Пески без времени и древний скоростной трамвай. Какие проекты ожили после визита Володина

Оценить
Скоростной трамвай, дорога Шанхай-Гамбург, городской пляж. Вспоминаем историю самых резонансных проектов Володина: когда они появились, когда должны были быть реализованы, что помешало и что их ждет впереди?

Рабочая поездка Вячеслава Володина 11-12 апреля была полна новых заявлений. Положительные итоги его поездки уместились на девяти слайдах в Instagram [email protected] (не считая отдельных презентаций о критике и похвалах в адрес местных чиновников). Две школы, дом в Елшанке, Дом офицеров в Энгельсе, онкоцентр, аэропорт Гагарин, парк космонавтов – кажется, всё прежде недвижимое наконец-то пришло в движение.

Вспоминаем историю самых резонансных проектов Володина: когда они появились, когда должны были быть реализованы, что помешало и что ждет впереди?

 

Трамвай со скоростью звука. Ну, почти

Во время своего визита в область 11 апреля Вячеслав Володин пожурил главу Саратова Михаила Исаева за нежелание «брать на себя ответственность» за скоростной трамвай и неумение ставить перед собой амбициозные задачи. «Хороший проект – скоростной трамвай. Он требует профессионализма в реализации, это большой проект, затратный. Но возьмите и скажите, назовите дату... Она, возможно, будет по каким-то причинам отнесена, но, если вы начнете двигаться, вы придете в заданную точку», – заявил спикер Госдумы.

Позже в инстаграм-аккаунте председателя российского парламента появился пост о том, что, наконец, «принято решение о строительстве скоростного трамвая». В течение 2019 года, мол, нужно подготовить проектно-сметную документацию. В 2020-м – построить первую очередь.

Так Вячеслав Володин захотел положить конец 60-летней истории желаний и попыток запустить в Саратове скоростной трамвай. Идеи его строительства появились в 60-е годы прошлого столетия; говорят, что он даже немного строился в 60-70-е годы. В 80-х был одобрен проект строительства метрополитена, который также не был реализован. О метро мечтал в годы своего губернаторства Дмитрий Аяцков.

Скоростной трамвай вносили в генплан города в 2008 году. Но чаще всего вспоминали и забывали про идею саратовского скоростного трамвая в период губернаторства Валерия Радаева.

Фото - https://www.instagram.com/volodin.saratov/
Фото - https://www.instagram.com/volodin.saratov 

В марте 2014 года Дмитрий Федотов, тогдашний замглавы городской администрации, заявил, что скоростной трамвай появится через несколько лет. Проект должен был соединить 6-ю Дачную с улицей Огородной и связать Солнечный с Сенным рынком. В перспективе – трамвайные пути из центра до Сабуровки, Усть-Курдюма и Пристанного, а также до Энгельса. В июле того же года Федотов поразил воображение саратовцев: мол, трамвай появится «через 3-4 года», причем это будет современный «воздушный» трамвай. Рассматривались две технологии: поднятие рельсов на эстакаду (шумно, но дешевле – 10 миллиардов рублей) либо строительство монорельса по немецкой технологии H-bahn (14 миллиардов рублей).

В конце 2015 года преемник Федотова Андрей Гнусин на заседании в городской администрации напомнил, что скоростной трамвай нужен, но денег нет.

В сентябре 2016 года Вячеслав Володин накануне выборов в Госдуму посетил депо СГЭТ: высказался, что оборудованию место в музее и что нужно переходить на бесшумный скоростной электротранспорт. Переход на новые технологии свершился месяц спустя, когда в Саратов прибыли подержанные ржавые трамвайные вагоны из Москвы. Их разобрали на запчасти и, по предположению депутата Госдумы Николая Панкова, даже… распилили.

Фото - архи ИА "Свободные". Полная презентация доступна тут https://fn-volga.ru/album/view/id/6769
Фото - архив ИА «Свободные новости». Полная презентация доступна тут https://fn-volga.ru/album/view/id/6769 

Спустя год Вячеслав Володин пообещал жителям Заводского района запустить скоростной трамвай, который свяжет Елшанку с Комсомольским, уже в следующем году. В том же 2017 году Россельхозбанк отсудил у СГЭТ два депо за стомиллионный долг.

В марте 2018 года Валерий Радаев под объективами множества камер подписал соглашение с ООО «ПК Транспортные системы» и ООО «Автодор-инвест» о модернизации трамвайного движения и создании скоростного трамвая с намеком на концессию. Но в октябре прошлого года городские власти прекратили разговоры о концессии.

И вот проект строительства скоростного трамвая 11 апреля представил Володину глава Саратова Михаил Исаев. На разработку документации потребуется 80 миллионов рублей. На переустройство одного только маршрута №3 – вместе с трамвайными путями, остановочными павильонами и подвижным составом – уйдет три миллиарда рублей. Еще три с половиной миллиарда рублей потребуется на обновление маршрутов №9 и №11. Откуда брать такие деньги, Михаил Исаев не знает. Он предположил три возможных варианта: передача СГЭТ в концессию, преобразование предприятия в акционерное общество либо федеральная поддержка.

17 апреля стало известно, что Вячеслав Володин отыскал 70 миллионов рублей на проектные работы, причем деньги поступят уже в текущем году.

 

Трасса Шанхай-Гамбург против «Великого шелкового пути»

Еще один проект, который своим визитом Вячеслав Володин захотел сдвинуть с мертвой точки, это строительство трассы Шанхай-Гамбург (официальное название – «Меридиан»). В Инстаграме политика было заявлено, что ее начнут строить уже в июне этого года: «Договоренность об этом заключена в Правительстве Российской Федерации».

Для Саратовской области трасса Шанхай-Гамбург – последняя надежда на нормальную дорогу, пусть даже платную. Впервые заговорили о ней в 2015 году, когда главы РФ и Китая подписали договор о сотрудничестве. Объясняется это необходимостью быстрой и недорогой доставки товаров из Китая в Европу: тогда скорость доставки грузов удастся сократить в пять раз – до 11 дней. Общая протяженность трассы – 8,5 тысячи километров, две тысячи из которых – по территории России (а также через Казахстан и Беларусь). Трасса должна проходить через восемь регионов, но Саратовской области особенно повезло – через нее намечено провести от 530 до 645 километров.

Фото - https://www.instagram.com/volodin.saratov/
Фото - https://www.instagram.com/volodin.saratov 

По первоначальной задумке, высокоскоростная трасса должна содержать по две полосы в каждую сторону, с пересечениями каждые 8-10 километров. По сторонам автобана будут находиться АЗС, СТО, кафе, кемпинги и мотели. В районе села Орловское Марксовского района обещали мост через Волгу протяженностью четыре километра. Строительство должно было начаться в 2016 году и завершиться к 2018 году.

Стоимость строительных работ на территории региона еще в 2015 году оценивали примерно в 1,5 миллиарда евро (не рублей). Но, можно выдохнуть, строиться она будет на условиях государственно-частного партнерства. Нашелся инвестор проекта – ЗАО «Русская холдинговая компания» (связана с Александром Рязановым, бывшим топ-менеджером «Газпрома» и депутатом Госдумы третьего созыва).

За удовольствие проехать по магистрали удивительного качества нужно будет заплатить: стоимость проезда по трассе ориентировочно составит 1 рубль за километр пути (правда, эксперты рассчитали, что на деле выйдет значительно дороже).

Еще в 2015 году региональные власти сообщали, что разбивка дороги по правобережью почти завершена, земли под подходы к мосту активно покупаются инвесторами. Но уже осенью того же года стало известно о другом масштабном проекте – трассе «Великий шелковый путь», который поставил под сомнение проект Шанхай-Гамбург. «Шелковый путь» должен пройти севернее, в обход Саратовской области.

Фото - https://rcmm.ru/
Фото - https://rcmm.ru 

С тех пор про трассу Шанхай-Гамбург вспоминали лишь раз на Петербургском международном экономическом форуме в 2017 году – тогда пообещали, что ее строительство вот-вот начнется в 2018 году. Но было бы странно, если б дорогу из Китая в Европу строили только в Саратовской области. Как же этот проект реализуется в других регионах?

В 2018 году чиновники Липецкой области засветились в коррупционном скандале: они передавали участки из госсобственности подконтрольным фирмам, чтобы затем получить деньги от продажи земли под трассу инвесторам – «Русской холдинговой компании». В Тамбовской, Орловской, Брянской и Смоленской областях робкие слухи о «Меридиане» прошлись только 2015 году, с тех пор всё тихо. В соседней Самарской области велись какие-то работы «в высокой стадии готовности» по передаче земли под дорогу. В Оренбургской области, где магистраль должна соединить Европу с Азией и откуда логически должен начаться российский участок дороги (китайский участок завершен еще 2016 году, казахстанский активно строится), региональные власти не располагают информацией о проекте. Как сообщил инвестор, там тоже только выкупают участки земли под трассу.

Все регионы верят Вячеславу Володину и уступают Саратовской области место зачинателя масштабного дорожного строительства.

 

Городской пляж меняет размеры

Не менее ожидаемым и долгоиграющим является проект городского пляжа, который обещают саратовцам года с 2012-го, но с 2016 года обещает конкретно Вячеслав Володин. Во время его последнего визита зампред областного правительства Роман Бусаргин рассказал, что пляж все-таки будет готов в 2020 году – уже предусмотрены субсидии порядка 400 миллионов рублей на развитие набережной в рамках федеральной программы «Развитие водохозяйственного комплекса РФ».

Завершить обустройство пляжа заодно с пешеходной зоной Володин хотел еще до конца 2016 года – чтобы уже следующим летом саратовцы загорали на песке. Как минимум, насыпать молы (волнорезы).

Фото - https://travelbyfotos.wordpress.com/
Фото - https://travelbyfotos.wordpress.com 

В декабре 2016 года на публичных слушаниях с возражениями выступили представители предприятий, расположенных на новой набережной. План подразумевает их постепенное вытеснение с территорий. В частности, комбикормовый завод предлагалось лишить железнодорожной ветки, мотивируя тем, что завод «нерентабелен». Большинство участников публичных слушаний проголосовали против володинского проекта пляжа. Позднее околовластные общественники раскритиковали за это комбикормовый завод и вообще институт публичных слушаний.

От строительства нового пляжа на берегу Волги отговаривал председатель регионального отделения Русского географического общества Владимир Макаров, объясняя это общей загрязненностью реки и сточными водами.

Между тем, проекту придали масштаб. Решили строить пляж в две очереди. Первая – длиной в 600 метров – должна протянуться от Провиантской до Вольской и быть ограничена двумя молами, где будут организованы остановки для судов. Затем будет еще 800 метров пляжа – от Вольской до 2-й Садовой. Поскольку глубина Волги у берега достаточно большая, рассчитали, что потребуется 400 тысяч кубометров песка. Только песок обойдется бюджету в 200 миллионов рублей, не считая около одного миллиарда на возведение мола. Когда губернатор рассказал о таких подсчетах проектного института Вячеславу Володину, федеральный политик очень удивился: «Ну послушайте, это в десять раз дороже оказалось. Надо просто понять, что же там такое в этой цене, учитывая, что, по большому счету, там два мола по бокам и песок».

В марте 2017-го Валерий Радаев пообещал горожанам, что пляж начнут строить в конце лета 2017 года. В октябре, когда пляж так и не начали строить, выделенные деньги из муниципального бюджета на его устройство перенаправили на строительство эллингов (которые были сделаны с нарушениями) для переноса лодочных баз к поселкам Юриш и Улеши. А сам пляж под контролем губернатора ужался до 500 метров.

В ноябре 2018 года Вячеслав Володин заявлял, что пляж появится в Саратове в течение трех ближайших лет.