Музыкальная жизнь с Андреем Сергеевым
«Соблюдаем закон защиты прав потребителей»
Музыка – это рынок, как бы грустно это ни звучало. И на этом рынке каждый товар рассчитан под конкретного покупателя: кому-то нравится бескомпромиссный тяжеляк, кто-то морщит нос и говорит, что только поп-музыка помогает отдохнуть и насладиться жизнью. И, знаете, в Саратове тоже есть возможность выбора: от мимишного инди-попа до брутального хардкора.
I
Что: концерт The Rasmus
Где: Цирк
Когда: 4 апреля
Первая пятилетка XXI века была очень продуктивной для финской рок-музыки: по отечественному MTV гоняли клипы HIM, Nightwish или виолончелистов Apocalyptica, у которых сразу в двух песнях отметился в качестве приглашенного вокалиста лидер The Rasmus Лаури Юлёнен. «Расмусы» тогда, к слову, тоже необычайно гремели: хит In the Shadows не звучал разве что из холодильника. Представить, что они когда-нибудь окажутся в Саратове, было трудно. И вдруг в конце прошлого года от «Аншлага-94» два анонса: Scorpions и The Rasmus с разницей всего в неделю играют в нашем городе. Многие не поверили поначалу и, как выяснилось, зря.
В случае с The Rasmus смутили еще два момента: цена билетов – от 800 до 3500 рублей (она скорее приятно порадовала, потому что для группы такого уровня это совсем недорого) и место проведения, то бишь цирк. Притом цирк удивил как зрителей, так и самих финнов, признававшихся, что они никогда ранее не играли на подобных площадках. Но если реакция The Rasmus понятна, то публики – не очень, ведь здесь регулярно проходят концерты, чему удивляться?
Описывать такого рода концерты сложно: когда музыканты мирового уровня играют без сучка и задоринки свою программу, сплошь состоящую из знакомых всем хитов (та же In the Shadows, открывающая No Fear, Falling, In My Life, Guilty и т.д.), это воспринимается как само собой разумеющееся – к хорошему быстро привыкаешь. И все-таки были и свои запоминающиеся моменты: например, когда после целого ряда бодрых песен финны начали играть выбивающуюся из общего ряда грустную Funeral Song: в этот момент свет погас, а зал наполнился сотней горящих огоньков – это фанаты вскинули руки с айфонами. Или другая история: басист Ээро Хейнонен берет в руки акустическую гитару и начинает напевать «Миллион алых роз», Лаури в это время садится на место барабанщика и начинает стучать вместо него. Как реагирует на все это публика? Разумеется, взрывается криками одобрения. Что уж говорить – столь оживленной реакции зала я, честно говоря, не припомню ни на одном крупном саратовском концерте за последнее время. И так на любую песню. Многие вставали со своих мест и становились на лестнице между секторов – как это на рок-концерте сидеть?
С публикой тоже две истории запомнились – одна красивая, другая не очень. И в обеих поучаствовал барабанщик Аки Хакала: сначала кинул палочку на один из секторов, и там развернулась нешуточная борьба за нее, а потом, когда одна из зрительниц подарила ему букет, он улыбнулся и отдал ей свою палочку. Некоторым фанатам не помешало бы поучиться у него манерам.
II
Что: концерт Ассаи
Где: On Air
Когда: 9 апреля
Алексей Косов – одна из самых необычных фигур на нашей эстраде. Как и Дельфин, он вышел из рэп-тусовки (питерская группа Krec) и добился заметных успехов сольно, постепенно уходя от рэпа в более лирическую сторону. Но в конце прошлого года он объявил, что проект Ассаи прекращает свое существование, отыграв последний тур «Happy End». Саратов стал одним из городов, в котором певец отметился концертом, столь же неоднозначным, как и сам музыкант.
Перед его выходом на сцену (к слову сказать, чересчур затянутым – час с лишним) организаторы решили устроить конкурс среди зрителей. Сначала разыгрывался лонгплей артиста «Задеть за мертвое», затем борьба шла за бабочку, как у обладателей фан– и премиум-билетов. Под конец ведущий просто подарил заветный кругляш парню, который после анонса о предстоящем концерте Krec и вопросе, кто на него пойдет, закричал: «Я».
А потом уже вышел Ассаи, окинул взглядом зал, спросил: «А есть еще плакаты?» и, не увидев других, произнес: «Блин». Это было пророческое слово. Концерт вышел съедобным, даже вкусным, но каким-то не таким. Комом, короче. Ассаи предстал в минимальном составе: сам Алексей и подпевавшая ему замечательная Алина Ос. Если кто-то ожидал продолжения джазовых экспериментов, то жестоко ошибся – джаза не было даже близко, зато старые композиции зазвучали в новых, электронных обработках.
Правда, как сказать «старые» – старого-то почти не было – сплошь материал с последнего альбома, за парой-тройкой исключений. Это и было, пожалуй, главным разочарованием вечера для многих пришедших на последний концерт артиста с мыслями о некой антологии. Антологии не случилось. Вопреки всему этому связь артиста с залом присутствовала. Он довольно редко общался со зрителем, но общение это всегда было немного странным: например, ему не составляло труда оборвать песню на полуслове со словами: «А я никогда не понимал, как она должна заканчиваться». В этом весь Ассаи – чудной, странный, таинственный, для кого-то художник с большой буквы, для меня лично просто хипстер. Тем не менее даже я попал под его магию и, наконец, начал понимать, почему Алексей решил завершить проект со смертью отца – его творчество действительно пронизано темой памяти и отношений с близкими.
Концерт продлился недолго – всего час, после чего артиста еще долго пытались вызвать на бис. Но он не вышел, даже когда среди поклонников, перебравших уже все возможно варианты призыва, прозвучало чье-то одинокое: «А я не уйду, пока не выйдешь». Надеюсь, он не сдержал свое слово, потому что для Алексея, видимо, было принципиально отыграть без бисов – уходя, уходи. На этой символичной ноте и закончился самый, пожалуй, неоднозначный концерт этого года.
III
Что: концерт Pony Rush
Где: Machine Head
Когда: 20 апреля
Инди сейчас в моде. Но, как выяснилось, это не про Саратов. На концерт питерцев Pony Rush пришло чуть более двух десятков человек. Это при том, что группа не совсем незнакома нашему слушателю и уже выступала в Саратове. Да и реклама в тех же соцсетях была. Парадокс.
Питерцев разогревали Xul Solar. Отличное название для какого-нибудь ритуального эмбиента или дарк-фолкового проекта, тем не менее играют саратовцы примерно в том же русле, что и гости: такой грязноватый по звучанию инди-рок, далекий от лощеного саунда кого-нибудь вроде On-the-go или Pompeya. Где-то год назад эти ребята мне показались скучноватыми, а вот на этом концерте неожиданно понравились, у них есть все: и техника, и харизма, и блеск в глазах. Недолго поиграв, они уступили место Pony Rush. Группа, в свое время побывавшая на разогреве у Placebo и Пита Доэрти с Babyshambles, сразу настроила на позитивный лад, когда запела «Пора-пора-порадуемся на своем веку», а потом размялась на «Make it wit Chu» Queens of the Stone Age. Затем зазвучала уже основная программа.
Музыка у PR добротная, легкая и тяжелая одновременно, по-своему простая, но при этом не лишена интересных ходов. Одно плохо: качество звука долгое время оставляло желать лучшего – лично я так и не разобрал ни одного слова.
После концерта удалось немного пообщаться с ребятами. Выяснилось, что количество народа их не сильно смутило, они играли и перед меньшей публикой, в той же Казани, например. «Слушатель не должен быть зависим от нашего настроения... Соблюдаем закон защиты прав потребителей!» – объясняли они, перебивая друг друга. А вот свой первый приезд в Саратов помнят смутно – оказывается, тогда они все приехали больными и играли из последних сил, «а сегодня все было весело». На вопрос о том, с кем из иностранцев им было наиболее приятно выступать, музыканты без раздумий ответили – «Subways – это самый дружелюбный концерт, который был».
– Выступление с именитой иностранной группой действительно важно или это больше делается для портфолио?
– И то, и другое. Но это вовсе не значит, что после концерта у вас появятся миллионы поклонников.
P.S. На ближайшее время Machine Head станет недоступен для саратовских меломанов. С 1 мая клуб закрывается до осени на глобальную реконструкцию и расширение.
IV
Что: концерт Pur:Pur
Где: On Air
Когда: 24 апреля
Все-таки богата харьковская земля талантами. За месяц до этого у нас выступал «Оркестр Че», теперь пожаловали их земляки – мимимишная инди-поп-группа Pur:Pur. Я эту словоформу – «мимими» – не очень люблю, но тут иначе и не скажешь – настолько группа уМИляет. Кстати, от своей мимимишности они и сами не открещиваются. Так, очаровательная вокалистка Ната Смирина рассказала, что пыталась в Грузии и Литве объяснять, что это такое – оказалось, там не сильно знакомы с этим интернет-словечком. А почему все называют их мимишными? «Наверное, потому что у нас много песен про медведей», – пожимает плечами Ната.
О певице хочется отдельно сказать пару слов. Ната – это просто чудо какое-то в самом положительном смысле слова. Девушка простудилась в пути, весь концерт в перерывах между песнями (коих, к слову, набралось около двух десятков) кашляла, но при этом ни разу не допустила фальшивой ноты. Ладно бы в перерывах между песнями отмалчивалась, говорила короткое «следующая композиция...», как делают многие нерадивые артисты, но ничего подобного: почти все песни предваряли подробные, но не избыточные аннотации.
И, кстати, еще один любопытный, на первый взгляд, не особо заметный, а на самом деле важный штришок: после концерта Ната подписывала диски всем желающим. Подписывала не банальной закорючкой-автографом, а пожеланием. Это тоже о многом говорит. В общем, друг, если ты – певец и хочешь понравиться зрителю, смело бери пример с товарища Наты.
На концерте как-то стало понятно, что инди-поп – это слишком узкие рамки для харьковчан. Вокал Наты, кажется, и в джазе мог бы смотреться неплохо, в музыке временами мерещится дрим-поп, а иногда даже что-то от исландских уникумов Sigur Ros. Да и вообще, это тот случай, когда концертное выступление выглядит, пожалуй, интереснее студийных записей.
Музыка Pur:Pur бьет прямо в цель и без осечек. Почему девушкам она нравится – понятно, а парней-то что цепляет? Кажется, ее хрупкость. «Пурпур» – это юная девушка, с которой у тебя романтические отношения. Ты можешь быть сколько угодно брутальным мачо, но когда она улыбается, тебе остается только улыбнуться ей в ответ и обнять.
Даже когда речь заходит о серьезных вещах, то и эти рассказы получаются немного «плюшевыми», будь то ироничная песенка «Синяя Борода» про войну ревнивца-мужа с женой или рассказ про Украину: «Не поверите, мы любим русских. Хотя нам и рассказывают всякое разное... – говорит Ната, пока гитарист думает, что делать с зафонившей гитарой (пожалуй, единственный казус концерта. Звук, как обычно в On Air, был превосходным). – На границе все спокойно, всех пускают и выпускают. Пограничники все такие же милые, даже меньше обыскивают, хотя нам перед каждым выездом на концерт говорят: «Вы что?! Не впускают и не выпускают молодых людей от 16 до 80». Это все неправда. Фашизма у нас нет, русских и их машины не бьют, завидев номера. И даже не царапают. Мы по-прежнему разговариваем на русском, нас никто за это не убивает. Все, что происходит – это чушь какая-то. Главное – оставаться спокойными».
V
Что: концерт General Lee
Где: Варьете
Когда: 27 апреля
Когда рок-концерт начинается вовремя – это практически праздник. Даже если он начинается не с выступления группы, а с разогрева. Французов, носящих имя знаменитого генерала войны Севера и Юга, предваряли два саратовских коллектива – Radioaction и Gonnalon. Выбор обоих кажется очевидным: несмотря на то, что ребята играют более мягкую музыку, пожалуй, именно их можно назвать наиболее европейскими по звучанию «тяжелыми» коллективами Саратова, и, что немаловажно, популярными.
На них подробно останавливаться не будем – про Radioaction я уже писал в февральском отчете, добавлю лишь, что на концерте прозвучали и новые композиции, а сами ребята анонсировали выпуск дебютной пластинки в начале осени, более того, под это событие планируется концерт. Таким же крепким и по-хорошему ровным получилось выступление Gonnalon – группы, позиционирующей свою музыку как dark alternative и являющей одним из флагманов саратовской рок-музыки.
Через полтора часа после начала концерта на сцену вышли французы. Впрочем, такие слова, как «вышли» или, например, «вальяжность», точно не про них. Когда песне где-то на второй вокалист Арно Палмовски попытался запрыгнуть на ударную установку и, не удержавшись, рухнул как подкошенный, я понял – будет весело. Арно, к слову, не растерялся и попел немного лежа, мол, пацаны, все нормально, так и было задумано.
В это время участники группы, похожие друг на друга из-за бород, как братья из ларца, так же бешено носились по сцене, как и их товарищ, запрыгивали, вскидывали вверх гитары. Арно, впрочем, и этого было мало. За концерт он раза три точно на достаточно продолжительное время прыгал в зал, пел со всеми, бегал, чуть не сбивая людей (что с его фигурой не удивительно), не раз падал – в общем, был абсолютно неуправляемым, и это было просто чудесно. Потому что концерт хардкор-команды иначе и не стоит представлять. К слову, почему сами участники позиционируют свою музыку как пост-металл, для меня так и осталось загадкой. Поста там от силы процентов пять, остальное время занимает достаточно хаотичное рубилово, но никак не размеренные эпичные текстуры. На том, в общем-то, и все: те, кто любит слэм, стенки смерти и тяжелую, начисто лишенную намеков на сантименты музыку, должны это все сами видеть. Письмо не передает драйва, который, по словам некоторых зрителей, был схож с тем, что в свое время задали там же американцы The Chariot. Поэтому не удивительно, что организатор позже напишет в соцсетях: «Пожалуй, главное открытие этого концертного сезона».
Куда стоит сходить в мае?
2 мая – Кир Пованти в On Air. Вход: свободный.
3 мая – Remember! Jeff Hanneman (концерт памяти гитариста Slayer Джеффа Ханнемана) в «Magic». Вход: 150-200 рублей.
4 мая – Захар Май в «Аrt-Налете». Вход: 250-300 рублей.
8 мая – 1. Открытие клуба «Ленинград» на Чапаева/Челюскинцев. Концерт группы «Дельфины» (ex – «Мертвые дельфины»). Вход: 400-600 рублей. 2. Александр Пушной и Джанкой Бразерс в «Черчилле». Вход: 1000-3000 рублей.
9 мая – Мотофестиваль «Правый берег-2014». Участники: Храм Заката, Gordon Blaze, Свобода, Svartstorm, Экструдер, Рок Хаус, Александр Пушной и Джанкой Бразерс. Где: лагерь «Ровесник» под Марксом. Вход: 700 рублей, иногородним девушкам-дальнобойщицам за рулем мотоцикла – бесплатно.
12 мая – Добровольный оркестр в «Аrt-Налете». Вход: 250-300 рублей.
14 мая – Alithia (Австралия), Adaen, Gonnalon в «Ленинграде». Вход: 200-300 рублей.
15 мая – 1. Йолли Сахно в «Honky Tonk Club». 2. «Кукрыниксы» в «Варьете». Вход: 600-900 рублей.
16 мая – 1. Межрегиональный фестиваль «I’m Hip-Hop» в клубе «Gagarin». 2. Motorama в On Air. Вход: 700-1200 рублей.
17 мая – Jamiroquai Live Tribute в «Blues House». Вход: 250 рублей.
23 мая – 1. Therr Maitz (Антон Беляев) в «Варьете». Вход: от 1000 рублей. 2. Bahroma (Украина) в On Air. Вход: 700-1200 рублей.
24 мая – Next Generation Festival на стадионе «Труд» (Нижний Новгород). Хедлайнеры: Korn (США), Behemoth (Польша), Soulfly (Бразилия). Подробнее о ценах и фестивале: vk.com/ngfest
25 мая – 1. «Каста» в клубе «Арс». Вход: 1000-1500 рублей. 2. Сергей Селюнин (группа «Выход») в «Honky Tonk Club».
27 мая – Борис Гребенщиков в Театре драмы. Вход: 600-3500 рублей.