Школа выживания

Оценить
Жители Урусово опасаются, что авария в школьном здании приведет к исчезновению села

«Красивые слова из телевизора»

«Перед тем, как губернатор приехал, дорожные рабочие из ям листья феном выдували. Наш глава мешки с мусором собирал», – смеются жительницы села Урусово, собравшиеся в клубе. Это беленое двухэтажное здание, построенное при князьях Гагариных. Денег даже на косметический ремонт не хватает, поэтому используется только первый этаж. На стенде, висящем под портретами местного начальства, после каких-то выборов задержалась листовка с призывом: «Только вперед!».

Губернатор Валерий Радаев приехал в Урусово на следующий день после аварии. «Если комиссия примет решение, что школа подлежит восстановлению, это будет сделано в кратчайшие сроки. Если решение комиссии будет отрицательным, найдем возможность построить вам школу. В любом случае образовательная база в Урусове будет», – заявил гость.

Сельчане рады бы поверить. Но ведь, по словам родителей учеников, «30 лет, с момента ввода в эксплуатацию, крыша в школьном здании текла так, что в подвал лилось», а власти перед каждым 1 сентября признавали сооружение готовым к началу учебного года.

Сельский клуб
Сельский клуб

Обрушение произошло около 12.45. У школьников в этот момент шел пятый урок. Воспитанники детского сада, находящегося в том же здании, обедали. «Грохот был. Учителя побежали смотреть, что случилось. Детей эвакуировали. Следующей ночью малыши во сне кричали: бежим, бежим! Учителей трясло. Но никакой психологической помощи очевидцам не оказали», – рассказывает мама одного из учеников Ольга Геннадиевна.

«Дети никому не нужны. Сейчас много говорят про демографию, но это красивые слова из телевизора, – говорит бывшая учительница Валентина Владимировна. – Родители скидываются на краску для ремонта в классах. Учителя сами покупают шторы». Валентина Владимировна 25 лет вела уроки русского языка и литературы. Помнит времена, когда в сельской школе «было почти 90 детей». «Раньше учителя сидели до вечера с учениками, теперь – с отчетами. Даже во время урока педагог заполняет бумажки».

Валентина Владимировна
Валентина Владимировна

После обрушения школьников досрочно распустили на осенние каникулы. Родители полагают, что занятия можно временно проводить в здании клуба. «До 1985 года школа здесь и находилась. В классах было по 30-40 человек, учились в две смены. А сейчас комиссия нос воротит: мол, стены не в тот цвет покрашены, водопровода нет, канализации нет. Это решаемые проблемы. Можно кинуть 15 метров трубы и поставить один унитаз. У нас всего 36 учеников. В том здании, которое обрушилось, очередь в туалет никогда не стояла», – говорит Мария Владимировна, школьная уборщица.

Районные власти предлагают возить детей в школу поселка Ртищевский. «Это 38 километров. Дорога узкая. По ней постоянно ездят «Камазы»: везут яблоки и свеклу – на сахарный завод», – говорит многодетная мама Светлана. Ее семья живет в маленьком селе Раево-Вознесенское. От него до Урусово – всего два километра, зато каких! Светлана и трое ее детей хорошо знают, каково это – каждое утро добираться в школу по бездорожью.

Многодетная мама Светлана
Многодетная мама Светлана

Участок трассы возле села Урусово был «стройкой века» два года назад. Подбодрить рабочих приезжал губернатор. «Это очень тяжелое направление. Нужно строить день и ночь!» – напутствовал Валерий Васильевич. Гостю особенно понравился источник финансирования: «В районе собрали товаропроизводителей – и нашли решение». Как объясняют местные, с фермеров вытянули около 7 миллионов рублей.

«На подъезд к селу от поворота с трассы мы сдавали по тысяче рублей с каждого двора, где есть машина. Осенью асфальт положили, весной – ямы!» – разводит руками Мария Владимировна.

По подсчетам родителей, школьникам придется проводить в пути по три часа в день, а 15 детсадовцев будут сидеть по домам.

 

Начальство сбежало от народа

Сельчане опасаются, что учителя, не дождавшись реконструкции или строительства новой школы, уедут из села. «Кто согласится год или два сидеть без работы? Вернуться в нашу школу хотели четыре выпускника, они сейчас учатся в балашовском пединституте. Теперь вряд ли приедут».

Всего в школе и садике работали 28 человек. Других вариантов трудоустройства для них в селе нет. «Есть фермерские хозяйства, но они не занимаются животноводством, то есть для женщин работы нет, – говорит Ольга Геннадиевна. – При совхозе были свинарник, коровник, крольчатник, теплица, столовая. В 1990-х совхоз развалился. Половина жителей уехали, остальные завели коров. У нас «рогатки» больше всех в районе». Сельчане возили молочные продукты на рынок в Ртищево. По мнению жителей, торговый объект аффилирован бывшему главе района Александру Санинскому, ныне – депутату областной думы. «Нам создали условия, чтобы невыгодно было торговать. Коров пришлось порезать».

Стенд с портретами местного начальства

Летом в Урусове ввели карантин в связи с африканской чумой свиней. Теперь хрюшек нельзя разводить здесь в течение года. «Это полный развал села», – вздыхает Валентина Владимировна.

Через две недели после объявления карантина в Урусово отправили пресс-тур в рамках социального проекта «Близкая точка России», организованного за счет президентского гранта на развитие гражданского общества. Журналистам и блогерам показали местные природные и исторические достопримечательности. Негативный информационный фон удалось заглушить. Но жителям от этого не полегчало.

«У нас только в садике пять многодетных семей. Но для детей в селе ничего нет, – рассказывает молодая мама Татьяна, ожидающая второго ребенка. – Единственная детская площадка – у детского сада. Единственный спортивный городок – у школы, но там на воротах даже сетки нет. Зимой – ни катка, ни хоккейной коробки».

Глава Урусовского МО Игорь Стрельник
Глава Урусовского МО Игорь Стрельник

На встречу с жителями в клуб пришел глава Урусовского МО Игорь Стрельник. Но говорить с сельчанами отказался, «пока не уйдут граждане со свечением» – съемочная группа «Открытого канала». «Пресса вам школу не построит. И дорогу тоже. И я не построю», – заявил Игорь Валерианович и убежал из зала.

 

Графские развалины

Вход на школьный двор перегорожен красно-белой лентой. Ветер треплет прицепленный двумя скрепками листок с надписью «Опасно! Не подходить!». Через оконное стекло виден жуткий провал на первом этаже. В глубокой яме – обломки железобетонных плит, куски выложенных синим кафелем стен, доски, полосы линолеума. Авария случилась в коридоре между школьным крылом и детсадовским. На переменах в этом месте, рядом с туалетами, многолюдно.

«Опасно! Не подходить!»

Двухэтажное здание рассчитано человек на двести. Стены покрыты облупившейся бледно-розовой краской. В окнах – рассохшиеся деревянные рамы. Белеют кружевные занавески. Над дверью – новенькая синяя вывеска с названием учебного заведения. Слева – пластиковые цветы и черные гранитные доски с именами выпускников, погибших на Великой Отечественной, афганской и чеченской войнах.

За школьным огородом видны развалины совхозных ферм. По другую сторону дороги – огромная церковь из красного кирпича. На колокольне высотой с девятиэтажку чернеет старинный крест. В 1940-х годах его пытались сорвать, но не долезли. Центральный вход заварен листами железа. Через дыру в стене можно протиснуться к винтовой лесенке, ведущей наверх. Ход такой узкий, что задеваешь плечами стены. Внутри абсолютно темно, следующую ступеньку нужно нащупывать ногой.

Провал в школе
Провал в школе

Каменная лестница доходит до крыши храма. Наверху растет густая трава. Под ней не видно, в каком состоянии перекрытие. Но, судя по протоптанной тропинке к куполу, любители острых ощущений здесь бывают часто. От деревянной лестницы, поднимавшейся к колоколам, осталось несколько балок высоко над головой.

По воспоминаниям старожилов, последнего звонаря звали дядя Миша. Вокруг церкви был кирпичный забор. Во дворе – лужайка и сосны. За зданием – сад и речка Песчанка. Весной на Пасху она разливалась, и прихожане с куличами плыли на службу на лодках. Сейчас речка настолько обмелела, что ее не видно среди кустов.

Воспоминания жителей в 2013 году записала ученица ртищевского лицея №3 Мария Стрелюхина, подготовившая исследовательскую работу для всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век».

Храм Казанской иконы Божьей Матери

Храм Казанской иконы Божьей Матери был построен в 1842 году на средства графини Александры Лаваль – хозяйки санкт-петербургского литературно-музыкального салона (где читали свои произведения Карамзин и Пушкин)и уральского горнодобывающего завода. В 1931 году Ртищевский райисполком обложил здание церкви огромным налогом: сельская община должна была выплатить больше 1,1 тысячи рублей. В 1936 году сельсовет приказал коллективу верующих провести ремонт храма по установленной смете на 25,5 тысячи рублей. Прихожане пожаловались на завышенные расценки. Год спустя все 40 человек, подписавшие жалобу, были арестованы.

Летом 1941-го сельские комсомольцы организовали сбор подписей за закрытие храма. Теперь-то жители не могли ошибиться с ответом: 86,7 процента сельчан оказались «за». До 1994 года здание использовалось как зерносклад.

В 2001 году церковь внесли в региональный список памятниковисторико-культурного наследия. В 2009-м местные учителя со школьниками расчистили здание от мусора. Как указано на епархиальном сайте, богослужения здесь проводятся раз в месяц.

Храм Казанской иконы Божьей Матери 

Логика истории

Судя по исследованию Марии Стрелюхиной, и царская, и советская власти внимательно относились к образованию на селе. Первая школа для мальчиков открылась в церковной сторожке в начале 1860-х годов. В 1890-х в селе уже работали школа для девочек и светское земское училище. В 1935-м сельсовет передал школе-семилетке парк и дом княгини Гагариной. Старожилы вспоминали, как, будучи воспитанниками колхозного детсада, гуляли по барским аллеям с красивыми соснами (сейчас от них ничего не осталось).

Как писала в своем исследовании ртищевская лицеистка, большая история прокатилась по селу, не упуская ни одного трагического пункта. В 1919 году жителей Урусова заставили копать окопы и заготавливать дрова для Красной армии, оборонявшейся от Деникина. В 1921-м село захватили восставшие крестьяне Антонова. На месте современного ФАПа поставили плаху и проводили казни коммунистов.

Во времена НЭПа в Урусове появилось много кустарей – сапожников, портных, шорников, валяльщиков. Сельчане завели ветряные и паровые мельницы, чесальни, кузницы и т.д. Спустя несколько лет «самозанятых» раскулачили – по подсчетам Марии Стрелюхиной, репрессиям подверглась почти половина населения. Часть жителей бежали в леса Брянской и Смоленской областей.

В 1933 году наступил голод. «Учительница сельской школы Пелагея Самсоновна постоянно не досчитывалась учеников в классах. После недельного отсутствия, делая обход домов, из которых не приходили дети, с ужасом обнаруживала трупы всех членов семей», – пишет лицеистка.

На фронтах Великой Отечественной сложили головы 150 жителей села Урусово. Оставшихся в тылу женщин и подростков мобилизовали на строительство газопровода «Саратов-Москва». Старожилы рассказали автору исследования, что неделями копали траншеи для газовиков – за трудодни.

Неудивительно, что за последние сто лет население села только сокращалось: в 1917 году в Урусове жили 3,5 тысячи человек, в 1937-м – 822 человека, в 2012-м – 322. Теперь, опасаются жители, если не удастся сохранить школу, отсюда уедут все.


«Дорога в нормативном состоянии»

Светлана Владимировна Рудаева, начальник районного управления образования: «Администрация заключила договор с ООО «Саратовстройреконструкция» на проведение технической экспертизы школьного здания. Если результаты покажут, что оно пригодно к эксплуатации, будет проведен капремонт. Если нет – мы приступим к разработке проектно-сметной документации по строительству новой школы. На время работ будет организован подвоз детей в школу поселка Ртищевский или райцентра. Дорога находится в нормативном состоянии, школьный маршрут обследован, автобус приспособлен для перевозки детей.

Дорога в селе
Дорога в селе

На здание школы села Урусово в августе был подписан акт о готовности к учебному году. Официальных жалоб на проблемы с состоянием здания не поступало. Сколько денег выделялось на ремонт, не готова ответить, документы переданы в следственный комитет.

На период ремонта или строительства педагоги по желанию будут трудоустроены на вакантные места в образовательных учреждениях района. С техперсоналом сложнее.

Осуществлять образовательный процесс в здании ДК нельзя, оно не соответствует современным санитарным и противопожарным требованиям и является культурным памятником».

 

«Нас почему-то считают врагами»

Виолетта Сазонова, заместитель главы района: «Мы здесь находимся каждый день. Но конструктивного разговора пока не получается. Жители почему-то считают нас врагами. Хотя мы готовы рассмотреть все предложенные родителями варианты.

Виолетта Сазонова
Виолетта Сазонова

Родители спрашивают, почему нельзя вести занятия в здании школы села Курган. Ее закрыли пять лет назад. Помещение не эксплуатируется. Нужен капитальный ремонт. Его тоже невозможно провести за один день.

Дошкольники не останутся без внимания. Для них планируется организовать досуговые группы в здании ДК Урусово, только занятия, без питания. Здесь нет водопровода и канализации. Но можно поставить горшки и подвозить воду в цистерне.

В школе села Урусово за последние пять лет ремонтировали спортзал, крышу, канализацию. Установили шикарный пищеблок. Там были теплые туалеты в кафеле – через окошко сейчас это видно. Не сказать, что школа была в запущенном состоянии».

Школа опечатана

P.S. Как сообщает пресс-служба губернатора, обрушившееся здание признано непригодным для восстановления. Валерий Радаев поручил разработать проектную документацию для строительства новой школы-детского сада. Во время работ учеников будут возить в среднюю школу № 1 города Ртищево.