Подставили плечо. Как саратовская мэрия заложила городское имущество ради помощи «володинскому» застройщику Березовскому

Оценить
Компании, аффилированные депутату гордумы, регулярно получают подряды на строительство социальных объектов, связанных со спикером ГД, хотя их способность выполнять взятые обязательства вызывает вопросы. Теперь в гневе даже Володин.

Компании, аффилированные депутату гордумы Саратова Алексею Березовскому, регулярно получают подряды на строительство социальных объектов, связанных со спикером Госдумы Вячеславом Володиным, хотя их способность выполнять взятые обязательства вызывает вопросы.

Во время заседания Саратовской областной думы 24 октября с подачи депутата от КПРФ Николая Бондаренко стало известно, что саратовская мэрия взяла почти 300-миллионный кредит под залог муниципального имущества, в том числе бассейна «Саратов», чтобы помочь ГК «Аркада» – строительной компании, аффилированной депутату гордумы от «Единой России» Алексею Березовскому. Формально ее владельцем и гендиректором сейчас являются Кирилл и Дмитрий Березовские соответственно, сыновья депутата, который официально работает специалистом по связям с общественностью в ректорате СГУ им. Н.Г. Чернышевского, а также возглавляет отделение «Единой России» в Кировском районе Саратова. Бондаренко спросил у руководителя регионального УФАС Людмилы Борисовой, не является ли такая помощь города компании, тесно связанной с городским же депутатом, нарушением законодательства. Чиновница ничего по существу не ответила, сказав, что «в первый раз об этом слышит».

Николай Бондаренко
Николай Бондаренко

В администрации Саратова в ответ на претензии Бондаренко подтвердили, что между строительной компанией и «одним из саратовских муниципальных предприятий» был заключен договор о совместной деятельности по строительству школы в 7-м микрорайоне поселка Солнечный-2, в рамках которого МУП вложит в стройку порядка 300 миллионов рублей. Речь идет о той самой школе, которую начали строить весной этого года по инициативе спикера Госдумы Вячеслава Володина, озаботившегося данным вопросом после того, как жители этих новостроек в январе обратились к президенту Владимиру Путину с жалобой на саратовские власти из-за нехватки мест в учебных заведениях. Теоретически, возвести школу в рамках комплексной застройки должна была компания «Кронверк», но чиновники так и не смогли убедить ее исполнять взятые обязательства.

В итоге строительством школы в Солнечном-2 стал заниматься Березовский – впрочем, не факт, что он вызвался сам и обрадовался перспективе возводить вместо жилой или коммерческой недвижимости социальный объект. Володин заявил, что строительство учебного заведения находится у него «на личном контроле» и завершить его нужно до конца года. При этом конкурсных процедур по выбору подрядчика с последующим заключением муниципального контракта не проводилось – формально «Аркада» вроде бы как проводит работы по собственной инициативе. Федеральное финансирование проекта в размере 787 миллионов рублей удалось получить лишь в августе, и бюджетные деньги застройщик получит только после окончания строительства, когда мэрия выкупит у него школу.

Впрочем, есть вероятность, что данный проект, напротив, может быть отнюдь не благотворительным порывом «Аркады», а способом поправить свое материальное положение. Как пишет издание «Бизнес-вектор», сметная стоимость школы в Солнечном-2 в 2017 году, согласно сайту ГАУ «Саратовский региональный центр экспертизы в строительстве», составляла всего 111 миллионов рублей и «каким образом эта сумма выросла почти в семь раз, даже с учетом большого количества спортплощадок в школьном дворе, понять сложно».

Так или иначе, но с взятыми (ну, или возложенными на него) обязательствами Березовский, как выяснилось, не справляется. Володин, побывавший в августе на стройплощадке, сокрушался, что работы завершены лишь на 30% и отстают от плана в два раза, в связи с чем, при сохранении подобных темпов, застройщик не успеет до декабря, а регион может потерять выделенные федеральные средства. За прошедшие два месяца, судя по всему, ситуация не улучшилась.

«В связи с тем, что у организации, занимающейся строительством школы, возникли проблемы, и для того, чтобы не допустить срыв федеральной программы и построить образовательное учреждение в установленный срок, муниципалитет был вынужден, так скажем, подставить плечо и подключиться к процессу возведения данного объекта», – заявил замглавы администрации Саратова по экономике Алексей Никитин.

Именно для этого муниципальное предприятие, назначенное помогать «Аркаде», и вынуждено было взять крупный кредит под залог городского имущества. В мэрии уверяют, что, взяв на себя через МУП обязательства по достройке школы, «муниципалитет ничего не потеряет», так как школа в итоге окажется в городской собственности.

«Также ничего не потеряет и муниципальное предприятие, потому что для него эта сделка – прибыльная. И оно сможет не только возвратить кредит, но и получить дополнительный доход», – обещает Никитин.

О каком МУПе идет речь, чиновники умалчивают. В пресс-службе мэрии выяснить ответ на этот простой вопрос не удалось в течение двух дней. По данным Николая Бондаренко, кредит в размере 299,9 миллиона рублей еще 2 октября взяло МУСПП «Ритуал». Очевидно, что никаким совместным с «Аркадой» строительством похоронщики заниматься не будут, и застройщику просто понадобились деньги, для чего и была придумана такая схема. Как следует из документации на сайте единой информационной системы в сфере закупок, кредит был предоставлен на срок до 31 декабря, и в качестве процентов «Ритуал» заплатит банку почти 9,338 миллиона рублей (то есть процентная ставка составляет около 10,7% годовых). Каких-либо конкурсных процедур не проводилось – предоставивший кредит банк был выбран способом «закупка у единственного поставщика». Выписка из ЕГРН о бассейне «Саратов» (кадастровая стоимость составляет почти 32,43 миллиона рублей, принадлежит Саратову и находится в хозведении МУП «Физкультурно-спортивный комплекс») свидетельствует, что он действительно был заложен для получения этого кредита «Экономбанку» (контролируется структурами миллиардера Виктора Вексельберга).

Школа в Солнечном-2 – далеко не единственный «володинский» проект, к которому имеет отношение Алексей Березовский. Так, в начале 2000-х годов фирма предпринимателя «Сартехстройинвест» была подрядчиком строительства 11-го корпуса Саратовского государственного университета, который прославился строительными недоделками: в здании «падали люстры, в морозы рвались батареи отопления и не было предусмотренного проектом оборудования», писало тогда одно из саратовских СМИ. При этом Вячеслав Володин, курировавший эту стройку, в ходе инспектирования недоделок в новом корпусе по каким-то причинам возложил ответственность за ситуацию не на Березовского и его подчиненных, а на тогдашнего декана расположенного там истфака Велихана Мирзеханова. Уже потом по факту хищений при строительстве здания было возбуждено уголовное дело по статье о растрате в особо крупном размере (чем оно закончилось, в открытых источниках выяснить не удалось). Все это не помешало ГК «Аркада», например, заниматься затем строительством школы-интерната на малой родине Володина – в поселке Алексеевка Хвалынского района (проект обошелся примерно в 60 миллионов рублей), которое проходило по инициативе Володина и завершилось в 2014 году.

Сейчас компании семьи Березовского, помимо школы в Солнечном-2, заняты строительством еще ряда социальных объектов. «Сартехстройинвест» оказался единственным участником (и победителем) объявленного весной тендера на возведение нового корпуса музыкально-эстетического лицея имени Шнитке в Энгельсе за 265 миллионов рублей. Сдать объект, который тоже считается «володинским» проектом, подрядчик должен к концу декабря. Губернатор Саратовской области Валерий Радаев, побывавший на стройплощадке в конце сентября, отметил существенное отставание работ от графика.

Эта же фирма занимается скандально известной реконструкцией стадиона «Авангард». Изначально работы стоимостью более 200 миллионов рублей должны были быть завершены к Чемпионату мира по футболу, проходившему в России летом этого года, чтобы стадион мог стать тренировочной базой для одной из команд. Однако вовремя реконструировать стадион не успели, и в итоге его вычеркнули из списка объектов турнира и соответствующей федеральной программы, после чего все затраты легли на городской бюджет. Губернатор Валерий Радаев неоднократно приезжал на стадион, работы на котором до сих пор идут (в августе сроки сдачи стадиона перенесли на 1 декабря), и критиковал строителей за недостаточные темпы. В середине октября губернатор в ходе очередного визита на стройплощадку даже потребовал от главы Саратова Михаила Исаева выгнать фирму Березовского с «Авангарда» из-за срыва сроков (на стройплощадке в этот момент присутствовал именно Березовский-старший). Вскоре появились слухи, что Алексей Березовский подал заявление о сложении своего депутатского мандата, правда, потом они были опровергнуты.

Авангард
Стадион «Авангард»

Причиной систематических проблем, возникающих у компаний семьи Алексея Березовского при строительстве объектов, может быть их плачевное финансовое положение. Так, согласно базе данных ФССП, в отношении «Сартехстройинвеста» открыто более полутора сотен исполнительных производств. Сам Алексей Березовский по решению Дорогомиловского районного суда Москвы, вступившему в силу в апреле этого года, должен погасить задолженность по кредиту на сумму почти 180 миллионов рублей.

Как следует из судебных документов, кредит в размере 499,4 миллиона рублей под 13% годовых ГК «Аркада» Березовского взяла в банке «БФГ-Кредит» в июне 2013 года на срок по май 2015 года. Целью кредитования было финансирование строительства двух 16-этажных жилых домов по 3-му проезду Муленкова (ЖК «Изумрудный»). Предприниматель и «Сартехстройинвест» выступили тогда поручителями.

В 2016 году банк лишился лицензии, и долг перешел к государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». Весной прошлого года конкурсный управляющий агентства, занимающийся делами банка, направил «Аркаде» и поручителям требование о полном возврате задолженности по кредиту, включая все неустойки. Эти требования остались без удовлетворения, в результате чего банк в лице конкурсного управляющего подал на Березовского и связанные с ним компании в суд иск о солидарном взыскании задолженности и обращении взыскания на заложенное имущество – квартиры в новостройках. В итоге кредиторы, помимо взыскания суммы долга, добились обращения взыскания на более чем восемь десятков квартир в двух домах «Изумрудного» (№2 и №6 по 3-му проезду Муленкова), которые теперь пустят с молотка.

Изумрудный
ЖК «Изумрудный»

При этом ликвидность этой недвижимости у потенциального покупателя может вызывать серьезные вопросы. Новоселы «Изумрудного» вскоре узнали (по запаху), что поселок фактически не подключен к системе канализации: поскольку возведенная застройщиком канализационно-насосная станция не функционирует, стоки вытекают из отстойника прямо на особо охраняемую природную территорию, а затем поток нечистот впадает в реку Гуселка. По состоянию на сентябрь эту проблему, которой уже не один год, так и не решили (подробнее читайте в статье «От Изумрудного до Цветочного. Почему новое жилье в Саратове пахнет фекалиями»). Проблемы жителей поселка вонючим ручьем, текущим от их домов, не ограничились. Так, люди жаловались на разрастающиеся рядом с новостройками свалки строительного мусора. Один из домов каким-то образом ввели в эксплуатацию, несмотря на отсутствие в 18-этажке лифтов, воды, электричества и какого-либо намека на благоустройство придомовой территории. Как этого могли не заметить чиновники, подписавшие акт приемки без замечаний и выдавшие разрешение на эксплуатацию здания, не соответствующего проектной документации, загадка. К ее разгадке в итоге все-таки подключились правоохранительные органы, возбудившие уголовное дело по статьям о превышении должностных полномочий и служебном подлоге.

На фоне всего этого остается загадкой и то, почему к аффилированным Алексею Березовскому компаниям саратовские чиновники проявляли поразительную лояльность, систематически отдавая подряды на важные социальные объекты – в объемах, которые, как видно, структуры семьи депутата просто не в состоянии выполнить. Причем зачастую это происходило фактически без конкурса (вряд ли можно назвать конкурсом ситуацию, когда победитель является его единственным участником) или, как в случае со школой в Солнечном-2, и вовсе по некой договоренности. Может быть, дело в связях Березовского с Вячеславом Володиным? Или в принадлежности застройщика к числу функционеров «Единой России»? Конечно, можно возразить, что просто не нашлось других желающих стоить социальные объекты, – такое действительно может быть, если стоимость контракта равна себестоимости строительства или даже ниже ее, однако при таком подходе заказчика вряд ли стоит удивляться последующим проблемам.

Школа в Солнечном-2
Школа в Солнечном-2

Теперь же, чтобы спасти ситуацию с систематически срывающимися сроками хотя бы на одном объекте, чиновникам фактически приходится давать Березовскому деньги, используя весьма подозрительную и потенциально рискованную для города схему. Кстати, если срыв сроков действительно связан с финансовыми проблемами застройщика, то депутат мог бы для исполнения своих обязательств продать что-то из непрофильных активов. Например, речь может идти о базе отдыха «Хутор Семеновский», расположенной на окруженном лесом берегу Волги недалеко от села Воскресенское. Так, кадастровая стоимость только земельного участка площадью около 36 тысяч квадратных метров под комплексом зданий турбазы составляет более 81 миллиона рублей. Принадлежит он Березовской Лидии Александровне и находится в аренде на 48 лет у ГК «Аркада».

Турбаза "Хутор Семеновский"
Турбаза "Хутор Семеновский"

Впрочем, теперь у компаний Березовского проблемы могут начаться уже по-настоящему серьезные и непоправимые: 26 октября Вячеслав Володин в ходе очередного визита в Саратов заявил, что «надо принимать меры по их недопущению на бюджетные объекты» (речь тут также и об Александре Исаеве, еще одном сорвавшем сроки на «володинском» объекте депутате-строителе), отметив: «Дружба дружбой, а служба службой».