«И за царя, и за народ» – такую партию хотели бы создать кремлевские технологи. Получится?

Оценить
Политический кризис осени показал, что России нужны новые политические силы, защищающие социальные интересы народа. Что может сделать власть, полностью контролирующая ситуацию в стране? Скорее всего, ничего не сможет или будет имитировать перемены.

«Сила России» – вовсе не сила

Политическая осень 2018 года вышла на редкость бурной. Выступления против пенсионной реформы, протестное голосование на губернаторских выборах и даже поражение на них нескольких кремлевских выдвиженцев. Всё это вкупе доказывает: политическая система страны нуждается в серьезном реформировании. Прежде всего – партийная система. «Единая Россия», словно мавр, сделавший свое дело, должна уйти. Представить ее честную победу на думских выборах 2021 года (если мы все до той поры не попадем в рай) весьма затруднительно.

О превращении аморфного ОНФ в политическую партию говорили давно и продолжают говорить до сих пор. При этом лидером будущей партии неизменно называют Вячеслава Володина. Но есть и другие попытки. На прошлой неделе вдруг появилась информация о создании партии «Сила России» во главе с Натальей Поклонской и Сергеем Железняком. Мол, не зря они голосовали против пенсионной реформы, это был не эмоциональный порыв, а осознанный шаг в будущую партию. Но сами персонажи будущей партии опровергли свое участие в ней, и этот политический анекдот скоро забудется.

Понятно, что это был политический гомункулус из апешной пробирки. У нас в России уверенно считают, что партии создаются сверху – без идеологической базы. Так создавалась ЕР, которую Сергей Миронов метко назвал «профсоюзом бюрократов». Единственная идеология – быть поближе к начальству и выполнять его малейшие желания, единственная цель – устройство собственной сытой жизни. Однако политическая азбука говорит, что партии – настоящие – создаются иным путем. Сначала определенная группа граждан объединяется, движимая общими интересами и идеями; потом из ее числа выдвигается руководство, идет поиск сторонников, и только потом идет формализация процесса, превращение в политическую партию, участие в выборах и так далее. Подобных партий в России две: КПРФ, с некоторыми оговорками, и не допускаемая к регистрации партия Алексея Навального.

Есть, однако, мнение, что создание партии снизу в России невозможно по той причине, что народ наш пассивен, у него нет явных политических предпочтений, его существующая ситуация устраивает. Возможно, в последнее время устраивает несколько меньше. Действительно, политические требования большинства населения еще не оформлены, но вот социальные запросы становятся все более выраженными.

 

Партия-защитница, партия-заступница

Институт социологии управления РАНХиГС исследовал политические предпочтения россиян после решения властей о повышении пенсионного возраста, а РБК опубликовал результаты этого опроса

Согласно опросу, 52 процента респондентов недовольны ситуацией в стране против 45 довольных. Социологи отмечают высокую заинтересованность респондентов в политике вне активного избирательного периода: 54 процента заявили, что интересуются политикой. Но 42 процента россиян не видят партии, которая выражает их интересы, еще 12 затруднились назвать такую партию. Нынешняя партийная система вызывает у 72 процентов респондентов негативные эмоции. Опрошенные считают, что современные партии в первую очередь отстаивают интересы олигархов (28 процентов опрошенных), власти (17), своих лидеров (12). И лишь 10 процентов россиян видят в них защитников интересов отдельных социальных групп.

Какую же партию хотят видеть россияне? Прежде всего – партию-защитницу. Скорее левого толка (41 процент опрошенных), ориентированную на решение внутренних проблем страны (81 процент), а не укрепление авторитета России на мировой арене – за это выступает 15 процентов. При этом консервативные ценности не оказались в приоритетах. Для 51 процента важнее защищать права и свободы граждан, а не традиционные ценности, институт семьи (42 процента). То есть настроения россиян очень значительно не совпадают с идеологическими установками власти, которая увлечена, прежде всего, международными делами и попытками вернуть утраченное величие.

Представим в виде таблицы те приоритеты, которые россияне считают основными для гипотетической «партии защиты народа».

Диалог с населением

34 процента

Отчетность перед народом

 

32 процента

Борьба за увеличение пенсий, социальных выплат и пособий

32 процента

Борьба против коррупции

29 процентов

Борьба за справедливость

27 процентов

Контроль за ростом цен

22 процента

Защита бедных

21 процент

Создание партии по инициативе самих людей

20 процентов

 

Никто не вливает молодого вина в мехи ветхие (Евангелие от Луки)

Но готова ли российская власть создать или хотя бы не препятствовать созданию такой партии? Категорически нет! По той простой причине, что основные программные пункты воображаемой пока партии прямо противоречат реальной политике российских властей. Но и дальше завинчивать крышку закипающего котла опасно. Потому велик шанс, что власти пойдут традиционным путем: созданием симулякра – якобы социальной партии, но под надежным контролем администрации президента. И, конечно же, не удержатся от соблазна включить в программу поддержку президента. Что-нибудь типа «За царя и за народ». Но и это опасный вариант. Политолог Валерий Соловей пишет в телеграм-канале «Незыгарь»: «Кардинальное затруднение в том, что популистская мобилизация под социальными лозунгами рискует выйти из-под контроля, приобретя саморазвивающуюся и враждебную власти логику. Так, запалом российской революции 1905 года стали действия близкой к власти, консервативной по своему умонастроению, но социальной по своим требованиям силы – организации священника Гапона».

(Священник Георгий Гапон создал рабочую организацию «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга», организовал 9 января 1905 года массовое шествие рабочих к царю с петицией. Шествие расстреляли, что и положило начало Первой русской революции 1905-1907 годов. – Ред.)

Но, как пишут эксперты, скорее будет выбран другой вариант, а именно попытки превратить в партию социальной защиты одну из уже существующих. Будет предпринята попытка реанимировать «Справедливую Россию». Но и этот вариант будет обречен на провал: СР давно и прочно встроена в систему и более других парламентских партий потеряла доверие людей. Вместо реальных действий власть будет их имитировать, полагая, что реальная реформа несет слишком высокие риски для системы. Но и консервирование ситуации несет не меньшие риски.