В этой филармонии надо что-то менять. Конфликт оркестра с маэстро – следствие неграмотного управления?

Оценить
Нового главного дирижера симфонического оркестра саратовской филармонии Энхэ обвинили в хамском отношении к музыкантам. Оказалось, что этот конфликт, который администрация попыталась сгладить, лишь верхушка айсберга.

22 сентября скрипач Илья Мищенков, пять лет проработавший в Академическом симфоническом оркестре Саратовской филармонии им. Альфреда Шнитке, объявил миру о конфликте между музыкантами оркестра и его новым главным дирижером Энхэ (Энхбаатаром Баатаржавыном). Администрация филармонии и министерство культуры региона на это ответили, что никакого конфликта нет. А есть публичная позиция всего одного музыканта, к тому же уволенного из оркестра. Мы попытались разобраться, так ли это.

 

Что случилось?

10 сентября маэстро Энхэ приступил к обязанностям главного дирижера симфонического оркестра саратовской филармонии.

22 сентября в группе «АСО (академический симфонический оркестр) Саратовской филармонии» (сейчас – «Сочувствующие АСО Саратовской филармонии») в социальной сети «Вконтакте» появилась анонимная публикация под заголовком «Саратовский оркестр под Монгольским Игом». Аноним называл нового дирижера хамом, унижающим коллектив, уличал его в невысоком профессионализме и призывал зрителей бойкотировать концерты симфонического оркестра, который, по мнению автора поста, под таким управлением деградирует.

24 сентября официальные лица – замдиректора филармонии Светлана Краснощекова и министр культуры области Татьяна Гаранина объяснили СМИ, что никакого конфликта нет. А есть недовольство высокими требованиями дирижера у одного-единственного музыканта, к тому же уволенного из оркестра. И музыкант этот – скрипач Илья Мищенков – покинул коллектив еще 19 сентября.

В подтверждение слов официальных лиц 25 сентября на канале ГТРК Саратов вышел сюжет, в котором работу маэстро оценили приглашенные музыканты: скрипачка Алена Баева и пианист Андрей Коробейников. А также свое веское слово в защиту маэстро сказал народный артист России Геннадий Кузьмин, первая скрипка симфонического оркестра.

На первый взгляд, конфликт исчерпан. Но на самом деле нет. И корни его лежат гораздо глубже.

Илья Мищенков. Фото из соцсетей.jpg
Илья Мищенков. Фото из соцсетей 

Он хам и сексист

Именно этими словами ответил Илья Мищенков, когда мы спросили его о претензиях к маэстро.

Слова Мищенкова подтверждают многие не саратовские музыканты, оставившие комментарии под тем злополучным постом, который и вывел конфликт в публичную плоскость. Но и музыканты саратовского оркестра к этому нестройному хору тоже присоединяются.

Гобоист Валерий Феоктистов, который служит в оркестре с начала 90-х годов, замечает, что Энхэ как дирижер – не выдающийся, даже средний. Но в выражениях действительно несдержанный. Особенно, как утверждает оркестрант, он «цепляется к девчонкам», которые потом месяцами сидят в слезах на валидоле и ждут, когда Энхэ уедет.

– Как-то раз он встал за пульт и сказал нам: «Я не рад вас видеть. Нет, не рад», – рассказывает Феоктистов. – Когда с нами работал Владимир Вербицкий – очень жесткий дирижер, очень требовательный, мы все понимали, что у него профессиональные требования. Он говорил нам: играйте лучше, вы можете играть лучше! А этот – бай. Он заявляет «ты не умеешь играть» тому, кто ему просто не нравится. Может шикарнейшему музыканту сказать: «Ты Аня? Я тебя Марусей буду звать. Дуся, ты играть не умеешь».

Валерий Феоктистов
Валерий Феоктистов

Еще один оркестрант, пожелавший остаться неизвестным, заметил: «Дирижер – на самом деле должность диктаторская, но даже самые жесткие дирижеры не позволяют себе высказывать при оркестре нелицеприятные вещи, которые унижают человека».

 

Скандал только следствие…

А его причины, как полагают музыканты, лежат куда глубже. «Важно понимать, что убрать Энхэ – это необходимая, но полумера, – пишет Феоктистов в комментариях под постом. – Он лишь следствие системы принятия решений в Саратовской областной филармонии им. Шнитке!»

Музыканты сетуют на то, что последний постоянный главный дирижер оркестра – Мурад Аннамамедов – покинул Саратов в 93-м году, с тех пор главные дирижеры работают по контракту и по совместительству (например, маэстро Энхэ еще и главный дирижер в уральском симфоническом молодежном оркестре). Что в филармонии с тех пор, как умер Анатолий Катц, нет художественного руководителя. Что в оркестре больше не действует художественный совет, состоящий из первых голосов всех оркестровых групп (к нему просто никто не прислушивается), большая часть музыкантов выведена за штат, и они работают по контрактам, перезаключаемым ежегодно. А в творческую работу коллектива вмешиваются административные работники учреждения. К тому же симфонический оркестр давно не был на гастролях. Якобы отсутствие гастролей экономит бюджет филармонии.

В министерстве культуры Саратовской области говорят, что единственное решение, которое принимает ведомство – это решение о назначении директора филармонии. Все остальные решения – это внутренние дела учреждения.

– Никогда такого не было, чтобы с оркестром советовались – какого дирижера нанимать, – объясняет замдиректора филармонии Светлана Краснощекова. – Потому что не оркестранты платят зарплату и не оркестранты работают с оркестром, а именно администрация. Чтобы дирижер подошел коллективу как главный и художественный, его смотрят в работе. Посмотрите аналитику саратовского оркестра. Вы заметите, что три года дирижер работает как главный, а потом у оркестра год перерыв – в этот год администрация смотрит на работу приглашенных дирижеров и выбирает, кого пригласить в качестве главного.

Маэстро Энхе (фото с официального сайта Саратовской филармонии)
Маэстро Энхе (фото с официального сайта Саратовской филармонии)  

Серый кардинал саратовской филармонии

Как в один голос утверждают и Мищенков, и Феоктистов, и анонимный оркестрант, все ключевые решения в филармонии принимает замдиректора по филармонической работе Вера Никитина.

– Вера Яковлевна де-факто руководит филармонией, – говорит скрипач Мищенков. – Она решает, какого пригласить дирижера, кого за какой пульт посадить, кого вообще убрать из оркестра. И если дирижер пытается работать без ее подсказок, то долго он в филармонии не задержится. Вера Яковлевна почему-то считает, что чем хуже будет отношение к коллективу, тем лучше он будет играть и тем больше будет успех.

В своем заявлении он написал, что к мнению музыкантов не прислушались. В беседе с нами заявил, что во многих оркестрах есть практика тайного голосования, когда оркестранты ставят оценки дирижеру и решение о его принятии на должность главного принимается, в том числе, и на основании этих оценок.

– Что касается зрительской активности, то я вам открою один маленький секрет, – объясняет скрипач. – За продажу билетов в филармонии отвечает тоже Вера Яковлевна. Если ей надо показать, что дирижер хороший, зал будет продан в любом случае: она пойдет по всем музыкальным школам, подключит все свои связи – и зал продадут. А если она решит, что дирижера надо убрать, хотя он самый лучший и у него программа прекрасная, она просто будет блокировать продажу билетов.

С тем, что продажа билетов – мощный рычаг воздействия, соглашается и Валерий Феоктистов, который считает, что из всей администрации Никитина, видимо, единственная, кто разбирается в вопросе распространения билетов. Она же решает, кто будет главным дирижером, кто из музыкантов будет работать, а кто нет.

По словам гобоиста, история про Никитину давняя: в качестве зама по филармонической работе ее, якобы, утвердил еще Михаил Брызгалов, который был на тот момент министром культуры региона. А за несколько лет до этого назначения Вера Яковлевна была директором оркестра.

– Это должность административная, не творческая, – объясняет Феоктистов. – Человек на этой должности занимается бытовыми вопросами – на гастролях расселить-поселить, что-то достать. А она вмешивалась и в творческий процесс. И тогда оркестр собрал подписи за ее отставку. Тогдашний директор филармонии Леонид Крук собрал оркестрантов, выслушал все «за» и «против» и пообещал найти ей такую должность, чтобы она не была связана с людьми. Через несколько лет ей эту должность нашли.

Как утверждают оркестранты, именно с подачи Никитиной несколько лет назад в оркестре начались аттестации, по результатам которых многих музыкантов выводили за штат («ты плохо играешь»), но брали на ту же позицию на срочный договор. Договор каждый раз заключается на один год. Якобы Вере Яковлевне удалось руками дирижеров убрать ряд очень профессиональных музыкантов, которые застали еще те времена, когда она работала простым библиотекарем.

– Если сравнить союз Энхэ с Верой Яковлевной, то это как союз… что у нас там идет в оперном? «Дюймовочка»? Как союз крота и крысы. Или Бабы Яги с Кащеем Бессмертным. Они считают, что чем хуже людям, тем лучше, – объясняет Феоктистов. – Как я до сих пор держусь, я не знаю.

 

Работа за копейки и без перспективы

– Все музыканты мне благодарности пишут за то, что я выступил с этим обращением, – говорит Мищенков. – Многие из них не могут возмущаться в открытую, поскольку боятся потерять работу.

 

 

– В Саратове всего два полностью укомплектованных оркестра, – объясняет анонимный оркестрант. – Если ты останешься без работы, устроиться будет некуда. А у нас не такие зарплаты, чтобы после увольнения переезжать в другой город с семьей, искать жилье, устраиваться.

По словам Феоктистова, первые голоса в оркестре зарабатывают максимум 25 тысяч рублей в месяц. Сумма зависит от количества выступлений и репетиций. Но, как он утверждает, когда он был первым гобоем, то получал порядка 20 тысяч рублей в месяц. У второго гобоя оклад скромнее – 16 тысяч. Выживать музыкантам помогают бесчисленные подработки.

– У человека должна быть хотя бы какая-то гарантия, что тебя не уволят после одного сезона, какие-то перспективы, – объясняет Феоктистов. – Нам контрактную систему подают под соусом «так в Москве». Но у нас же не Москва. Нельзя с людьми, как с пешками, как с винтиками. Тем более что очередь на вакантные места в оркестр не стоит.

 

Директора на все репетиции!

Чем закончится история для симфонического оркестра филармонии, пока непонятно. Илья Мищенков уверен, что Энхэ в этом сезоне из оркестра убрать не удастся. О перспективах работы маэстро анонимный оркестрант отзывается осторожно – раз сезон начался с такого скандала, то вряд ли из этого сотрудничества выйдет что-то путное.

Анэта Николаевна
Анэта Николаева

Как говорит Феоктистов, 26 сентября директор филармонии Анэта Николаева встречалась с музыкантами. И оркестранты попросили ее присутствовать на каждой репетиции. Лишь в присутствии директора, утверждают они, Энхэ держит себя в руках. И якобы Николаева им это пообещала.

Нужны ли в филармонии перемены – вопрос открытый. Но отвечая на него, надо помнить, что скандалы сотрясают это учреждение второй год подряд.