Матери вышли на митинг против оптимизации детских больниц

Оценить
Отставки руководства саратовского минздрава потребовали участники митинга, организованного в защиту детской поликлиники №10 и инфекционной больницы №6. Родители борются за сохранение медицинских учреждений, попавших под очередную оптимизацию.

Матери маленьких пациентов защищают медицинские учреждения от оптимизации. Такая история происходит в Саратове не в первый раз. Меняются названия больниц, но не реакция чиновников. Теперь родители встали на защиту поликлиники №10 и шестой инфекционной больницы. Протестующие проводили одиночные пикеты, добились встреч с чиновниками, записали видеообращение к президенту. В ответ местное начальство продемонстрировало такой уровень «умения» работать с гражданами, что тем только и оставалось выйти с протестом на улицу.

Противостояние родителей и функционеров от здравоохранения случается в Саратове не впервые. Именно так развивались события в 2013 году, когда мамы пациентов защищали центр восстановительной медицины и реабилитации. Тогда городские чиновники прямо говорили, что реорганизация нужна для выполнения майских указов о зарплате врачей. На уровне слухов ситуация объяснялась интересом важного человека к зданию медцентра на Станционном проезде. Примечательно, что поликлиника №10 и больница №6 также имеют несчастье занимать ценную недвижимость на новой пешеходной зоне.

 

Десятилетие детства – в действии

Всю ночь накануне митинга на улице Волжской гудели тяжелые трактора. Несмотря на усилия техники, к утру снежные завалы, копившиеся на модной пешеходной зоне не одну неделю, вывезены только частично. Десяток мужчин в оранжевых спецовках ломами добивают лед перед дверями поликлиники.

На витрине – огромный плакат с лозунгом: «Проект президента на благо жителей Саратовской области. Десятилетие детства – в действии!». На фотографиях – красно-желтый вертолет санавиации и стойка с надписью «Регистратура», больше похожая на ресепшн хорошего отеля, чем на интерьеры реальных медицинских учреждений. Родителям, идущим на митинг в защиту поликлиники, плакат сообщает, что в стране «открываются новые учреждения для оказания профессиональной медицинской помощи подрастающему поколению».

Несмотря на морозную погоду, собралось не меньше сотни человек. Мероприятие отлично организовано: отпечатанные и сделанные вручную плакаты, сбор подписей, звукоусиливающая аппаратура, небольшая трибуна и четко расписанный график выступлений. Перед началом организаторы предупреждают, что на митинге не должно быть несовершеннолетних без родителей, ровно через час всю наглядную агитацию следует свернуть и разойтись так, чтобы это не было похоже на несанкционированное шествие. В стороне переминаются с ноги на ногу двое полицейских в черных бушлатах.

«Меня зовут Ольга Таниди, я многодетная мама. Здесь я представляю интересы всех многодетных семей микрорайона», – говорит с трибуны активистка. – Наша инициативная группа – самые обычные родители, никем не купленные и не нанятые, как пытаются представить чиновники. В свое свободное время мы боремся за права детей. На личные средства проводим публичное мероприятие, печатаем плакаты».

Как говорит Ольга, семьи пациентов уже ощутили на себе результаты реорганизации поликлиники №10: на прием к врачу невозможно записаться через сайт госуслуг и трудно дозвониться, медицинские карточки детей теряются, «лабораторные анализы делаются неделю и находятся только после звонка в минздрав».

«Сегодня многие не пришли на митинг, так как думали, что победа уже за нами, ведь в здание поликлиники на Волжской вернули педиатров. На самом деле о победе говорить еще рано», – заявила член инициативной группы родителей Гуля Бикжанова. По ее словам, зарплата работников поликлиники упала, на них обрушились проверки. Упразднена должность дежурного врача выходного дня: «Теперь родители должны взять карточку в поликлинике №10 на Волжской и с больным ребенком идти в поликлинику №3 на Московскую». Аппарат УЗИ, работавший в здании на Волжской, по утверждению минздрава, отправлен в ремонт. Кабинет физиотерапии работает только два часа в день вместо прежних восьми.

«Чиновники часто говорят, что больница №6 была нерентабельной. Целью реорганизации должно быть повышение доступности медицинской помощи, а не рентабельности, – говорит Ольга Таниди. – Проблема не столько в финансировании, сколько в качестве управления. В больнице для грудничков сделали многомиллионный ремонт и просто ее закрыли. Сейчас набирает силу скандал с приписками посещаемости в электронных картах больных. То есть деньги в системе есть. Достаточно прекратить оплачивать "мертвые души"».

Как рассказала с трибуны одна из врачей больницы №6, в учреждении работал уникальный коллектив: «У нас почти не было увольнений, медсестры приходили после училища и работали по 30-40 лет. Так же и врачи, у некоторых с 1970-х одна запись в трудовой книжке».

По словам выступающих, уволенные медики не перешли на работу в детскую больницу №5, «потому что там один врач дежурит на 120 коек, больница раскидана на несколько корпусов, к тяжелому ребенку можно не добежать». Обслуживать грудничков будет сотрудница больницы №5, получившая сертификат неонатолога в январе нынешнего года.

Больница №6 принимала детей в возрасте до трех месяцев с любыми диагнозами. Теперь крошечных пациентов будут распределять по оставшимся больницам согласно характеру заболевания. «Сопутствующая патология не всегда позволяет врачу скорой сразу поставить диагноз. Если ребенка ошибочно доставят в больницу №5 и там его не примут, бригаде придется разворачиваться в Заводской район», – говорит врач.

 

История болезни

Напомним, что саратовские родители протестуют против реорганизации поликлиники №10 и детской больницы №6 с начала нынешнего года. Представители минздрава по-разному объясняли необходимость закрытия. Сначала речь шла о том, что в поликлинике не было нужных специалистов. Затем чиновники заявили о непреодолимых проблемах с текущей крышей, обследовать которую можно не раньше марта. Когда скандал вышел на федеральный уровень, выяснилось, что трудности вполне разрешимы и уже подготовлена смета на ремонт. Требуется 400 тысяч рублей.

В процессе общения с возмущенными гражданами местное начальство продемонстрировало свойственное ему умение работать с людьми. Например, председатель Общественной палаты Александр Ландо, к которому обратились недовольные родители, заявил, что лично ему поликлиника №3 очень нравится. «Шикарная поликлиника! Никаких очередей. Врачам из десятой поликлиники предоставили места», – заявил Александр Соломонович на коллегии минздрава и обвинил прессу, описывавшую очереди и проблемное состояние здания, во вранье.

Ошеломленные родители пригласили главного общественника на встречу. Но он не пришел. «Инцидент исчерпан, во встрече нет необходимости», – заявил господин Ландо ИА «Версия-Саратов». Мамам и папам, которые ждали его в поликлинике №10, зампредседателя палаты Валентина Богданова объявила, что у Ландо «как у всякого живого человека образовался форс-мажор».

Главный педиатр области Михаил Свинарев, отвечая на вопросы корреспондента «Свободных новостей», обвинил медиков больницы №6 в нежелании работать. «Я – главный врач областной детской больницы, ко мне не пошел работать ни один человек из шестой больницы, потому что нагрузка выше. А мы любим что? Дайте, чтобы нам платили минимальные деньги, но мы совсем ничего не будем делать. Ни в больницу №5, ни ко мне, ни в 7-ю детскую больницу ни один сотрудник из шестой больницы не устроился. Это больницы, в которых есть реальная круглосуточная работа, реальный экстренный прием пациентов и реальная профильная помощь».

Министр здравоохранения Наталья Мазина уже после возобновления в поликлинике №10 приема педиатров заявила, что «посещения здесь единичны», учреждение недозагружено и не выполняет норму по профилактическим осмотрам, что скажется на зарплате сотрудников.

 

Хорошо забытое старое

Напомним, что похожая история случилась в Саратове в 2013 году. Городские власти решили реорганизовать центр восстановительной медицины и реабилитации на Станционном проезде. ЦВМиР был создан в 1990 году. Здесь лечили детей в возрасте от рождения до 15 лет, страдающих различными формами церебрального паралича и другими психоневрологическими патологиями. Лечебное учреждение планировалось объединить с детской поликлиникой №1 Октябрьского района.

Мэрия честно объясняла, что муниципальное здравоохранение вынуждено экономить ради выполнения майских указов о повышении зарплаты врачей. Родители пациентов объясняли, что превращение самостоятельного центра в отделение обычной участковой поликлиники, к тому же пользующейся не самой блестящей репутацией, приведет к понижению качества лечения.

Так же, как и сейчас, решение о реорганизации принималось без обсуждения с родителями. Суть претензий к центру заключалась в его убыточности.

Примечательно, что в скандале шестилетней давности участвовали те же персонажи, что и теперь. Председатель Общественной палаты Александр Ландо, приехавший на встречу с родителями, указывал матерям: «Что к чему и для чего присоединяют – это не ваш вопрос. Система управления – не в вашей компетенции». Михаил Исаев, бывший тогда сенатором, не упустил случая проявить познания в медицине и сравнил поликлинику №1 с «маневровым тепловозом, который, уверен, сможет вытянуть центр из глубокой финансовой ямы». Член Совфеда призывал «перестать "раскачивать лодку" и действовать в таких категориях, как экономика, эффективность и целесообразность».

В частных разговорах источники напоминали, что ранее реабилитационный центр находился в историческом особняке на улице Шевченко. В 1990-е годы детей выселили, чтобы передать здание консульству Германии. Немцы от подарочка отказались. Позже особняк занял под офис главный федеральный инспектор. Сейчас здесь располагается резиденция православного митрополита. По слухам, здание на Станционном проезде приглянулось кому-то под общественную приемную.

Саратовцы проводили пикеты и митинг у памятника Чернышевского. Кстати, тогда, как и в нынешней истории, к протесту охотно присоединились члены КПРФ. После нескольких месяцев бурных протестов общественности центр был передан из ведения горздрава в областное подчинение, хотя часть сотрудников, измотанных скандалом, уволились.