Налог для самозанятых: возможность или ловушка?

Оценить
О чем закон и когда начнет работать

С 1 января 2019 года начинает действовать новый налог на профессиональный доход для самозанятых. Что нужно знать фрилансерам: репетиторам, коворкерам, нянечкам, сдельным работникам и прочим самозанятым в связи с введением нового налога?

Хочется подчеркнуть характер закона – налоговый сбор носит статус налогового эксперимента, который будет проходить пока только в четырех регионах России: Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане. Налогоплательщики не обязаны там регистрироваться – для взыскания налога достаточно вести в этих субъектах деятельность. То есть Саратова и прочих регионов в 2019 году этот закон не касается, но зарегистрироваться и начать вести деятельность официально можно уже сейчас. Тем временем, по данным СарБК, в Саратове зарегистрировано 30 самозанятых. В Саратове и других регионах закон начнет действовать с 2020 года, но добровольно зарегистрироваться можно уже сейчас.

 

Кто такие самозанятые и за что они платят

Начнем с того, что понятие «самозанятый» в законодательстве отсутствует, поэтому нельзя точно сказать, что человек, имеющий основную работу и еще подрабатывающий, не самозанят. По логике, самозанятый – это человек, организовавший себе подработку и, в частности, рабочее место самостоятельно. Следовательно, в категорию самозанятых попадают и мастера по маникюру, педикюру, шугарингу, работающие у себя дома, няни и догситтеры, у которых очень невысокий доход, и пенсионеры, продающие овощи, ягоды или старое барахло на блошиных рынках. А как же расценивать обычного кассира магазина, который после своего рабочего дня подрабатывает уборкой квартир по рекомендациям знакомых?

Все понимают, что в большинстве своем данным налогом будут облагаться люди, нуждающиеся в деньгах, находящиеся за чертой бедности или немного ее переступившие: те же пенсионеры, студенты или просто безработные люди, едва сводящие концы с концами. С точки зрения законодателей, существует некая масса людей, которые совершают миллионные операции и не платят за это налоги. Очевидно, что если это может быть актуально для Москвы, Московской области или Санкт-Петербурга, то в регионах таких теневых неплательщиков немного.

Стоит отметить, что очень неясным остаются те факты, что платить предлагают как людям, которые работают в офисах, в качестве индивидуального предпринимателя, так и тем, кто оказывает услуги у себя дома или на выезде. С первой категорией граждан всё относительно понятно. Со второй же неясно, за что должен платить человек, платящий налог за своё имущество и имеющий право распоряжаться им в любых, не противоречащих закону целях, а оказание услуг или их приобретение закону не противоречат. При работе дома и в наличных расчетах отследить факт оказания услуги почти невозможно. Государство также понимает, что оказание услуг на дому – действие, не ограниченное законом.

Также совершенно нелогично, что человек, оказывающий услуги у себя дома и получивший образование за свой счёт, а не за счёт государства (например, свидетельство об окончании курсов по маникюру), должен отдавать часть своего дохода просто потому, что он работает в той форме, какую организовал и выбрал сам. Платить налог предлагается независимо от уровня получаемого дохода в месяц, но не более 2,4 миллиона рублей в год. Таким образом, законодатель не устанавливает нижнюю планку для незащищенных слоев населения, что, на наш взгляд, является очевидной недоработкой закона либо умышленным упущением законодателей.

Кто такие самозанятые
Фото www.instagram.com

 

Плюсы и минусы

Как утверждают официальные власти, этот закон – способ сделать доходы «белыми», однако какими преимуществами будут обладать обложенные налогом физические лица, говорят неохотно. Пока что единственным точным плюсом можно назвать то, что физические лица, работающие с юридическими лицами, приобретут официально подтвержденный статус лица, которое оказывает услуги. Например, домохозяйка, делающая кексы, сможет получить документы для продажи этих кексов в магазинах-партнерах, платя при этом всего 6 процентов с дохода. Кроме того, официальный статус наемного исполнителя некоторым юридическим лицам нужен для отчетности, но даже по действующим законам всё и так прекрасно регулируется договорами. Теперь же любой клиент сможет потребовать от нянечки чек через приложение на телефоне, которого на момент написания статьи еще нет в Play Market и AppStore, поэтому говорить о том, как оно будет работать, мы не беремся. Законодатель также обещает отсутствие отчетности и проверок со стороны налоговой инспекции, а значит, что можно совершенно спокойно давать рекламу и не бояться проверок, работая в целом как индивидуальный предприниматель.

На этом очевидные плюсы заканчиваются. Законодатель никак не регулирует назначение платежей, а люди боятся, что придется платить за продажу вообще всего, что еще не обложено налогами, как, например, удочки, смартфона и прочего. Готовы ли вы платить за продажу своих личных вещей? Кто будет определять, личная это вещь или плод вашей «самозанятости»? Как налоговики определят, что поступившая на карточку сумма не облагается налогом? Заметим, что государство и раньше имело право штрафовать многих самозанятых, но делало это в исключительных редких случаях. То есть становится очевидным тот факт, что отследить незарегистрированных предпринимателей и доказать оказание услуг на постоянной основе не представлялось возможным или не считалось нужным.

Теперь же каждый заявивший о себе человек «выходит в свет» автоматически. Самый большой риск видится в том, что после вывода из тени значительного количества самозанятых государство повысит ставки, как было с повышением НДС.

Федеральная налоговая служба своим письмом от 27.06.2018 разъяснила порядок обложения НДФЛ денежных средств, полученных физическим лицом от другого физического лица путем перевода с карты на карту. Стоит подчеркнуть, что доходы в денежной форме, получаемые от физлиц в порядке дарения, не подлежат обложению НДФЛ. Обязанность по представлению декларации 3-НДФЛ в таких случаях отсутствует. Впрочем, другим удобным выходом из этой ситуации остаются наличные операции.

Отметим, что самозанятым придется пользоваться планшетами и смартфонами для работы с приложением «Самозанятый гражданин», однако большая часть потенциальных налогоплательщиков слабо представляет, как обращаться со смартфонами, либо делать этого не желает, а значит, не будет участвовать в эксперименте.

 

ИП или самозанятость

В основном на налог на профессиональную деятельность перейдут ИП-одиночки: во-первых, не нужно платить страховые взносы ИП, во-вторых, ставка при работе с физическими лицами выгоднее – вместо шести всего четыре процента. Здесь мы видим минус нового налога для государства: это значит, что бюджет недополучит от вчерашних индивидуальных предпринимателей ни взносов, ни налогов.

Стоит сказать, что данный налоговый режим в регионах может иметь очень привлекательные формы, региональные власти вправе дополнить список видов деятельности, которые могут вести самозанятые граждане. Например, в Рязанской области можно без регистрации ИП работать парикмахером, фотографом, ремонтировать автомобили, бытовую и компьютерную технику на дому. Региональные власти в Республике Марий Эл к самозанятым отнесли экскурсоводов и гидов, организаторов свадеб, строителей-отделочников, а также граждан, которые ремонтируют одежду, обувь, садовый и домашний инвентарь.

Рассмотрим вариант, что репетитор зарегистрировался как индивидуальный предприниматель по схеме упрощенного налогового обложения (УСН) в 2018 году, работает с частными школами и платит 6 процентов от дохода. Есть ли смысл ему закрывать ИП и платить те же 6 процентов? С одной стороны, есть, с другой – нет. Индивидуальный предприниматель оплачивает не только 6 процентов, но также установленный законом фиксированный размер взносов на пенсионное страхование, который составляет 26545 рублей при доходе не более 300 тысяч рублей (данные за расчетный период 2018 года). Чтобы не платить этот и прочие дополнительные сборы, предпринимателю придется закрыть ИП, но для этого требуется собрать множество справок об отсутствии задолженностей и пр., а также заплатить некоторую пошлину за закрытие ИП. Решение полностью зависит от того, уверен ли предприниматель в обещаниях правительства и в своем желании протестировать достаточно сырой закон, чтобы не платить лишние 20 тысяч в год и лишиться части преференций, которые у него есть сейчас.

 

Не отстаем от белорусских «тунеядцев»

Россия, кажется, подошла с другой стороны к закону «о тунеядстве» (декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества»), который был принят в Беларуси в 2015 году и отменен в 2018-м в связи с волнениями в стране. Принятый в России закон может ударить по незащищенным слоям населения, таким как пенсионеры, студенты, ремесленники, сиделки, однако обойдет стороной домохозяек и действительно безработных граждан.

Вместо того чтобы ввести налог, государству необходимо провести эффективные экономические реформы, принять меры по сокращению инфляции, по созданию реальных рабочих мест, удешевлению услуг.

Думается, что для более безболезненного налогового обложения нужно ввести нижнюю планку при работе с физическими и, возможно, юридическими лицами, только после достижения которой самозанятый будет облагаться налогом (выше, например, средней заработной платы по региону). А вместо того чтобы вводить в работу новые законы, которые вызывают недовольство и непонимание людей, стоило бы ввести шкалу прогрессивного налогообложения, тем самым уравнивая положение незащищенных и богатых слоев населения. Это бы могло показать состоятельность власти в вопросе налогообложения.

Тунеядцы