Владислав Сурков обещает долгую жизнь «государству Путина»

Оценить
Владислав Сурков обещает долгую жизнь «государству Путина»
Владислав Сурков. Фото – kremlin.ru
Помощник президента Путина Владислав Сурков написал статью, в которой предрек долгую жизнь «государству Путина», а также удивил утверждениями том, что наша власть понимает народ, а «государство Россия» держится на доверии народа к власти.

Помощник президента Владислав Сурков опубликовал  в «Независимой газете» статью «Долгое государство Путина. О том, что здесь вообще происходит». 

В статье Сурков долго и не совсем убедительно ищет преимущества российского государства и государственности над остальными странами мира. Автор убежден, что «государство Россия продолжается, и теперь это государство нового типа, какого у нас еще не было. Оформившееся в целом к середине нулевых, оно пока мало изучено, но его своеобразие и жизнеспособность очевидны. Стресс-тесты, которые оно прошло и проходит, показывают, что именно такая, органически сложившаяся модель политического устройства явится эффективным средством выживания и возвышения российской нации на ближайшие не только годы, но и десятилетия, а скорее всего и на весь предстоящий век».

Согласитесь, странно вдруг без особых на то причин утверждать, что наша страна просуществует еще долго. Точнее так: Сурков пытается доказать, что еще очень долго просуществует нынешняя политическая система, чью сущность он прочно связывает с именем Путина. «Большая политическая машина Путина только набирает обороты и настраивается на долгую, трудную и интересную работу. Выход ее на полную мощность далеко впереди, так что и через много лет Россия все еще будет государством Путина».

Сурков имеет в виду монархию? Нет, конечно, но некое государство, построенное по заветам Путина и работающее над реализацией его идей. Но вот в чем загвоздка – никаких стратегических идей Путина, никаких заветов нет, если не считать направленность на конфронтацию со всем миром. Выходит, Сурков – певец изоляции? Отчасти да. Почему отчасти? По той причине, что помощник президента  отчего-то уверен, что «сделанная в России политическая система пригодна не только для домашнего будущего, она явно имеет значительный экспортный потенциал, спрос на нее или на отдельные ее компоненты уже существует, ее опыт изучают и частично перенимают, ей подражают как правящие, так и оппозиционные группы во многих странах». Понятно, когда выдвигаются подобные сентенции, очень трудно подкрепить их примерами, и автор не стал этого делать, зато он уверен, что «Россия вмешивается в их (западных политиков. – Д.К.) мозг, и они не знают, что делать с собственным измененным сознанием». Все это происходит оттого, что наша страна «начала сама производить смыслы и перешла в информационное контрнаступление на Запад». Возможно, это оценка нашего пропагандистского телевидения, вещающего на другие страны. В этом случае, конечно, можно говорить о наступлении, но вот о производстве смыслов – вряд ли. Скорее, о поставленном на массовый поток производстве фейков.

Большую часть своей статьи Сурков посвятил размышлениям о современной России. Внешне она непривлекательна. «Наша система, как и вообще наше все, смотрится, конечно, не изящнее, зато честнее… Самые брутальные конструкции его (государства. – Д.К.) силового каркаса идут прямо по фасаду, не прикрытые какими-либо архитектурными излишествами». Понятно, что для поддержания этой красоты нужно напряжение – прежде всего – военно-полицейских сил. Иначе может развалиться, наверное. «Высокое внутреннее напряжение, связанное с удержанием огромных неоднородных пространств, и постоянное пребывание в гуще геополитической борьбы делают военно-полицейские функции государства важнейшими и решающими».

Итак, что мы имеем? Государство, которое диктует другим странам некие смыслы, меняющие сознание людей в других странах. Внутри же себя самого нужно удерживать огромные неоднородные пространства, потому полицейские функции становятся  важнейшими. Ну а народ? Народ, согласно Суркову, живет своей глубинной жизнью. «На глянцевой поверхности блистает элита, век за веком активно (надо отдать ей должное) вовлекающая народ в некоторые свои мероприятия – партийные собрания, войны, выборы, экономические эксперименты. Народ в мероприятиях участвует, но несколько отстраненно, на поверхности не показывается, живя в собственной глубине совсем другой жизнью».

Где-то всё это уже было: народ-богоносец, народ – спящий богатырь, народ наш прост, но мудр. Но главное – наша власть народ понимает. Внимательный читатель  здесь обязательно удивится: о каком понимании народа и его нужд можно говорить? После того как проведена пенсионная реформа, увеличены налоги, пятая часть народа живет в нищете… Но Сурков – мыслитель, философ, детали повседневности, вся эта тщета и суета ему неважны. Главное для него не народ, а власть, которая мудра. «Умение слышать и понимать народ, видеть его насквозь, на всю глубину и действовать сообразно – уникальное и главное достоинство государства Путина. Оно адекватно народу, попутно ему, а значит, не подвержено разрушительным перегрузкам от встречных течений истории. Следовательно, оно эффективно и долговечно».

Трудно здесь что-либо комментировать. Разве что заметить, что утверждение о попутности народа и власти совершенно голословно, народ и власть движутся в разные стороны. Одни – к запредельному богатству, другие – к бедности и бесправию. Но дальше – больше. Автор программной статьи увидел еще один феномен – доверие народа к власти. «Современная модель русского государства начинается с доверия и на доверии держится. В этом ее коренное отличие от модели западной, культивирующей недоверие и критику. И в этом ее сила». Социологи, однако, говорят об обратном – о падении доверия к чиновникам. Согласно опросу «Левада-центра», доля тех, кто не доверяет властям, за последний год увеличилась с 37 до 52 процентов. И очень радует посыл о негодной западной модели, которая культивирует недоверие к власти (и ее сменяемость), а также критику. В «государстве Путина», которое прославляет Сурков, власть  не меняется, и критике нет места.

В немногочисленных отзывах на статью Суркова словам одобрения места не нашлось.  Самое популярное  мнение: заклинания Суркова о вечности нынешнего режима обусловлены опасениями скорого краха. Кто-то видит и вовсе банальную причину выступления помощника президента – напомнить о себе. Язвительный Алексей Венедиктов нашел в статье сходство с рассуждениями немецких лидеров тридцатых годов прошлого века о том, почему Третий рейх будет тысячелетним.

«Только вместо Карла Великого – Иван Третий, вместо Фридриха Барбароссы – Петр Первый, а вместо Бисмарка – Ленин.

Ну и вместо западной плутократии – западная демократия.

Конечно, никакого преследования никакой отдельной нации – в 21 веке это не модно.

А так – тютелька в тютельку.

Только «тысячелетний» Третий рейх с такой философией просуществовал недолго». 

Но не будем копаться в причинах, побудивших Владислава Суркова написать эту статью. Отметим только, что, например, помощнику Трампа Джону Болтону не придет в голову мысль  писать трактат о том, что Америка вечна. Они это и так знают. А тут получается, что появились сомнения, которые Сурков и поспешил опровергнуть, а в итоге еще больше усилил.