Президента не выбирают: Свидетельства очевидцев выборного процесса

Трудно быть богом

Оценить

«В ночь с 4 на 5 марта учителя, врачи и воспитатели были богами... С наблюдателями разговаривали так:
– А вы здесь на что?
– Чтобы наблюдать.
– Ну, тогда молчите!»

Эльдар ХаликовЭльдар Халиков,
студент

Место действия: г. Энгельс, УИК № 1702, школа № 1, председатель – Парфенова Елена Петровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе; на избирательном участке также присутствовал директор школы Соцкий Анатолий Алексеевич, не являющийся членом комиссии (с 19 марта занимает должность председателя комитета по образованию и молодёжной политике администрации Энгельсского муниципального района).

«Нарушения в Саратове не сравнимы с тем, что происходило во время голосования в Энгельсе. В частности, примером подлога послужил УИК № 1702. Оказалось, что копия итогового протокола, полученная на участке представителем Прохорова, значительно отличалась от той информации, которая была предоставлена председателем в территориальную комиссию. По данным прохоровцев, около 100 голосов за их кандидата и примерно 60 за Владимира Жириновского были потеряны», – написала интернет-газета «Четвертая власть».

4 марта мне «посчастливилось» наблюдать за выборами именно на этом избирательном участке. Я был направлен в качестве члена комиссии с правом совещательного голоса от М.Д. Прохорова. Также наблюдателем от Прохорова был мой приятель.

Начало

УИК расположилась на территории школы № 1. Утро прошло довольно гладко. В 7:30 помимо нас появились наблюдатель от Путина, наблюдатель и член комиссии с ПСГ от Зюганова и представитель СМИ от «Яблока». Всех зарегистрировали. Стационарные и переносные урны полупрозрачны и пусты. Появились представители телевидения.

Постоянная работа членов комиссии с правом решающего голоса так или иначе связана со школой. В «мирное» время эти люди занимают следующие должности: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель начальных классов, воспитатель, вожатая, кассир...

Наблюдателям выделили место: председатель «загнал» их за линию трёх метров от столов членов комиссии, чтобы якобы не мешали их работе и избирателям (ограничение возможности свободно перемещаться по участку в целях наблюдения, ФЗП, п. 12 ст. 66). Конфликтов из-за этого в дальнейшем было довольно много.

Однако не могу сказать, что в процессе голосования были допущены существенные нарушения. В кабинку иногда заходили по двое, мы делали замечания председателю. После очередного такого замечания получили интересный ответ:

– А вы здесь на что?

– Чтобы наблюдать.

– Ну, тогда молчите!

Да хоть впятером заходите...

Многие избиратели жаловались наблюдателям на то, что не находили себя в списках (а кому ещё жаловаться?). Так и уходили, не отдав свой голос.

Ближе к середине дня возникла забавная ситуация. Какая-то девушка из толпы сфотографировала председателя комиссии (со вспышкой – было заметно) и убежала. Председателю это очень не понравилось. Представители полиции вместе с председателем направились за ней. Не знаю, что дальше происходило...

О камерах

Камеры, надо сказать, были расположены довольно удачно. Одна открывала обзор на урну, другая – на всех членов комиссии. Не знаю, правда, когда они работали, когда – нет. Вообще говоря, непонятно, для чего они. Только ленивый не подумал о том, как с большей пользой потратить 14 миллиардов рублей. Очевидно, веб-камеры нужны, чтобы избиратели убедились в чистоте выборов. Тогда каждый должен иметь возможность проверить результаты в любой момент, а не сидя 4 марта весь день перед монитором. Уж мы пересчитаем избирателей, опустивших бюллетени в урны и сравним с официальными данными.

Кстати, заявление с требованием запросить видео с веб-камер у компании «Ростелеком» было нами подано в следственный отдел. Но об этом потом.

О голосовании вне помещения

Голосующие, как правило, комментируют процесс проставления галочки. А ведь имеют право и в другую комнату уйти, чтобы эту галочку поставить. Голосуют, в основном, за Путина и за Зюганова. Хотя некоторые ожидали в списке Медведева увидеть...

В одной из квартир отмечали день рождения – угостили конфетами (везде бы так...).

А некоторых интересует, «как сейчас голосует молодежь». И ведь не отстают. Никакой агитации – голосуйте сами.

О визуальном подсчёте

Некоторые наблюдатели с самого начала голосования решили вести визуальный подсчёт избирателей. Данные наблюдателей совпали в итоге (примерно 1280 человек), но явка по подсчётам комиссии составила на 132 человека больше. Досадно...

Об удалении наблюдателя

После очередного конфликта из-за «линии» председатель решила удалить нашего наблюдателя. Аргументы все те же: «Мешал членам комиссии и избирателям». Остановила процесс голосования, попросила всех избирателей покинуть помещение и начала было составлять акт. Тут на участке появился директор школы Соцкий Анатолий Алексеевич, выяснил, что случилось, и попросил председателя продолжить голосование, а наблюдателя – сотрудничать с комиссией.

Понеслась...

Последний желающий проголосовать появляется в 19:55. В 20:00 участок для избирателей закрывается, УИК приступает к подсчёту. Подсчёт начинается с неиспользованных бюллетеней и открепительных удостоверений. Тут от нас и «закрывают» самое интересное...

Буквально закрывают молодыми учителями и воспитателями. Управляет всем процессом председатель. Никакой съёмки: «Мы не знаем разрешающей способности вашего устройства. Вдруг вы заснимите персональные данные», – говорит нам директоршколы, который, кстати говоря, вообще на участке находиться не должен. Делаем замечание председателю о невозможности визуального ознакомления с погашенными бюллетенями. В ответ: «Не мешайте членам комиссии, отойдите на 3 метра». Пишем жалобу в ТИК и в прокуратуру.

Никаких корешков от погашенных бюллетеней. Всё упаковано в пакеты и заклеено. Огласили лишь их количество.

Далее – долгий процесс работы со списками избирателей.

Непосредственный подсчёт голосов начинается со вскрытия переносных урн. Здесь я начинаю видеосъёмку. Использовалась одна урна – 29 бюллетеней. Далее идёт подсчёт бюллетеней из единственной стационарной урны. Интересно, что, если в бюллетене более одной отметки, председатель предлагает членам комиссии голосовать, считать ли бюллетень действительным. Таким образом, несколько бюллетеней отправляются в стопку, догадайтесь, за кого. Для удобства съёмки встаю на стул – директор школы язвительно предлагает мне встать на голову рядом сидящей девушки.

Подсчёт заканчивается ближе к десяти часам, председатель оглашает на камеру результаты: Жириновский – 119 голосов (8,28%), Зюганов – 386 (26,84%), Миронов – 83 (5,77%), Прохоров – 161 (11,2%), Путин – 689 (47,91%).

Члены УИК сразу же заполняют итоговый протокол. Так, видимо, и проходит заседание комиссии. Наблюдатели получают свои копии, которые председатель должным образом не заверила. Да и поднести итоговый протокол к веб-камере не удосужилась. Довезти меня в ТИК, конечно, отказались.

Случилось мне и просто пообщаться с членами комиссии (без председателя). Абсолютно адекватные и милые люди.

В 22:30 директор просит нас покинуть помещение. Подходя ко мне, негромко говорит о невыполнении мной некой «установки», обещает мне «неприятности» в ТИКе, а также грозит написать куда-то о моём поведении. Забавно. Обязательно спрошу в приёмной Прохорова, почему меня об «установке» не предупредили.

К сожалению, возможности самим добраться в ТИК у наблюдателей не было. Жалобы, увы, не нашли своего адресата.

Придя домой, публикую данные на сайте проекта «Сводный протокол».

Фальсификация!

Через пару дней мне позвонил один из наблюдателей, предложив взглянуть на данные нашего участка по ГАС «Выборы». В ТИК, увы, добрался другой протокол. В нём потеряно 60 голосов за Жириновского, 100 за Прохорова и количество погашенных бюллетеней уменьшено на 200. При этом за кандидата Путина учтено на 360 бюллетеней больше. Таким образом, Жириновский набирает 3,6%, Прохоров – 3,72%, Путин – 63,92%. А почему у Зюганова и Миронова осталось столько же? Нечестно!

Надо сказать, на соседнем участке в этой же школе (УИК № 1677) ситуация оказалась аналогичной. А директор школы... вернее, бывший директор, с 19 марта занимает должность председателя комитета по образованию и молодежной политике администрации Энгельсского муниципального района.

О заявлении в следственный комитет

29 марта в следственный отдел по городу Энгельсу мною подано заявление о возбуждении уголовного дела касательно выборов на нашем участке. К нему приложены видеозаписи, сделанные на участке № 1702, копия протокола, фото увеличенной копии протокола, а также результаты голосования по ГАС «Выборы».

По словам следователя, я первый, кто подал в Энгельсе подобное заявление. Интересно, что заместитель руководителя следственного отдела, буквально при мне прочитав заявление, не нашел состава преступления и принял его не как заявление о преступлении, а как обращение, отказавшись выдать мне талон-уведомление о принятии заявления. Да и интересовало его больше то, где я учусь и почему за это взялся, чем суть заявления.

Ждем ответа не более 30 дней...

P.S. Экс-директор Соцкий, получивший повышение после президентских выборов, свой карьерный рост ковать начал ещё на выборах в Госдуму. В интернете гуляет ролик разговора господина Соцкого с наблюдателем, состоявшегося 4 декабря прошлого года:

– В качестве кого вы здесь?

– В качестве корреспондента газеты «Коммунист».

– Пойдёмте ко мне.

– Куда?

– В кабинет.

– Вы можете меня не трогать?

– Ведите себя достойно.

– Я достойно себя веду.

После многократных отказов наблюдателя последовать в кабинет директора Соцкий заявляет:

– Пройдите отсюда, вы создаете нервозность.

– Вы хотя бы покажите своё удостоверение.

– Я тебе вообще ничего показывать не буду. Кто ты такой? Ты такой маленький сморчок, которому давно пора по башке дать, чтобы он успокоился и угомонился… Ты чмо болотное! Пошёл отсюда! Пошёл отсюда!

– Ладно, до свиданья. Но я должен вам сказать, что вы грубиян.

– Да, свинья! Но покиньте помещение, не надо нагнетать обстановку. Пойди на другой участок. Может, где тебя возьмут.

– Если вы директор школы, то ведите себя достойно.

– Я уволюсь скоро. Пошел на х.й отсюда!

Вероятно, именно такое поведение приветствуется в администрации города Энгельса, где теперь работает господин Соцкий.

НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ!

1. Ограничение (запрет) в перемещении по участку – п. 12 ст. 66 ФЗП, ч.1 ст. 5.6 КоАП РФ (наказание: наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей).

2. Ограничение (запрет) фото– и видеосъёмки – п. 14 ст. 23 ФЗП, ч.1 ст. 5.6 КоАП РФ (наказание: наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей).

3. Нарушение порядка подсчета голосов – ст. 73 ФЗП, ч. 1 ст. 5.24 КоАП РФ (наказание: наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей).

4. Фальсификация итогов голосования – ст. 142.1 УК РФ (наказание: штраф в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет либо принудительные работы на срок до четырёх лет, либо лишение свободы на тот же срок).

5. Присутствие в помещении для голосования посторонних лиц – пп. 1 п. 5 ст. 23 ФЗП.

 

<<< Вернуться к Оглавлению