Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым

По следам аргонавтов

Оценить

I want I want the bus
To make this ride forever last
Like Achilles -
No matter how long he tries
Can't reach the tortoise
Maybe it's wise?
(Tootscats – Phineas Blues)

TootscatsГруппа: Tootscats

Альбом: Jason Clause

Трек-лист:
1. Intro
2. Steady Lamblike Trickster
3. Freedom
4. Lemnos
5. Kizik
6. Phineas Blues
7. Sea Theme
8. Giant Polar Crimson Birds
9. Once Upon a Time in Love
10. 85
11. Headphones
12. Cave
13. Nimonic 75
14. Oasis
15. Cote d’Ivoire
16. Alexander It’s a Trap

Состав:

Антон Солодкий – вокал, гитары, клавишные
Роман Макаров – вокал, бас, клавишные, флейта
Александр Кашев – ударные, гобой, клавишные, вокал
В записи принимали участие Илья Мищенков (скрипки) и Леонид Мошкович (контрабас)

Наверняка, если вам когда-нибудь доводилось бывать в музыкальных магазинах, то вы сталкивались с такой ситуацией: сидят два человека, достаточно возрастные, часто с гитарой в руках, и чуть ли не до остервенения спорят, кто круче: Эрик Клэптон или Джимми Пейдж, Джо Сатриани или Ингви Мальмстин? Не дай бог, вы встрянете в этот спор и робко предложите: а Карлос Сантана? Вас будут сверлить взглядом, потом вздохнут – что, мол, от неофита ждать – и вернутся к своим теологическим спорам.

TootscatsTootscats – тоже в некотором смысле зануды, но они не донимают разговорами, они просто делают «занудную» музыку. Впрочем, это, конечно, не сильно правдивая и не сильно смешная шутка, и такой музыкальной занудности на самом деле можно многим только пожелать.

Ребята играют арт-рок – жанр, вот уже без малого лет тридцать как вышедший из моды и, судя по всему, не имеющий ни малейших признаков возврата интереса к себе. В конце концов, не считать же арт-роком заигрывания Muse со стилистикой Queen?

Честно скажу, поначалу даже не собирался писать об этом альбоме – как-то пропустил его и всё, а о Tootscats к стыду своему не знал практически ничего... Да и не люблю писать о том, в чем разбираюсь не очень. Но... мне написал один любитель саратовской музыки и спросил: а про Tootscats что-нибудь будет? Потом другой. Я вздохнул и понял, что не отвертеться.

Tootscats – действительно событие на музыкальной сцене Саратова. И, как вы понимаете, не потому что они играют музыку, которая рассчитана, в первую очередь, на старшее поколение, заслушивавшееся King Crimson, Jethro Tull или Gentle Giant, а потому что арт-рок – это все-таки жанр элитарный. Такую группу просто приятно и почетно иметь в своем городе, благо Tootscats действительно без всяких скидок делают крутую музыку, и фанаты арт-рока со стажем пускают скупую мужскую слезу и даже сравнивают молодых ребят с теми же Gentle Giant, хотя, понятное дело, это просто красивая аналогия, нежели действительное сходство. И еще: вы много можете вспомнить местных групп, которые выпускали на дебютнике сразу 16 треков? Не с бессмысленным молотиловом и песнями-шаблонами, а с реально сложными партиями? Я вот – нет.

TootscatsНасколько я знаю, альбом записывался долго: во-первых, по причине все той же «занудности», вернее, перфекционизма музыкантов, да и жанр сам по себе не предполагает работу с кондачка. Во-вторых, стоит взглянуть на состав группы, чтобы понять: в Tootscats собраны стахановцы – играть такую музыку втроем, где каждый из ребят может и спеть, и на клавишах сыграть, а ко всему прочему еще и свой собственный, индивидуальный инструмент имеет – это вам не блэк-метал лабать. Стоит ли удивляться, что концерты у группы случаются не просто редко, а очень редко – это элементарно трудно делать.

Но что же сам альбом? А он пропитан насквозь духом сказаний об аргонавтах, если делать выводы из видеоряда к песнями (на своем канале на YouTube ребята сопроводили каждый трек собственной картинкой, на которой можно увидеть то знаменитый корабль «Арго», то стоящего на носу корабля Орфея, усмиряющего сладкоголосым пением сирен, то, скажем, терзаемого гарпиями Финея). Возникают древнегреческие мотивы и в текстах. Впрочем, что-то подсказывает, что концепция альбома заключается даже не в этом и весь антураж Эллады здесь только для отвода глаз. Посему на этом подробно останавливаться не буду.

TootscatsУверен, что в текстах много интересного и необычного, но ей-богу, если не знаешь, за что зацепиться, то лучше не цепляться, а то сорвешься... Или заблудишься в пещере, если угодно. Как герои песни «Cave»: Immigrants will never find their way home// Unless they buy a map// Not all roads will always lead to well-known Rome// Some can find a quag (примерно следующее: «Иммигранты никогда не найдут свой путь домой,// Если они не купят карту// Не все дороги всегда ведут к известному Риму// Некоторые из них могут найтись в трясине»).

С инструментальной же стороны музыка Tootscats – это наслаждение для ушей: постоянные смены ритма, многоголосие и мелодии, мелодии, мелодии. Почему-то сами ребята решили схитрить и нацепить на себя ярлык «инди», но инди здесь, конечно, нет и быть не может. Модный нынче инди вообще, кажется, противопоказан по-хорошему старомодной музыке Tootscats.

Коллега Кирилл Захаров в своей рецензии уже сказал, что «альбом представляется главным релизом саратовской музыки в этом году». Я с ним согласен и не согласен одновременно. И дело даже не в том, что с 1 января не прошло и полугода, а с момента выхода «Тыщ-ты-тыщ» Василия Уриевского – всего месяц. То, что Tootscats будут для местной музыки значимой единицей, очевидно, но может ли считаться при всей своей шикарности главным релизом альбом, который сумеют оценить немногие – все-таки вопрос. Да еще и в ретро-жанре. Впрочем, это разговор уже не о Tootscats.

Итоговая оценка: 5/5

Лучшие песни: сложно выбрать – альбом ровный. Пусть будут Kizik, Sea Theme, 85, Cave.

Худшие песни: не выделяются.

Плюсы: уникальность для саратовской музыки, выверенность до последней ноты, нетривиальность, отсутствие затянутых песен, альбом не на одно прослушивание.

Минусы: как таковых нет, но альбом сумеют оценить и дослушать до конца, не перематывая, только те, кого не воротит от арт-рока и прогрессива.

Фото и видео взяты с vk.com/tootscats