Возобновляемая энергетика по-саратовски: один и тот же проект начинают дважды

Оценить
Губернатор Радаев воодушевлен строительством ветровой электростанции. И совершенно забыл, что пять лет назад начинали точно такой же проект, но так ничего и не сделали.

Странное совпадение: каждый второй год своего очередного срока губернатору Валерию Радаеву становится интересна возобновляемая энергетика.

В самом конце октября губернатор перед заседанием областной думы посетил выставку в фойе парламента. И там сделал очередное заявление: «Вы, наверное, в курсе, что у нас в Саратовской области работают три солнечные электростанции. Нами принято решение использовать энергию ветряков. Вчера я был в корпорации «Роснано», и мы достигли договоренности о строительстве ветростанции».

Новость дополнила подробностями пресс-служба главы региона: «Губернатор Валерий Радаев в Москве провел встречу с руководством компании ООО «УК «Ветроэнергетика». В настоящее время компания рассматривает возможность реализации проекта по строительству ветропарков на территории Саратовской области, в рамках которого планируется построить ветряные электростанции суммарной мощностью 200-300 МВт. Сейчас инвестор рассматривает несколько площадок, которые соответствуют техническим требованиям. По словам инвесторов, в зависимости от площади объем инвестиций по данному проекту может составить от 20 до 30 млрд рублей».

 ООО «УК «Ветроэнергетика», владельцы «Роснано» и ПАО «Фортум». Основным видом деятельности компании является консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления. Также УК «Ветроэнергетика», ООО, работает еще по 3 направлениям. Размер уставного капитала 500 000 руб.

В 2017 ООО «Управляющая компания «Ветроэнергетика» и правительство Ростовской области заключили юридически необязывающее соглашение о сотрудничестве, которым предусмотрено строительство в 2019-2022 годах на территории региона ветряных электростанций совокупной мощностью до 600 МВт. Инвестиции будут производиться на основе отдельных решений. 

Новость о возможном строительстве в Саратовской области ветряной электростанции мы попросили прокомментировать генерального директора инвестиционного холдинга «Энергетический союз» Аркадия Евстафьева, разбирающегося в вопросах энергетики, в том числе и возобновляемой.

«Прежде всего хочу сказать, что намечаемый проект, с точки зрения его экономической эффективности, не имеет смысла. Это, как говорят в Америке, monkey business – бессмысленная работа. Почему? Потому что предполагаемая мощность – 200 или 300 МВт – это немного, часть уйдет на потери. Экономический эффект будет стремиться к нулю. Смотрите, что получится: на бюджетные деньги в Германии, Дании или Испании будут закуплены ветрогенераторы. Но при этом ни слова не говорится хотя бы о намерениях как-то локализовать их производство. То есть вместе с ветропарком создать предприятие, где бы производились пусть самые простейшие комплектующие для ветрогенераторов, готовился персонал не только для их обслуживания, но и для воспроизводства деталей. Вот тогда бы гипотетический ветропарк имел бы смысл, экономический эффект от такого подхода был бы бесспорен в будущем. Создание же ветропарка на бюджетные деньги без локализации – это в прямом смысле деньги на ветер.

Во всем мире идет напряженная работа над развитием возобновляемой энергетики. Дания за счет ветра вырабатывает 105 процентов энергии к необходимой потребности. Есть компания Scotish Power в Шотландии, она продала все свои тепловые электростанции, а вместо них строятся станции ветровые суммарной мощностью 2900 МВт. Великобритания строит ветропарк морского базирования суммарной мощностью 10000 МВт. К сожалению, в России ничего подобно нет, мы продолжаем молиться на нефть и газ. Отчасти причина еще и в том, что создание ветровых установок – крайне сложное в технологическом плане производство. Достаточно сказать, что у большого генератора нагрузка на лопасть больше, чем нагрузка на крыло Боинга 747 в полете. Работа над поиском новых технологических решений, поиском новых материалов постоянно идет во всем передовом мире, ученые и инженеры разных стран работают в кооперации. И это приносит результаты. Достаточно сказать, что в 2013 году один мегаватт установленной мощности стоил два миллиона евро, сейчас же – от миллиона до миллиона двести евро.

Мы на заводе «Тольяттинский трансформатор» тоже занимается разработкой ветровых генераторов и, смело можно сказать, серьезно продвинулись вперед. Увеличена линейка мощностей, а главное, в наших машинах – 95 процентов российских комплектующих.

Что же касается саратовского ветропарка, если он и будет создан, то, повторю, без локализации – это напрасный труд. Кстати, в Саратовской области уже собирались строить ветропарк. В 2013 году. Интересно, какова его судьба?»

И действительно, в 2013 году всерьез говорили о строительстве гигантского ветропарка в Воскресенском районе области. Его предполагаемая мощность должна была быть 1000 МВт это одна седьмая всей производимой в области электроэнергии. Решение было принято на федеральном уровне.

Ветропарк «Средняя Волга» хотели разместить в Воскресенском районе. Тогдашний министр промышленности и энергетики Саратовской области Сергей Лисовский отмечал, что региональное правительство в лице областных минпрома и минстроя еще в мае 2013 года согласовало объекты схемы территориального планирования России в области энергетики, которые будут размещены в Саратовской области.

«Ветровые электростанции, которые должны появиться в России, ориентированы на работу в общую сеть, а не на снабжение электроэнергией какого-то отдельного объекта, – говорил Сергей Лисовский. – Из 16 планируемых ветроэлектростанций ветропарк «Средняя Волга», наряду с аналогичными объектами в Краснодарском крае и Волгоградской области, будет самым мощным. Для сравнения: планируемая мощность в 1000 МВт – это один блок атомной станции».

Прошло пять лет. Ни о ветропарке «Средняя Волга», ни об аналогичных станциях в Волгоградской области и в Краснодарском крае не слышно ни слова. О проекте забыли настолько прочно, что губернатор Радаев даже не вспомнил предыдущую попытку, рассказывая о новых планах. Какая судьба ждет проект сейчас предсказать трудно, но вполне возможно, та же, что и предшественника. И тогда нам останется гордиться запуском линии по производству кукурузных палочек.

Что ни говори, тоже инвестиции.