Мутные воды Балтая. Пить воду из-под крана нельзя, а канализация сливается в соседний лес
Пару недель назад депутат облдумы от ЛДПР Станислав Денисенко опубликовал в своем инстаграме фото бутылки с водой, которую ему на прием принесли балтайцы. В то, что это вода из-под крана, поверить трудно. Выглядит эта мутно-ржавая жидкость так, будто ее набрали из придорожной лужи. Мы решили проверить, соответствует ли картинка действительности. Оказалось, что ржавая вода – это вершина балтайского коммунального айсберга. При этом пост и.о. главы администрации района сейчас занимает бывший глава ООО «Спектр» Александр Грунов, который 11 лет занимается балтайской коммуналкой. Жители уверены, что он и станет новым главой.
Речка-вонючка в сосновом бору
– Вот здесь они всю канализацию и сливают, – Виктор Иванович Медвигин, балтайский пенсионер, показывает на гнилостно-черную воду, заполнившую канаву у небольшого лесочка.
Отсюда до Балтайской ЦРБ 300-400 метров. А ниже по склону – за лесом, куда сельчане ходят собирать грибы, – частные жилые дома. Добираться к месту несанкционированного слива жидких бытовых отходов приходится пешком. Редакционный «Рено-Дастер» застрял на дороге еще в черте поселка. Грунтовку до леса разбили тяжелые машины.
В сосновом бору пахнет деревенским туалетом и сточными водами. Рядом с местом слива на свежем снегу видны следы больших колес.
– Сейчас они сюда льют, а как дорогу совсем заметет, они встанут прямо на пригорке и сливают, – разводит руками пенсионер. – За зиму все это намерзает. Весной вода с полей смывает всю канализацию через лес в поселок: на улицу Гусева и Степную. Прямо к жилым домам.
Траншея, в которую машины незаконно сливают балтайскую канализацию, была выкопана еще в советские годы – как раз под канализационную трубу. Но времена сменились, трубы пропали, а траншея вдоль сосняка осталась.
Несанкционированное место слива канализации
Специально оборудованное место для слива сточных вод есть. По словам Медвигина, отстойник находится на свалке ТБО между Балтаем и Асановкой. Но водители-ассенизаторы туда не доезжают. Говорят, что дорого. Им, якобы, горючки не хватает.
– И больничная машина сюда сливает, и ООО «Спектр» сейчас тут ездили, – рассказывает пенсионер. – Я уже к Грунову сколько раз ходил: «Сан Саныч, это что ж такое делается-то?» – спрашивал. Как схожу к нему, так они ездить перестают. А потом опять начинают.
ООО «Спектр» – коммерческая организация, которая в Балтайском районе занимается вывозом твердых и жидких бытовых отходов, а также водоснабжением и отоплением районных сел и деревень. До недавнего времени ее директором был Александр Грунов. Он же был председателем совета депутатов Балтайского района. В прошедшую пятницу он оставил пост руководителя «Спектра» и вышел работать в районную администрацию и.о. первого зама. А уже во вторник, 27 ноября, стал и.о. главы районной администрации.
Виктор Иванович Медвигин
– Я в совете ветеранов спрашивал, мне сказали, что Скворцов наш (глава Балтайского района Сергей Скворцов. – А.М.) написал заявление на отпуск с последующим увольнением, – рассказывает Медвигин. – Говорят, теперь Грунов будет главным у нас. Как по мне, так шило на мыло меняем.
Карикатура, а не дом
На улице Колхозной стоит единственная в Балтае панельная трехэтажка. Вид у нее удручающий.
– Карикатура, а не дом! – всплескивает руками Медвигин. Он в нем живет. Хватает меня за рукав и тащит рассмотреть дом с торца. Здесь швы между плитами заделаны на совесть. Оказывается, в угловой квартире живет молодая семья. Когда грибок пошел по стене, глава семейства задумал ремонт.
– Мы электроды в эти щели между плитами вставляли – они насквозь наружу проскакивали, – объясняет пенсионер. – Вот он сам штукатурку отбивал и наново замазывал. Во всем доме так надо. Но никто ничего не делает.
Ул. Колхозная, 1б
В платежке за квартиру у Медвигина напротив графы «содержание жилья» стоят нули. Ни один многоквартирный дом в Балтае не обслуживается управляющей компанией. Зато жильцы исправно собирают деньги на капитальный ремонт – по три рубля с квадратного метра. От 90 до 200 рублей в месяц в зависимости от площади квартиры уходит в «общий котел» в Нижний Новгород с ноября 2014 года. Но латать текущую крышу и межплиточные швы жильцам приходится самостоятельно. Когда в их доме будет капитальный ремонт, не знает никто.
Вода и митинг
Скоро во дворе собираются соседки Медвигина – три пожилые женщины. На всех потрепанная, видавшая виды одежда. Все кутаются в платки и шарфы – на улице сыро и промозгло.
Галина Романова выносит полуторалитровую банку с водой из-под крана. Вода мутная, с неприятным запахом.
– Сегодня ничего так цвет, обычно совсем ржавая, – говорит Галина Гулязовна.
Галина Гулязовна
Балтайцы воду из-под крана сразу не пьют – сначала отстаивают ее в ведрах и тазах. Накипи на чайнике – целый слой. Механические фильтры для очистки воды выходят из строя за месяц. Даже обычная сетка на кране забивается очень быстро. Жильцы верхних этажей и тому рады – к ним вода доходит только ночью. Горячей воды совсем не бывает – газовые колонки без давления в системе не работают. Мыться приходится «как в деревенской бане» – греть кастрюльки и носить в ванную.
При всех неудобствах женщины считают, что им еще повезло – «на другом конце поселка вода из другой скважины, она вонючая, ее кипятить вообще нельзя».
Вопрос про бутилированную воду вызывает у наших собеседниц приступ хохота.
– Что вы говорите! – охает Романова. – Ужас один, как мы живем. У дочери двое детей, они в школе учатся. Сама она нянечкой в садике работает. Получает шесть тысяч в месяц. Сейчас, говорят, 11 сделали. Только мы 11 еще не видели. Ой, меня убьют, наверное, что я вам это рассказываю. У меня пенсия 13 тысяч. Вот и все деньги. За квартиру – пять тысяч, нам кушать надо, одеваться – так что ничего не остается. У нас сейчас до конца месяца ни копейки нету. А вы говорите – фильтр, бутилированная вода...
Александра Даниловна
– У нас, наверное, грязь целебная, – смеется Александра Даниловна. – Или балтайцы просто живучие, как колорадские жуки, которые к любой отраве привыкают.
– Эй, – кричит вдруг Лидия Георгиевна своему молодому соседу, который идет мимо, – подходите сюда, этот вопрос всех касается.
Лидия Георгиевна
– Воды нет, по дорогам говно течет, спасибо «Единой России»! – бросает через плечо сосед и уходит восвояси.
– «Единая Россия», – вдруг заводится Александра Даниловна. – От этой «Единой России» и не избавишься, наверное, никогда.
– Ты что, нельзя такие вещи говорить! – опасливо роняет Лидия Георгиевна.
– Да как не говорить-то! – Александра Даниловна кипит от возмущения. – Достали уже! Они же ничего хорошего, что для народа, не дают принять. Они ж всегда против!
Виктор Иванович согласно кивает и с укором говорит своей осторожной соседке:
– Дети войны – что я, что она, мы всё пережили – и холод, и голод. И ты пережила! Они для нас ничего не принимают, все только ищут, где налоги поднять.
– Я тебе, Виктор Иванович, штаны-то больше подшивать не буду! – вдруг ни с того ни с сего заявляет Александра Даниловна. – А то и с меня налоги станут брать. Скажут – самозанятая.
Приплыву к вам прямо в кресле!
В подвал двухэтажки на улице Ленина нас провожает совсем седая и интеллигентная Лидия Григорьевна Девятнина. Ей 83 года. Старшим по дому всегда считался ее муж, Евгений Иванович, но его уже два года как нет. А люди по старой памяти со своими коммунальными чаяниями стучатся к ней в квартиру.
Лидия Григорьевна Девятнина
В подвал ведет узкая лестница. В темноте раздается мерное «кап-кап-кап».
– Только с лестницы не сходите, – предупреждает нас пожилая женщина. – Туда только в сапогах можно.
Подвал залит водой. «Кое-где вот такая глубина», – Лидия Григорьевна показывает рукой до середины бедра. Луч фонаря выхватывает облепленные пылью и паутиной электрические провода, обмотанную скотчем трубу, огромную лужу на земляном полу.
– Я везде была, – тихим голосом говорит наша собеседница. – Здравствуйте, говорила, я сама пришла – дом пока еще не поплыл. Но он скоро поплывет. И тогда я к вам приплыву прямо в своем кресле (дом находится на одной улице с ООО «Спектр» и администрацией района. – А.М.). Я предлагала – замените нам трубы, разнесите оплату по платежкам. Мы заплатим. Мы все аккуратно платим. Только сделайте. Но мне говорят: да-да-да, мы решим вашу проблему. И не приходят. Раньше всегда слышали. Я сама была руководящим работником – находили способ решить проблему. А сейчас никто не слышит. Никто.
Ул. Ленина, 72
На подмерзшем стекле подъезда сидит живой комар. Александр, сосед Лидии Григорьевны, который вышел покурить, охотно делится впечатлениями:
– Я к матери приехал вчера, сели чай пить – комары. В Балтае лето не кончилось, – смеется он про рассадник балтайских комаров. – По-хорошему, в доме все трубы надо менять. Всего два стояка. Но ради одной нашей квартиры менять весь дом я не потяну. А управляющей компании у дома нет.
А потом интересуется:
– Вы про что снимаете, про подвал или про воду? А то воду нашу «Фантой» назвать трудно. Она такая же оранжевая, как «Фанта». Но очень уж густая. Слизь эту из бачка туалетного ложками черпать можно.
Ситуация не тупиковая
В этом уверен теперь уже и.о. главы администрации района Александр Грунов. В понедельник, 26 ноября, мы искали его в ООО «Спектр». Старый кирпичный особнячок, деревянная лестница, ведущая на второй этаж. Типичная «контора».
ООО «Спектр»
– Александр Александрович в администрации, – сообщают нам. И мы идем в администрацию. Она в ста метрах от «Спектра», смотрит окнами на главную балтайскую площадь. Широкие лестницы, деревянные полированные перила, офисные растения в больших кадках. На втором этаже настоящая картинная галерея – на стенах висят работы местного художника. Александр Александрович выходит к нам из кабинета.
– Я больше не возглавляю ООО «Спектр», – говорит он. И уточняет: с пятницы. Сейчас (в понедельник, 26 ноября. – А.М.) я исполняю обязанности первого заместителя главы администрации района. Он ушел в отпуск, а я решил, поскольку знаком с работой в сфере ЖКХ и могу быть полезен, его временно заменить.
Александр Грунов
Уже во вторник все информагентства области сообщат, что Грунов пошел «на повышение» – стал и.о. главы районной администрации.
На наши вопросы о качестве воды и несанкционированном сбросе жидких бытовых отходов он отвечает, что «мои машины точно в лесочек не ездят, я за это водителей наказываю». Потом поправляется – «когда они были моими». За качество водопроводной воды он «принес публичные извинения в местной газете, и жители его извинения приняли».
– У нас в районе старый водопровод, – объясняет Грунов. – Сетям от 30 до 50 лет. Здесь часто случаются порывы. И в момент порывов вода идет ненадлежащего качества. Но мои жители меня понимают и идут мне навстречу. Таким нам водопровод достался 11 лет назад. Ежегодно мы 300-500 метров трубы меняем за свой счет. К сожалению, государственная программа по питьевой воде не совсем до нас доходит. Есть места, где положение с водой намного хуже, чем у нас в районе. Но, тем не менее, мы в этом направлении работаем.
Грунов перечисляет сделанное за 11 лет: поставили водонапорную башню в Садовке, там же установили емкость для воды на 50 кубов, поставили емкость в селе Донгуз.
– 5 июня в Балтае вышел из строя основной резервуар, а мы не допустили, чтобы райцентр остался без воды, и ввели в действие резервный за два часа, – объясняет он. – И вообще все эти 11 лет прошли без крупных аварий.
Кстати, ухудшение качества воды жители отметили как раз после той аварии и смены основного резервуара, который то ли развалился от времени, то ли его, по словам жителей, «ветром унесло».
Администрация Балтайского района
– Мы поменяли в селе Садовка порядка 150 метров трубы водопроводной вместе с жителями. В прошлом году поменяли 130 метров трубы на улице Школьной, – продолжает бывший директор «Спектра». – Когда нет порывов, вода идет хорошего качества. Администрация получает ту же самую воду из общего водопровода. Пойдемте, я вам покажу.
Из крана в мужском туалете в белую фаянсовую раковину падает прозрачная струйка воды. Почему-то ее цвет и запах отличаются от воды, которую нам приносили жители улицы Колхозной.