cover)
4. Торчащие медсёстры – Взор
5. Mad Days – Больничный
6. Pippi and the Faggots – В чём дело? (Браво cover)
7. Зомби Утёсов – Вальс
8. Табор имени Чаушеску – Девушки
9. Анжела Брют – Женщина
10. Табор имени Чаушеску – Как на Байкале
11. Pippi and the Faggots – Красивый Коля
12. ВИА Фуфайка – На брудершафт
13. Чайник Болотных Богов – Начало истории
14. ВИА Волна – Нет дороги назад
15. Вежа – Никогда я молода
16. Холод Годо – Ночной магазин
17. Ужас Поволжья – Огней так много золотых (feat. Любовь Фролова)

18. Зомби Утёсов – Рентген
19. Scraping Cats – Солнце не взойдёт
20. Чайка воробья – Французская башня
21. Чайник Болотных Богов – Электромицелий
22. Жёлтые чулки графа Дзержинского – Я воткнулся

Строго говоря, почти вся саратовская музыка – это андеграунд. Потому что не на слуху у широкого слушателя в России. Но даже в Саратове есть свой, местный андеграунд, о котором знают единицы.

Эта рецензия готовилась давно. Сначала я наткнулся на Чайник Болотных Богов – дроун-эмбиент из Петровска. Повторяю: ДРО-УН-ЭМ-БИ-ЕНТ-ИЗ-ПЕТ-РОВ-СКА. Эта фраза обычно рвет все шаблоны, и меня переспрашивают: что? как? Я и сам поначалу не понял – как? Необъяснимо, но факт – и в Петровске кто-то делает такую, прямо скажем, не самую популярную музыку. Я уже был готов писать про это, как вдруг выпустил альбом Василий Уриевский . Пришлось перенести. В мае Алексей Кац – лидер сразу нескольких андеграундных команд и, к слову, хороший поэт – написал, что у Зомби Утёсов выходит 37-й альбом – «Ягненок просит огня». Ну, 37-й альбом за шесть лет существования проекта, понятно дело, пропустить никак нельзя было, но и тут незадача – уж больно хорошая пластинка вышла у Tootscats.

Зомби УтёсовВ общем, обзор местного андеграунда в очередной раз откладывался, тем более что и названные коллективы не сидели сиднем, и за то время, пока я думал, выпустили новые альбомы. Но все эти проблемы решил сборник «Саратов Экспресс», презентация которого состоялась в конце мая в Honky Tonk. Некоторые из музыкантов на диске выступили перед, как говорится, 3,5 людьми. То ли это провал, то ли – успех, каждый пусть сам решает. По мне, скорее, второе – как-то неправильно видеть на выступлении того же человека-оркестра Александра Гоголева, который одновременно поет, играет на гитаре и стучит в бас-бочку, толпы юных фанаток. Даже если бы он хотел обратного.

Но ближе к делу. Из hand-made’овой непритязательной обложки, лишенной даже намеков на буклет, который, впрочем, и не особо нужен, вынимаю покоцанный диск. То, что у меня в руках не SIM (Saratov Independent Music – ежегодный сборник независимой саратовской музыки, в основном рок-групп), становится ясно с первых же звуков – такое на SIM вряд ли бы прошло. Это не плохо и не хорошо, это – данность.

На «Саратов Экспресс» играют то, от чего у среднестатистического слушателя, даже того, кто имеет смелость или наглость называть себя меломаном, потечет кровь из ушей. Самые разнообразные группы самых разнообразных жанров играют что-то совершенно невыносимое и напрочь лишенное мелодий.

Mad DaysТак вот теперь, когда случайные читатели отсеялись, можно поговорить и по существу: «Саратов Экспресс» – действительно интересный сборник, дающий срез по экспериментальной и маргинальной музыке Саратова, к счастью, не по всей. Притом дающий срез не по конкретному году, а за последнее время, поскольку на кругляше оказалось немало сравнительно старых песен. В общем, это некий итог того, что делают в Саратове те, кто не хотят делать, как все.

Чайник Болотных Богов  играет свой эмбиент (самый, пожалуй, если и не понятный, то хотя бы слушабельный проект со сборника, сравнительно популярный в соответствующих по тематике пабликах «В контакте»), Зомби Утёсов – одни из корифеев местного андеграунда – записывают каждый раз всё по-новому, так, что и не поймёшь, что это одна и та же группа, если не знать названия, Pippi and the Faggots играют junkabilly, Чайка воробья – spice rock, Желтые чулки графа Дзерджинского – no-wave, Mad Days – гранж. В общем, за исключением последних, музыка всех остальных рассчитана на достаточно редкого слушателя. Mad Days, где, к слову, играет Вадим Тумайкин из 220V, на этом диске выбивается из общего ряда своей простотой и доходчивостью – на каком-нибудь другом сборнике они могли бы пройти незамеченными, но здесь их песня – один из поп-хитов. «Поп», разумеется, по меркам самого сборника.

Ужас ПоволожьяЕсть и другие «гадкие утята», вроде псевдоблатняка «На брудершафт» ВИА Фуфайки или псевдонародного пения «Никогда я молода» Вежи. Здесь вообще много что пытается «прикрыться» чем-то другим – оттого такая любовь к каверам, которые, стоит ли удивляться, так же оказываются псевдокаверами, будь то «В чем дело?» Браво или не успевший толком разогнаться, как уже закончился, знаменитый хит Eurythmics (их название, к слову, на обложке написано с ошибкой) «Sweet Dreams», или, скажем, «Огней так много золотых» от Ужаса Поволжья (Гоголев) и Любови Фроловой. Авторы песен, кочующие из проекта в проект, что, кстати, вполне так типично для подобного рода музыки, играются культурными феноменами, как мячиком, иногда демонстративно, иногда – не очень, иногда предпочитают делать что-то свое без явных отсылок к чему-либо. Это не всегда цельно, не всегда вообще кажется чем-то толковым, но, так или иначе, почти всегда – любопытно. И этого не отнять.

Итоговая оценка: принципиально не буду оценивать.

Лучшие песни: все от Чайника Болотных Богов, «Больничный» Mad Days, «Вальс» Зомби Утёсов, «Солнце не взойдет» Scraping Cats.

Плюсы: Как и в случае с Tootscats – уникальность для местной сцены, возможность взглянуть сразу на множество совсем андеграундных направлений в местной музыке. Сборник однозначно станет музыкальным раритетом – за счет малого, 100 экземпляров, тиража, а вот стоит ли он покупки – решать вам. И, да, при повторном прослушивании идет лучше.

Минусы: очевидные: это рассчитано исключительно на людей «в теме», наконец, «Саратов Экспресс» страдает типичной болезнью сборников – неравноценностью материала – что-то лучше, что-то хуже, что-то вы пропустите, даже не заметив.